Interested Article - Эфендиев, Октай Абдулкерим оглы

Октай Абдулкерим оглы Эфендиев ( азерб. Oqtay Əbdülkərim oğlu Əfəndiyev ; 26 марта 1926 , Баку 26 февраля 2013 , Баку ) — азербайджанский и советский историк - востоковед , основатель азербайджанской школы сефевидоведения , профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана . Считается хорошо известным азербайджанским специалистом по истории Сефевидов .

Биография

Октай Абдулкерим оглы Эфендиев родился 26 марта 1926 года в городе Баку в семье интеллигенции . Его отец (азерб.) (был выпускником Горийской учительской семинарии и факультета востоковедения Азербайджанского государственного университета , преподавал в родном Геокчае , читал лекции в Азербайджанском педагогическом институте . Мать Октая Кюбра-ханум Эфендиева работала в области здравоохранения. Когда Октаю было 8 лет, его отец скончался, и мальчику дали воспитание и образование его мать и дядя (брат матери) Расул Рза .

Здание Московского института востоковедения в 1943—1954 гг., где с 1946 по 1950 год учился Эфендиев

В 1945 году Эфендиев поступил на факультет востоковедения Азербайджанского государственного университета , в период с 1946 по 1950 год продолжил образование в Московском институте востоковедения , в отделе иранистики. В 1950 году вернулся в Баку, а с 1951 года был аспирантом Института востоковедения Академии наук СССР . Учась в аспирантуре, Эфендиев, по предложению своего научного руководителя Бориса Заходера , стал заниматься изучением истории Сефевидов .

В 1955 году Эфендиев защитил кандидатскую диссертацию, а в 1969 году — докторскую. В 1993 году получил звание профессора. Около 60 лет Октай Эфендиев работал в Инстиуте истории Национальной академии наук Азербайджана , а в 1975 году стал руководителем отдела истории Азербайджана средних веков института . С 2001 года был член-корреспондентом Академии наук Азербайджана .

За период своей научной деятельности Октай Эфендиев опубликовал около 200 научных и энциклопедических статей, докладов, тезисов, научных карт на азербайджанском, русском, английском, французском, персидском и др. языках. Более 50 его трудов были изданы за пределми Азербайджана (в Турции, России, Иране, Франции, Великобритании и др.). Эфендиев был участником около 30 международных научных конференций. Он являлся одним из авторов « Азербайджанской Советской Энциклопедии », изданной в Москве многотомной «Истории СССР», « Советской исторической энциклопедии », публиковавшейся в Стамбуле « Исламской энциклопедии », был членом редколлегии « Азербайджанской национальной энциклопедии » .

Октай Эфендиев занимался также преподавательской деятельностью, в разное время читал лекции в Бакинском государственном университете и университете Мармара в Турции. В 1994—2004 гг. работал в Университете Хазар , был директором Института по изучению Кавказа и Центральной Азии. Библиографии Эфендиева были изданы Университетом Хазар (1996) и Институтом истории НАНА (2007). Эфендиев подготовил 6 докторов и 12 кандидатов наук .

Могила Октая Эфендиева на II Аллее почётного захоронения в Баку

За заслуги перед исторической наукой Октай Эфендиев был награждён медалью «За трудовую доблесть» (1982), орденом «Знак Почёта» (1982) , а 14 февраля 2004 года за заслуги в развитии азербайджанской науки Октай Эфендиев распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева был награждён орденом «Слава» .

В 2006—2007 гг. Эфендиев был председателем экспертного бюро по истории Высшей аттестационной комиссии при Президенте Азербайджанской Республики .

В 2011 году во состоялся 85-летний юбилей со дня рождения Октая Эфендиева .

Октай Эфендиев скончался в ночь с 26 на 27 февраля 2013 года в Баку . Похоронен на II Аллее почётного захоронения в Баку .

Научная деятельность

Работы Эфендиева были в основном посвящены изучению общественно-политической и социально-экономической истории Сефевидского государства , источниковедению и историографии того периода. Помимо этого Октай Эфендиев являлся автором статей по исследованию истории Ильханидов , Кара-Коюнлу , Ак-Коюнлу , Ширваншахов .

Переход Куры Исмаилом Сефеви во главе кызылбашей в 1500 г. Миниатюра рукописи Британского музея , опубликовання Эфендиевым в его книге «Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке» (Баку, 1981)

Многие свои работы Октай Эфендиев посвятил, гражданскому и военному устройству государств Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу и Сефевидов, деятельности Сефевидов в XV веке, внешней и внутренней политике Шаха Исмаила I , личности Шаха Тахмаспа I , последнему периоду государства Ширваншахов, роли тюркских племён в создании государства Сефевидов, Сефевидо-османским отношениям и др. Исследуя историю Сефевидов, Эфендиев изучал иранские, советские, зарубежные источники и даже не опубликованные ранее труды в рукописях, которые заказывал в Лондоне , Германии и т. д. Книга Эфендиева «Образование азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в.» (Баку, 1961) стала первой книгой в азербайджанской историографии, посвященной образованию государства Сефевидов в начале XVI века .

Статьи Эфендиева, посвященные персоязычным («Текмилатул-ахбар» Хаджи Зейналабдина Ширази, «Хуласатут-таварих», « Огуз-Наме » Рашид ад-Дина , «Тарихи Ильчийи Низамшах», «Зубдатут таварих», «Тарих-и шах Исмаил», «Хабибус-сияр», «Китаби-Диярбакирийя» Абу Бекра Техрани и др.), османоязычным (работы Ибрагима Рахимизаде) и европейским (работы Орудж-бека Баята , Минадои, Мембре и др.) источникам, по словам азербайджанского историка Намига Мусалы, донесли до научного сообщества много неизученных и оставшихся без должного внимания исторических сведений .

Статьи Эфендиева по историографии состоят из рецензий и критик работ таких историков, как А. Гулиев , А. Ализаде , С. Ашурбейли , В. Бартольд , (нем.) (, Ф. Кырзыоглу, С. Эршахин, Р. Раисния, Дж. Хейят и др.

Октай Эфендиев занимался также изучением социально-экономических проблем периода средневековья в истории Азербайджана. В данной сфере у ученого имеются работы по добыче нефти в Баку в XIII—XVII вв., по формам феодальной земельной собственности в Азербайджане в XV—XVI вв., по форме союргал , по налогам тамга , по оседлым и кочевым группам населения в Среднем Востоке после монголо-татарских походов и др. Также у Эфендиева есть труды по истории таких регионов, как Карабах , Гянджа , Ширван , Тебриз , Ардебиль .

На работы Октая Эфендиева в своих исследованиях ссылались такие исследователи, как (англ.) ( , Х. Халм , И. П. Петрушевкий , Г. Р. Ромер, Жан-Поль Ру, (нем.) (, Ю. Э. Брегель , И. Меликофф , А. Аллоуч, С. Китагава, О. Альтштадт , К. Куция, Э. Грюнер, А. Яман, М. Темизкан, Н. Четинкая, Е. И. Васильева, Л. П. Смирнова и др.

Отзывы

Монография Эфендиева «Образование азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в.», по словам историка (азерб.) (, имеет большое значение для изучения истории Азербайджана второй половины ХV и начала ХVI вв. Эфендиев на основе многочисленных источников правильно, как отмечает Ибрагимов, «освещает узловые вопросы истории страны данной эпохи» . Изучая историю Сефевидского государства, Октай Эфендиев, по словам азербайджанского историка Али Сойбата Сумбатзаде , привлекал «к научной разработке малоизвестные или вовсе не использованные до него источники и материалы» . Азербайджанский историк (азерб.) (называет Эфендиева «крупнейшим исследователем истории государства Сефевидов» .

Исследователи Брюс Грант и Лале Ялчын-Хекманн называют Октая Эфендиева хорошо известным азербайджанским специалистом по истории Сефевидов . По словам немецкого востоковеда Ганса Ромера, в статье Эфендиева «Роль тюркоязычных племён в создании государства Сефевидов» ( фр. Le role des tribus de la langue turque dans la creation de l'Etat Safavide), опубликованной в 1975 году в журнале «Turcica», даются важные детали по составу и структуре кызылбашских племён . Как отмечает французский тюрколог Ирен Меликофф , Фарук Сюмер и Октай Эфендиев показали, что если голова сефевидского движения находилась в Иране , то его тело находилось в Анатолии и Азербайджане . Американский антрополог Марджори Мандельштам Бальцер пишет, что книга Эфендиева «Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке» (Баку, 1981) раскрывает неоднозначный подход автора к исламу , который считается прогрессивным для своего времени, но не для советской эпохи .

Семья

  • Жена — (азерб.) ((в девичестве — Гаджиева), языковед, доктор филологических наук .
    • Дочь — Вафа Октай кызы Эфендиева .

Некоторые работы

Книги
  • Образование азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в.. — Б. , 1961.
  • Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке / Редактор академик А. А. Ализаде . — Б. : Элм, 1981. — 306 с.
  • Azərbaycan Səfəvilər Dövləti (азерб.) . — Б. , 1993. — 304 с.
  • Azərbaycan Səfəvilər dövləti (азерб.) . — Б. : Şərq-Qərb, 2007. — 407 с.
Статьи
  • К некоторым вопросам внутренней и внешней политики Шаха Исмаила (1502 — 1524 гг.) // Труды Института истории АН Азерб. ССР.. — Б. , 1957. — Т. XII . — С. 150—180 .
  • Из истории социальной и политической борьбы в Азербайджане на рубеже XV — XVI вв. // Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР. — 1960. — № 38 . — С. 35—40 .
  • Некоторые сведения о последних ширваншахах Дербендской династии // Ближний и Средний Восток. — М. , 1962.
  • О малоизвестном источнике XVI в. по истории Сефевидов // Известия АН Азерб. ССР, серия обществ. наук. — 1964. — № 2 . — С. 61—68 .
  • Искендер Мунши // Советская историческая энциклопедия . — 1965. — Т. VI . — С. 325 .
  • Исмаил I // Советская историческая энциклопедия . — 1965. — Т. VI . — С. 351 .
  • Дон Хуан Персидский или Орудж-бек Баят? // Известия АН Азерб. ССР, серия истории, философии и права. — 1966. — № 2 . — С. 62—70 .
  • Минадои и его «История войн между турками и персами» // Известия АН Азерб. ССР.. — Б. , 1967. — № 1 . — С. 59—66 .
  • Сефевие // Советская историческая энциклопедия . — 1969. — Т. XII . — С. 815 .
  • Сефевидов государство // Советская историческая энциклопедия . — 1969. — Т. XII . — С. 815 . (совместно с А. П. Новосельцевым )
  • Тахмасп I // Советская историческая энциклопедия . — 1973. — Т. XXIV . — С. 153 .
  • Узун-Хасан // Советская историческая энциклопедия . — 1973. — Т. XXIV . — С. 708 .
  • Le role des tribus de la langue turque dans la creation de l'Etat Safavide (фр.) // Turcica. — 1975. — N o 6 . — P. 24—33 .
  • Сефевиды // Большая советская энциклопедия . — 1976. — Т. XXIII . — С. 325 . (совместно с А. П. Новосельцевым )
  • Шахсевены // Советская историческая энциклопедия . — 1976. — Т. XVI . — С. 145 .
  • К освещению некоторых вопросов истории Сефевидов в современной иранской историографии // Против буржуазных фальсификаторов истории и культуры Азербайджана. — Б. , 1978.
  • О периодизации истории Тебриза в ХV-ХVI вв. // Товарно-денежные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья. — М. , 1979. — С. 237—245 .
  • Новый труд по истории Сефевидского государства // Известия АН Азерб. ССР. Серия истории, философии и права. — Б. , 1979. — № 4 . — С. 133—138 .
  • О подати тамга и ее значении в городской экономике Азербайджана и сопредельных стран в XV— XVI вв. // Ближний и Средний Восток. Товарно-денежные отношения при феодализме.. — М. , 1980. — С. 238—243 . (совместно с Ш. Б. Фарзалиевым)
  • Сефевиды и Ардебильское святилище шейха Сефи // Бартольдовские чтения 1982 г. Тезисы докладов и сообщений.. — М. , 1982.
  • On Turkic language tribes in Azerbaijan and Eastern Anatolia in the XV-XVI centuries (англ.) // V. Milletlerarası Türkiye Sosyal ve İktisat Tarihi Kongresi: İstanbul, 21-25 Ağustos 1989 : tebliğ özetleri. — İs. : Marmara Üniversitesi Türkiyat Araştırma ve Uygulama Merkezi, 1989.
  • Safavi Devletinin Kuruluşunda Türk Aşiretlerinin Rolü (тур.) // Yabancı Araştırmacılar Gözüyle Alevîlik: Tuttum Aynayı Yüzüme Ali Göründü Gözüme. — İs. : Ant Yayınları, 1989.
  • Gence (тур.) // İslâm Ansiklopedisi . — 1996. — C. XIV . — S. 17—20 .
  • Немного о карабахских меликствах // The History of the Caucasus. The scientific-public almanac. — Б. , 2001. — № 3 .
  • Карабах в составе государств Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов (XV-XV1I вв.) // Карабах. Очерки истории и культуры. — Б. , 2004.
  • Şirvan'da Osmanlı Hâkimiyetinin yerleşmesi ve ilk Osmanlı idari taksimatına dair (тур.) // Kebikeç: insan bilimleri için kaynak araştırmaları dergisi. — An. : Kebikeç Yayınları, 2007.

Примечания

  1. ↑ , с. 7.
  2. , . Caucasus Paradigms: Anthropologies, Histories and the Making of a World Area (англ.) . — Lit, 2007. — P. 107. — 314 p.
  3. (азерб.) (. История Азербайджана (с древнейших времён до наших дней). — Б. : Маариф, 2009. — С. 320. — 670 с.
  4. , с. 6.
  5. (азерб.) // Официальный сайт Национальной академии наук Азербайджана.
  6. ↑ , с. 27.
  7. // e-qanun.az. — 2004.
  8. Tarixçi alim Oqtay Əfəndiyevin 85 illiyilə bağlı tədbir keçirilib (азерб.) // 525-ci qəzet. — 2011. — 5 aprel. — S. 7 .
  9. Kəlbiyev A. (азерб.) // modern.az. — 2013. — 28 fevral.
  10. , с. 32.
  11. Сумбатзаде А. Азербайджанская историография XIX—XX вв.. — Б. , 1987. — С. 195—196.
  12. Willem M. Floor. (англ.) . — Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 2001. — P. 9. — 311 p.
  13. (англ.) (. (англ.) // Encyclopædia Iranica . — 1988. — Vol. III . — P. 531—532 .
  14. Halm, Heinz . Shiism (англ.) . — Edinburgh University Press, 1991. — P. 84.
  15. I. Melikoff . Les origines du soufisme anatolien (фр.) // Turcica. — 1988. — Vol. XX . — P. 18 .
  16. (азерб.) (. Феодальные государства на территории Азербайджана XV века. — Б. , 1962. — С. 17. — 111 с.
  17. Hans R. Roemer. The Qizilbash Turcomans: Founders and Victims of the Safavid Theocracy (англ.) // Intellectual studies on Islam. — University of Utah Press, 1990. — P. 36 .
  18. . Editor's Introduction (англ.) // Soviet Anthropology and Archeology. — 1990. — Vol. 29 , no. 1 . — P. 9 .
  19. Aranlı S. Türkan Əfəndiyeva – 80 (азерб.) // (азерб.) (. — 2009. — 10 aprel. — S. 4 .
  20. Əliyeva E. (азерб.) // Kaspi. — 2013. — 14 mart.

Литература

  • Ислам А. Ученый, вернувший pодному наpоду шаха Исмаила и его государство (интервью с О. Эфендиевым) // Зеркало. — 2013. — 19 января.
  • Musalı N. (азерб.) // 525-ci qəzet. — 2013. — 4 iyun.
  • Qasımov X. (азерб.) // 525-ci qəzet. — 2016. — 7 iyun.

Same as Эфендиев, Октай Абдулкерим оглы