Interested Article - Успенский военный собор (Нижний Новгород)

Церковь Успения Божией Матери — утраченный православный храм в историческом центре Нижнего Новгорода . Располагался на восточной стороне плац-парадной площади Нижегородского кремля . Небольшой период времени церковь была кафедральной, а позже перешла к военному ведомству, из-за чего получила обывательское название Успенского военного собора .

Храм изначально строился как мемориальное сооружение по инициативе и на средства помещицы Марии Александровны Мертваго, в честь её мужа, погибшего в сражении в период Отечественной войны 1812 года . Строительство шло под патронажем императора Александра I . Таким образом, церковь строилась как памятник Нижегородскому народному ополчению 1812 года.

Проект и план фасадов составил академик архитектуры Авраам Мельников . Храм считается одним из ярчайших образцов позднего классицизма и одной из лучших работ Мельникова.

Снесён советскими властями в 1929 году.

История

Инициатором строительства и ктитором храма выступила Мария Александровна Мертваго, решившая так почтить память павшего в сражении с французами в Отечественную войну 1812 года мужа-поручика. Таким образом, церковь строилась как памятник Нижегородскому народному ополчению 1812 года. С просьбой возвести церковь вдова обратилась непосредственно к императору Александру I, который стал покровителем этого проекта .

Первоначальный проект фасада церкви был разработан в Нижнем Новгороде (автор не установлен) и отправлен на утверждение в Министерство внутренних дел , где 25 августа 1820 года был рассмотрен, но отклонён и отправлен на доработку в Государственный Строительный комитет профессору архитектуры академику Аврааму Мельникову .

Новые план-фасады храма в январе 1821 года были утверждены лично императором, который собственноручно сделал на чертеже ряд пометок. По этой причине, в Нижний Новгород чертежи вернулись с припиской Министра внутренних дел Виктора Кочубея : «Его Императорское Величество изъявил Высочайшее изволение на сию постройку, но с переменою места в Нижегородской крепости на построение оной церкви и с некоторою поправкою фасада со входа в церковь, каковыя перемены Государь Император изволил назначить на планах собственноручно» .

С наступлением тёплого времени года епископ Моисей сообщал гражданскому губернатору Александру Крюкову , что «потребныя к закладке означенной церкви материалы уже приуготовлены, то и предложил я учинить закладку сию сего марта 22 дня, в воскресенье, после Божественной литургии». Надзор за строительными работами принял губернский архитектор Иван Ефимов .

Вчерне здание церкви отстроили к лету 1827 года, а 25 сентября прошло освящение главного престола в честь Успения Божьей Матери . Тогда храм был передан местному гарнизону, вследствие чего не имел особого прихода и получил название «военного». Ещё два престола в храме не были окончены .

В январе 1829 года М. А. Мертваго обратилась к императору Николаю I с личной просьбой: «В прошлом 1821 году предположила я по усердию своему построить своим иждивением внутри крепости Нижняго Нова города вновь каменную церковь во имя Успения пресвятые Богородицы с двумя приделами и, назначив для сего употребления по силе возможности своей не более как 80 тысяч рублей, составила план и фасад такого вида и пропорции… В Строительном комитете вместо оных сочинен вновь фасад с присовокуплением наружных украшений». Для завершения строительства вдова просила выделить ссуду в 50 тысяч рублей под залог своих имений в Нижегородской и Симбирской губерниях с 299 душами крепостных. Император потребовал изучить вопрос и после этого разрешил выдать ссуду .

В 1831 году храм был в основном завершён, за исключением отделки внутренних помещений, которая продолжалась до 1834 года. Как отмечал краевед Николай Филатов , строительство Успенской церкви стало делом жизни Марии Александровны Мертваго, а появление столь заметного здания значительно обогатило архитектуру кремля в начале XIX века .

В выстроенной церкви было три престола: главный — в честь Успения Божией Матери, южный — в честь Симеона Столпника и северный — в честь Марии Магдалины . До построения нового Преображенского собора церковь была кафедральной (отсюда появление в названии «собора»), позже — перешла к полковому карабинерскому полку, а в середине XIX века значилась за батальоном внутренней стражи (поэтому в названии появилось слово «военный»). Внутри собор был изящно украшен: все три алтаря имели один иконостас, отделанный под тёмный мрамор и украшенный позолоченной резьбой. Контур иконостаса имел много сходства с контуром иконостаса петербургского Казанского собора . Иконы отличались хорошо выполненной живописью .

Церковь выполняла функции гарнизонного храма: сюда приходили для богослужения солдаты и офицеры нижегородского гарнизона, здесь же проходили торжественные мероприятия, связанные с военными государственными праздниками. Кроме прочего, собор был приписан к Военной графа Аракчеева гимназии , которую перевели в Нижний Новгород в 1867 году из Новгородской губернии, где она существовала в статусе кадетского корпуса. В соборе в качестве реликвий хранились два знамени, пожалованные кадетам .

После революции храм был уничтожен советскими властями одним из первых в Нижнем Новгороде. Его снесли в 1929 году . В 1975 году на месте снесённого собора, под влиянием архитектуры московского Дворца съездов , было возведено здание Горьковского обкома партии (арх. В. В. Воронков , В. Н. Рымаренко) .

Архитектура

Успенский собор считается ярчайшим образцом русского классицизма и одной из лучших работ архитектора А. И. Мельникова. Исследователь творчества этого зодчего искусствовед М. П. Тубли писал: «В этой работе Мельникову удалось воплотить свой идеал объёмной композиции культового здания. Мельников выработал абсолютно „чистый“ тип строго симметричного здания, которое впоследствии использовалось им как эталон». В архитектуре храма автор использовал приёмы античной греческой архитектуры , получившей распространение в столичных постройках того периода: построение четырёхколонных портиков с низкими фронтонами ; тяжёлые пропорции колонн с массивными капителями , отсутствием баз, что было характерным для периода архаики. Влияние античной архитектуры прослеживалось и в триглифовом поясе, проходившем по всему периметру здания .

Главной сложностью проектирования здания была необходимость вписать его в ансамбль ещё не завершённой тогда плац-парадной площади. Изначально место под храмом предназначалось для здания губернаторского дома, который рассматривался как продолжение построенного корпуса вице-губернаторского дворца . Губернаторский дом должен был замкнуть фронт застройки восточной стороны площади и образовать единый фасад, по примеру уже выстроенного напротив здания присутственных мест . Другим фасадом губернаторский дом должен был формировать речную панораму кремля. Второй проблемой выступала необходимость увязать архитектуру со стоящим рядом Архангельским собором , которому отводилась роль главной доминанты .

Архитектор удачно справился с задачей: собор чётко закрепил угол площади, при этом высота его соответствовала высоте вице-губернаторского дома, и он располагался с ним на одной линии застройки. Площадь приобрела целостный законченный облик. При этом появилось активное и эффектное раскрытие площади в сторону главного Спасо-Преображенского собора . Композиционная взаимосвязь с Архангельским собором была достигнута за счёт предельно лаконичного построения храма, основной объём которого с четырьмя портиками был подобен старому собору с притворами, а спокойное завершение круглого барабана плоским куполом не контрастировало с шатровым завершением древнего собора .

Реликвии и святыни

Среди икон церкви были примечательны :

В церкви хранилось несколько реликвий :

  • Каска императора Николая I, пожалованная 30 апреля 1855 года императором Александром II Аракчеевскому кадетскому корпусу;
  • Два знамени, дарованные корпусу в 1830 и 1838 годах.

Примечания

  1. ↑ , с. 31.
  2. ↑ , с. 32.
  3. , с. 342.
  4. Муравьёва Н. (неопр.) . nne.ru (12 января 2017). Дата обращения: 24 октября 2020. 26 октября 2020 года.
  5. Орельская О. В. Архитектура эпохи «технологизма» 1960—1970-х годов в г. Горьком // Вестник ПТО РААСН. — 2017. — № 20 . — С. 62—73 .
  6. , с. 117.
  7. , с. 115—116.
  8. , с. 116—117.
  9. Добровольский М. Краткое описание нижегородских церквей, монастырей и часовен. — Нижний Новгород: Типография Губернского Правления, 1895. — С. 28—29. — 84 с.

Литература

  • Филатов Н. Ф. Купола, глядящие в небеса. Нижегородское храмовое зодчество XVII — XX веков.. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского института экономического развития, 1996. — 248 с. — ISBN 5-80050-065-7 .
  • Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. — 3-е изд.. — Нижний Новгород: «Книги», 2005. — 925 с. — (Нижегородские были). — ISBN 5-94706-026-4 .
  • Шумилкин С. М. Архитектурно-пространственное формирование Нижнего Новгорода ХIII — начала XX вв.: учебное пособие / С.М.Шумилкин, А.С.Шумилкин. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. — 213 с.

Same as Успенский военный собор (Нижний Новгород)