Interested Article - Датская музыка

Датская музыка относится к числу древнейших в Европе . Дo XII века музыка Дании ограничивалась народными жанрами, позже начала зарождаться светская и духовная музыка. Начиная с XVI века в Дании развивается классическая музыка . Известный композитор Карл Нильсен считается величайшим композитором Дании . В сфере балета отличился балетмейстер Август Бурновиль , благодаря которому датский балет достиг вершины мастерства . Из датских исполнителей в стране популярны музыкальные коллективы Aqua , The Raveonettes , Alphabeat , Mew , Iron Fire , Volbeat , Mercyful Fate и др. Также популярен джаз , в Копенгагене ежегодно проходит (англ.) (. В городе Роскилле каждым летом проходит рок-фестиваль , в котором принимают участие многие мировые звёзды рока.

Сложение и развитие

Страница (англ.) (, содержащая старейшую скандинавскую нотацию

Первое письменное описание датской музыки встречается в хронике « Деяния данов » ( лат. «Gesta Danorum» , XII век ) Саксона Грамматика , которую он написал по поручению архиепископа Абсалона . Найденные на территории Дании образцы лура и горна , принадлежащие к IV веку до н. э. , свидетельствуют о древнейших истоках датской музыкальной культуры . Манускрипт «Рунический кодекс» ( лат. «Codex Runicus» XIII-XIV вв.) содержит , а также отрывок текста песни — Drømdæ mik æn drøm i nat ( Мне снился сон прошлой ночью , совр. дат. Drømte mig en drøm i nat), из-за чего эта мелодия известна как «Баллада о сне» . Однако, первые профессиональные культовые произведения появились лишь в XII веке.

До XII века основными носителями датской народной музыки были скальды , служившие преимущественно при дворах конунгов и исполнявшие песни героико-эпического характера, и гёглеры — бродячие музыканты, исполнявшие танцевальные мелодии . Датский фольклор во многом схож с немецким миннезангом и французской балладой . После распространения в Дании христианства в обиход вошло григорианское пение . В XV XVI веках в Дании начала развивается духовная и светская музыка.

Народная музыка

Вокальная традиция, возникшая в Дании, относится к средневековью. . Сохранились датские баллады этого периода, которые исполнялись также в XX веке. А большинство мелодий инструментальной фольклорной музыки появились в XIX веке, хотя первые образцы относятся к XVIII веку. В основном эти мелодии являются вариациями английских и польских танцев XVIII века . Самый распространённый музыкальный инструмент в Дании — скрипка .

Наиболее значительную роль для датского фольклора сыграли городские музыканты (т. н. дат. Stadsmusikanter). Они действовали в Дании в период с 1660 года по 1800 год . Ещё в XVI веке городские музыканты появились в Копенгагене и других шести городах. Их система окончательно сформировалась в XVII веке, когда Stradsmusikanter уже имели 26 канцелярий по всей стране и могли также выступать за пределами городов . В 1800 году, согласно Королевской резолюции городские музыканты были распущены, но продолжили свою деятельность. Однако, после создания конституции (1848), монополия городских музыкантов потеряла влияние .

Первую коллекцию народных песен издал собиратель фольклора (англ.) (. В 1904 году он основал датский фольклорный архив, действующий по сей день .

Возрождение фолк-музыки началось в 1970-х. Фолк используют в своей музыке популярные в Дании музыканты Sebastian, (англ.) (, совмещающий фолк с роком , группа (англ.) (, смешавшая в своём творчестве традиционную музыку с электронной , а также фарерская певица Айвёр Полсдоттир .

Классическая музыка

В XV веке были созданы первые капеллы , среди них — Королевская капелла Копенгагена , которой в дальнейшем руководили первые датские профессиональные композиторы: (англ.) (, X. Нильсен, Я. Эрн, X. Брахрогге . В других капеллах служили композиторы М. Борхгревинк и М. Хак. Здесь также работали иностранные музыканты эпохи барокко , в том числе англичанин Джон Доуленд , немцы Генрих Шютц , Матиас Векман и датско-немецкий композитор Дитрих Букстехуде . Букстехуде, основавший северо-немецкую органную школу, считается крупнейшим авторитетом органной музыки своего времени . Во второй половине XVI века начали печататься народные песни и сочинения датских композиторов. В числе подобных изданий: «Градуалы» («Graduale», 1573, H. Есперсен), «Книга псалмов» («Salmebog», 1569, X. Томиссенс), сборник «Сто избранных датских песен» («Et hundrede utvalgte danske Viser», 1591 , А. С. Ведель), включивший в себя датские баллады , и «Книга трубача» («Trompeterbuch», 1598, Г. Любек). В 1646 году была напечатана книга «Heptachordum Danicum» X. M. Равна, положившая начало датскому музыковедению .

Джузеппе Сарти

В XVII XVIII веках в Дании были популярны балет и опера (итальянская, затем немецкая). В 1689 году в Копенгагене был построен театр для оперных представлений, который сгорел после второго спектакля . Затем в 1713 году в Копенгагене был открыт театр, в котором гастролировали иностранные труппы, в том числе Гамбургская опера во главе с Райнхардом Кайзером 1721 1723 годах ); здесь Кайзер впервые поставил свою оперу «Уллис». В 1748 году был открыт Копенгагенский оперный театр , в котором до 1756 года гастролировала труппа Пьетро Минготти. В спектаклях труппы Минготти дирижировали Кристоф Виллибальд Глюк и Джузеппе Сарти . В этот период национальная музыка начинает очищаться от иностранного влияния: в 1744 году было основано Музыкальное общество, на концертах которого выступали со своими сочинениями датские композиторы и которое сыграло важную роль в музыкальной жизни Дании , в 1756 году была написана и впервые поставлена первая датская опера на национальный сюжет — «Зло и спасение души» («Gram og Signe»), написанная Сарти и Н. Бредалем и пользовавшаяся успехом . В 1789 году по инициативе (англ.) (была создана датская национальная оперная труппа.

В произведениях второй половины XVIII — начала XIX века чувствуется связь с национальным фольклором , среди сочинений в национальном стиле: «Песни в народном духе» («Lieder im Volkston», 1782 1790 , Шульц, «Хольгер Данске» (1789, Ф. Кунцен), «Свадьба Петера» («Peters Bryllup», 1793), «Смерть Бальдера» («Balders Død», 1777) и «Рыбаки» («Fiskerne», 1779) Э. Хартмана. Народные мотивы также использованы в зингшпиле «Безумства молодости» («Ungdom og Galskab», 1806, Э. Дюпюи), творчестве Ф. Кулау , зингшпилях К. Э. Ф. Вайсе. Важную роль сыграл композитор Нильс Гаде — предводитель датской композиторской школы, первым внёсший в европейскую музыку скандинавские мотивы . В 1814 году началась регулярная публикация датских народных песен.

Свою лепту в развитие классической музыки внёс Иоганн Петер Эмилиус Хартман , принявший участие в основании Музыкального объединения ( 1836 , Копенгаген) и Королевской консерватории ( 1867 , совместно с Нильсом Гаде) и самостоятельно основавший Студенческое певческое объединение ( 1839 ) . В XVIII веке также были созданы Певческое объединение (1843) и оперный театр (1846) в Оденсе , Музыкальное объединение в Орхусе (1856), в Копенгагене в 1851 1934 годах действовало общество «Цецилия», целью которого было популяризировать музыку XVI—XVIII веков. В 1836 году начал публиковаться первый музыкальный журнал «Musikalsk Tidende» .

Карл Нильсен

В музыке второй половине XVIII века преобладает национальный романтизм . Он проявился в произведениях композиторов П. А. Гейзе , Х. Паулли и др. Представители позднего романтизма: П. Э. Ланге-Мюллер (написал около 250 песен) и А. Энна (писал в духе итальянского веризма ). Важную роль для датской музыкальной жизни сыграл норвежский дирижёр и композитор Юхан Северин Свенсен , один из виднейших представителей норвежской школы. Датский композитор Карл Нильсен основал датскую национальную школу, смешал национальные традиции с неоромантизмом и политональностью . Нильсен признан крупнейшим представителем датской музыки, его 4-я и 5-я симфонии входят в число лучших симфоний XX века . Карл Нильсен оказал глубокое влияние на других композиторов.

Датские композиторы конца XIX — начала XX века использовали традиции романтизма XIX века ( А. Хамерик , П. Кленау , В. Бендикс , (англ.) (), атонализма ( Э. Хамерик ) , импрессионизма ( (англ.) (, (англ.) (и др.). Среди других композиторов — С. Вестергор , Карл Герлах (также оперный певец), Х. Д. Коппель, Ф. Вейс, Л. Тюбо, Б. Левкович. В начале XX века в Дании вновь начали основываться музыкальные организации и общества, в том числе в Копенгагене — Датское концертное объединение (с 1901 ) , Датский союз музыкантов (1911), Датский союз композиторов (1913), Датский союз органистов и канторов, Филармоническое общество (1920—1934), хор «Палестрина» ( 1922 1935 ), хор и оркестр Датского радио (1925); в Орхусе — городской оркестр ( 1935 ) и Филармоническое общество; в Оденсе — симфонический оркестр и хоровые общества . Крупнейшим исполнительским коллективом Дании XX века был оркестр радио . С 1925 года в Копенгагене регулярно выходит музыкальный журнал «Dansk Musiktidskrift», а с 1952 года — «Nordisk Musikkultur».

Многие из датских исполнителей выступали за рубежом. Известные скрипачи : А. Свенсен , В. Тофте , Э. М. Брун , Ю. Коппель , К. Лаурсен , Г. Хольст ; пианисты : В. Киль , П. М. К. Рюбнер , более поздние — В. Шёлер, О. Виллумсен, В. Отто-Ланцки (также валторнист ); виолончелисты : Э. Хёберг, Л. Енсен, К. Б. Динитцен , Т. А. Свенсен ; оперный певец Лауриц Мельхиор . Известны музыковеды А. Хаммерих , К. Еппесен , П. Ингерслев-Йенсен , Н. Скьёрринг, X. Панум, С. Хаген, Э. Абрахамсен.

Творчество современных датских музыкантов развивается под влиянием более ранних композиторов (таких как Карл Нильсен, Эббе Хамерик и др.) В 1950 году была учреждена Премия Леони Соннинг , которая присуждается ежегодно как датским, так и зарубежным музыкантам (среди лауреатов Игорь Стравинский , Артур Рубинштейн , Дмитрий Шостакович , Даниэль Баренбойм ). Начиная с 1980 года в Оденсе проходит Международный конкурс имени Карла Нильсена .

Джаз

Развитию датского джаза положил начало саксофонист (англ.) 1923 году , когда создал первый национальный джазовый коллектив . В августе 1924 года Эйберг сделал первые джазовые записи в Дании («I’ve Got a Cross-Eyed Papa» и «In Bluebird Land»). Зарубежные исполнители, в том числе американец Сэм Вудинг , способствовали дальнейшему развитию датской джазовой музыки. В 1930-х годах данный жанр стал очень популярным в Дании. В этот период деятельность развернули пианист (англ.) (, также писавший музыку к фильмам, и его оркестр, и дирижёр Эрик Туксен , собравший в 1932 году свой джаз-оркестр .

В 1940-х Дания была оккупирована фашистской Германией . В свете создавшегося положения джаз стал подпольным жанром. Джазовые музыканты своим творчеством выражали протест против немецкой оккупации. Этот период принято считать Золотым Веком датского джаза, когда жанр начал развиваться особенно интенсивно . После Второй мировой войны в стране начали набирать популярность новоорлеанский джаз и бибоп . Копенгаген стал джазовым центром страны, в 1950-х многие американские джазовые музыканты приезжали с гастролями в столицу, в их числе Элла Фицджеральд , Стэн Гетц , Декстер Гордон , Бен Уэбстер , (англ.) (, (англ.) (, (англ.) (и др. В 1959 году в Копенгагене открылся джазовый клуб , где выступали многие зарубежные исполнители.

(англ.) (

В 1970-х в Дании стала популярной рок-музыка , и джаз перестал быть наиболее распространённым музыкальным жанром. Однако, жанр вовсе не утерял свою актуальность: Копенгагенский Jazzhouse является центром датских и зарубежных исполнителей, а , проводящийся с 1979 года , является одним из передовых джазовых событий в Европе . Другой джазовый фестиваль проводится в Орхусе. В числе современных исполнителей ударник (англ.) (, гитарист (англ.) (, бас-гитарист (англ.) (, пианист (англ.) (и др.

Популярная музыка

Рок

История датского рока началась с того момента, когда в 1967 году в Дании появилась группа (англ.) (, участники которой впервые в стране начали писать собственные песни и на датском языке. В том же году была основана психоделическая рок-группа The Savage Rose .

По-настоящему популярным рок стал в Дании 1970-х. В этот период в стране появилось много групп, играющих под влиянием The Beatles , в том числе известная группа (англ.) (, которую называли датским ответом The Beatles . Также в 70-е впервые появились певец и гитарист (англ.) (, (англ.) (и группа Shu-Bi-Dua . В 1974 году группа выпустила свой одноименный альбом интересного прог-рока.

На мировую арену удалось выйти немногим группам. В частности можно отметить группу D-A-D , которая стала популярной за пределами Дании в конце 1980-х , когда вышел их сингл «Sleeping My Day Away». Также в число таких групп входят Mew , Volbeat , The Blue Van , The Raveonettes , Pretty Maids , (англ.) (и др.

Группа The Raveonettes на фестивале в Роскилле ( 2005 )

Наиболее популярным в мире хэви-метала в наши дни является вокалист и композитор King Diamond , известный своей разнообразной, тяжелой, и, одновременно с этим, мелодичной музыкой, а также очень широким вокальным диапазоном. Все его альбомы концептуальны и рассказывают конкретную историю. Датская хэви-метал группа Mercyful Fate , в которой участвовал King Diamond, стала культовой благодаря драматической лирике и широкому диапазону King Diamond. В Дании родились барабанщик и основатель трэш-метал группы Metallica Ларс Ульрих и Майк Трамп — основатель группы White Lion .

В городе Роскилле с 1971 года ежегодно проходит рок-фестиваль , известный во всём мире. На фестивале в разное время выступали такие исполнители, как Боб Марли , U2 , Metallica , Боб Дилан , Nirvana , Black Sabbath и многие другие. В 2011 году на фестиваль собралось около 130,000 человек.

Поп

Среди исполнителей поп-музыки в Дании наиболее популярны певица Медина , синглы которой занимают высокие места в датских чартах , а сингл «You and I» стал интернациональным хитом ; (англ.) (, больше всех победивший в (англ.) (, (англ.) (и др. Синглы многих датских певцов становились хитами за рубежом, в том числе сингл «From Paris to Berlin» группы (англ.) (, поднявшийся до второго места в финском хит-параде , «I Lay My Head» певицы Fallulah , «Riverside» певицы Агнес Обель и многие другие. Некоторые поп-исполнители, добившись успеха на родине, работают заграницей, в их числе певица Oh Land и группа Alphabeat .

Группа Aqua в 2009 году

Датская группа (англ.) (стала наиболее продаваемой в Азии , продав там 9 миллионов копий. Самой успешной поп-группой Дании можно назвать группу Aqua , их синглы 90-х становились мировыми хитами, в частности песни «Roses Are Red» (сентябрь 1996), «My Oh My» (февраль 1997), ставшая самым быстро-продаваемым синглом Дании, и известнейший сингл группы «Barbie Girl».

Датское радио организовало (англ.) (, которое определяет представителей страны на конкурсе песни Евровидение . Гран-при вручается с 1957 года . На Евровидении Дания побеждала три раза: в 1963 году , когда представителями были Грета и Юрген Ингманн , в 2000 году , когда песня «Fly on the Wings of Love» поп-рок-группы Olsen Brothers заняла первое место и в 2013 году Эммили де Форест победила с песней « Only Teardrops ».

В Дании существует хит-парад синглов , который определяет самые продаваемые в стране хиты.

Электронная музыка

Пионерами электронной музыки в Дании была (англ.) (в 1950-х. После Паде жанр развили её друзья — композиторы Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен .

Ставший популярным в 1980-х диджей (англ.) (основал в Копенгагене эйсид-хаус . Он сотрудничает со многими известными диджеями и исполнителями ( Полом Окенфолдом , Gotan Project и др.), которые впервые посетили Данию именно благодаря ему. Успеха в жанре также добились группа Efterklang , совмещая электронную музыку с инди-роком , и перкуссионный дуэт Safri Duo , смешавший электро с этнической музыкой .

Танцы

На территории современной Дании танцы были распространены ещё в глубокой древности. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что танцевальные представления существовали уже в IX V веках до н. э. Известно, что танцы играли важную культурную роль в средневековье. На фресках некоторых средневековых церквей Дании изображены сцены из танцев. В частности, сохранилась фреска 1380 года , запечатлевшая хороводный танец. Хороводы были очень популярны у крестьян. Любовь простых людей к этому танцу не угасала и в XIX веке. В школьных драмах XVI века часто использовались танцы. В знатных семьях были распространены парные танцы, в том числе менуэты , вальсы и польки . В XVI веке в моду вошли немецкие и французские парные танцы.

Балет

Балет в Дании начал развиваться в XVII веке. До середины XIX века датский балет был тесно связан с драматическим театром , поскольку развивался внутри него. В основанном в 1722 году датском придворном театре ставились балеты Мольера , здесь работал Жан Ланде в 1723— 1728 годах , в датском Королевском театре существовала балетная труппа . В Королевском театре в 1754 году итальянцем А. Комо были организованы танцевальные классы, реорганизованные в школу в 1771 году П. Лораном.

Август Бурнонвиль

Большую роль в развитии датского балета сыграл итальянец Винченцо Галеотти , в 1755 1816 годах действовавший в Королевском театре. Наиболее известная постановка Галеотти в Копенгагене — это « Ромео и Джульетта » ( 1811 ), музыку к которой сочинил композитор К. Шалль. После Галеотти балетную труппу возглавлял (англ.) ((до 1823 года ). Его сын Август Бурнонвиль , руководивший Королевским датским балетом в 1829 1877 годах , оказал наибольшее влияние на формирование балета в Дании. Его методика по сей день входит в практику датского балета. В Копенгагене под его руководством ставились балеты « Сильфида » (в котором он сам исполнил одну из главных ролей ), «Неаполь» и др. Творчество Бурнонвиля, в котором проявились специфические черты датского романтизма, тесно связано с фольклором Дании, Италии, Испании и России ; он часто обращался к скандинавской мифологии . Бурнонвиль воспитал многих выдающихся артистов балета, в том числе и , которые в определённые периоды также руководили балетной труппой. Именно в середине XIX века определились основные характерные черты датского балета.

Начало XX века является важным этапом в развитии датского балета. До приезда в Данию Михаила Фокина в 1925 году основой репертуара Королевского балета были постановки Бурнонвиля, бережно хранившиеся его учениками и последователями, но после влияния реформы Фокина в репертуар вошли Шопениана , « Петрушка » и Половецкие пляски . Постановками балетов Фокина занимался (англ.) (, руководивший труппой в 1931 1951 годах . Ландер внёс важный вклад в развитие Королевского балета; помимо балетов Фокина и Бурнонвиля он часто ставил в Королевском театре свои собственные работы: одноактные балеты (примечательны «Этюды»). В 1930 —1931 годах в Копенгагене работал балетмейстер Джордж Баланчин . В первой половине XX века популярностью пользовались исполнители Эрик Брун , Люсиль Гран , (англ.) (, (англ.) (, (англ.) (и др.

Вторая половина XX века примечательна периодом (англ.) (, который руководил труппой в 1966 1978 годах . Флиндт восстановил постановки Бурнонвиля и одновременно ставил балеты актуальных стилей. С 1771 года при труппе работает школа. Известные исполнители конца XX века: (англ.) (, (англ.) (, (англ.) (и др.

Несмотря на то, что в репертуар сегодняшнего датского балета входят современные постановки, всё же в нём почитаются старые традиции. В 2008 году труппу возглавил Николай Хьюббе, переехавший в Копенгаген из Нью-Йорка , поставивший «Сильфиду» Бурнонвиля.

Музыкальные центры

Здание Королевского театра Дании, 1748

Крупнейшим театром Дании является Королевский театр . Основанный в 1722 году под названием «Датская сцена», он был закрыт в 1728 году и открыт заново в 1748 году . Начиная с конца XIX века на сцене театра ставились оперы зарубежных ( В. Моцарта , Дж. Верди , П. И. Чайковского , Дж. Пуччини ) и датских (К. Нильсена, А. Энны, К. Рисагера, К. Еппесена, Э. Хамерика) композиторов. Подразделениями Королевского театра являются Оперный театр Копенгагена (действует с 2005 года ) и Театральный дом (с 2008 года ). Здания этих двух театров расположены в гавани Копенгагена напротив друг друга.

На данный момент в Дании действуют 5 консерваторий : Копенгагенская консерватория (1867) — старейшая консерватория Дании, Ютландская ( 1926 , Орхус), Фюнская (1929, Оденсе), Североютландская (1930, Ольборг ) и Западноютландская (1945, Эсбьерг ). Также большую роль в сохранении датской музыки играют Королевская библиотека (основана в 1648 году ) и Музей истории музыки (основан в 1898 году ), содержащие много музыкальной литературы .

Примечания

Комментарии

  1. С 1770 года назывался Королевским оперным театром.
  2. В 1890 1899 годах Хартман был её директором.
  3. В дальнейшем слилось с Обществом молодых музыкантов (основано в 1920 году ).
  4. В особенности были популярны американский саксофонист Чарли Паркер и трубач Диззи Гиллеспи .
  5. Англоязычная версия сингла Медины под названием «Kun for Dig» ( рус. "Только для вас").
  6. Примечателен один бурнонвильский «шик», сохранившийся до наших времён, когда труднейшие движения выделывались не отчётливо и технично, а как бы «между прочим».

Источники

  1. Гл. ред. Ю. В. Келдыш . Музыкальная энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия , 1974 . — Т. 2. — С. 156—160. — 1005 с.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2011. 30 января 2012 года.
  3. ↑ [www.dansk.ru/content/view/256/22/lang,russian/ Современное датское искусство] (неопр.) . Дата обращения: 29 января 2011.
  4. Под ред. Е. М. Жукова. Саксон грамматик // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.) . — 1973—1982.
  5. Г. В. Келдыш. . — Большая Российская энциклопедия , 1998. — С. 161. — 671 с.
  6. от 14 июля 2019 на Wayback Machine / Л. Г. Бергер // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  7. (неопр.) . Малая энциклопедия стран (2001). Дата обращения: 5 февраля 2011. 11 марта 2012 года.
  8. Jens Henrik Koudal. . — Museum Tusculanum Press, 1997. — P. 33-36. — 260 p. — ISBN 9788772894416 .
  9. ↑ (англ.) . Дата обращения: 9 декабря 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  10. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 9 декабря 2011) .
  11. Гл. ред. Ю. В. Келдыш . Музыкальная энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия , 1974 . — Т. 2. — С. 936—938. — 1005 с.
  12. Ю. Евдокимова. (неопр.) . Дата обращения: 24 июня 2011. 2 февраля 2012 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 31 января 2011. 5 июня 2012 года.
  14. Ю. Бочаров. (неопр.) . Дата обращения: 1 февраля 2011.
  15. Frederick Key Smith. (англ.) . Дата обращения: 1 февраля 2011.
  16. [bse.sci-lib.com/article007858.html Гаде, Нильс Вильгельм] (неопр.) . Большая советская энциклопедия . Дата обращения: 1 февраля 2011. 2 февраля 2012 года.
  17. [www.dansk.ru/content/view/268/1/lang,russian/ Иоганн Петер Эмилиус Хартман] (неопр.) . Дата обращения: 2 февраля 2011.
  18. НИЛЬСЕН Карл // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.) . — 2000.
  19. С. С. Мокульский, П. А. Марков. . — Советская энциклопедия , 1967. — Т. 2. — С. 319.
  20. (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2011. 2 февраля 2012 года.
  21. Sally O'Brien. Jazz in Copenhagen // . — 2-е, иллюстрированное. — Lonely Planet, 2005. — P. 20. — 242 p. — ISBN 9781741040357 .
  22. (неопр.) . Музыкальный энциклопедический словарь (1990). Дата обращения: 16 февраля 2011. 31 июля 2014 года.
  23. Carsten Wulff. . — Royal Danish Ministry of Foreign Affairs, 1996. — 543 с. — ISBN 9788787646703 .
  24. (неопр.) . Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  25. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 11 декабря 2011) .
  26. (англ.) . Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  27. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 3 декабря 2011) .
  28. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 3 декабря 2011) .
  29. (англ.) . Дата обращения: 13 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.
  30. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 15 декабря 2011) .
  31. (англ.) . finishcharts.com. Дата обращения: 15 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.
  32. (англ.) . danishcharts.com. Дата обращения: 15 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.
  33. Charles Ferro and Steve MacClure. (англ.) . — Billboard , 29 Jan 2005. — P. 44 .
  34. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 26 декабря 2011) .
  35. Carsten Wulff. . — Royal Danish Ministry of Foreign Affairs, 1996. — 543 с. — ISBN 9788787646703 .
  36. (англ.) . classimusic.com. Дата обращения: 26 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.
  37. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 26 декабря 2011) .
  38. (неопр.) . Балет. Энциклопедия (1982). Дата обращения: 19 февраля 2011. 13 мая 2013 года.
  39. Lisbet Torp. . — Museum Tusculanum Press, 1999. — С. 66. — ISBN 9788772891019 .
  40. ↑ Датский Королевский театр // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  41. Д. Трускиновская. (неопр.) . Дата обращения: 3 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.
  42. (англ.) . Дата обращения: 4 декабря 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  43. (англ.) . The New York Times . Дата обращения: 4 декабря 2011. 2 февраля 2012 года.

Литература


Same as Датская музыка