Премия «Грэмми» за лучший полька-альбом
- 1 year ago
- 0
- 0
« Шаба́ш » — пятый номерной альбом российской рок -группы « Алиса », выпущенный в 1991 году. Основой альбома стал концерт группы, который прошёл 28 октября 1990 года в Москве в Лужниках .
« Шабаш » посвящён близкому другу Константина Кинчева Александру Башлачёву , который погиб 17 февраля 1988 года . Само название альбома состоит из двух слогов его имени и фамилии (Са ШАБАШ лачёв) .
« Шабаш » считается первым концертным двойником в истории отечественной рок-музыки, а сам Константин Кинчев в 1996 году назвал его лучшим альбомом группы:
Я считаю альбом “Шабаш” для творчества “Алисы” самой удачной работой. Для меня это самый удачный альбом, который мне удалось сделать. Может быть благодаря тому, что он ещё и концертный, потому что мы всё-таки концертная группа, а не студийная. И благодаря тому материалу, который там был…
Предыдущий альбом « Шестой лесничий » группа «Алиса» записывала в студии «Тонваген», также известной как «MCI», под руководством звукорежиссёра Виктора Глазкова, но к моменту записи « Шабаша » музыканты поругались с Виктором .
В связи с этим запись сначала осуществлялась во Франции . Здесь участники группы «Алиса» оформили шесть песен, но после решили отказаться от этой идеи, и судьба фонограммы осталась неизвестной.
После этого музыканты обратились в ВПТО «Видеофильм» . За основу альбома было решено взять московский концерт 28 октября 1990 года в Лужниках .
Помимо упомянутого концерта с помощью 24-канальной передвижной студии были записаны ещё три, и из всего материала было отобрано семнадцать песен . Впоследствии из-за рамок длительности альбома часть песен пришлось сократить .
После того, как композиции были записаны, началась работа в студии. Этим процессом руководил звукорежиссёр Андрей Худяков. Партии бас-гитары , барабанов и рифовых гитар в основном не претерпели изменений . Вокал, наоборот, был переписан во всех песнях, кроме « Всё это рок-н-ролл » . Процесс записи клавиш немного затянулся, так как музыканты не хотели упускать предоставленной «Видеофильмом» возможности сделать эти партии качественными . Сам Андрей Худяков немного рассказал о том, в какой атмосфере проходила работа над « Шабашом »:
Было интересно, дико интересно. Мы постоянно что-то придумывали. Альбом рождался в результате большой и нестандартной монтажной, инженерной, звукорежиссёрской работы. На окончательном сведении использовали шумы зала, реплики, совмещали фонограмму, когда Константин поёт, и зал ему подпевает… Да и оборудование позволяло развернуться: пульт Neve, 24-канальный широкий магнитофон Studer , прекрасная обработка. То есть получился причёсанный в студийных условиях альбом, до краёв наполненный концертным духом .
Гитарные партии « Шабаша » были сыграны совместно Андреем Шаталиным и Игорем Чумычкиным , появление которого, ещё со времён альбома «Шестой лесничий», сделало звучание «Алисы» более тяжёлым . Иногда в одной песне прописывалось до пяти соло-гитар, которые в итоге должны были звучать как одна .
Услуги студии музыканты оплачивали самостоятельно, предварительно взяв для этого ссуду; после того как эта ссуда была выплачена, себестоимость « Шабаша » выросла в четыре раза . Прибыль была пущена в оборот, ведь в то время музыканты сами занимались всеми организационными вопросами, например, даже арендой самолёта для перевозки аппаратуры и сцены во время тура по стране .
В 1990 году бас-гитарист «Алисы» Пётр Самойлов рассказал, что студия, в которой проходила запись, была очень дорогой, но качественной . Также он добавил, что аппаратура была фантастической, и это позволило сделать что-то совершенно новое, найти новое звучание .
Константин Кинчев тоже остался доволен работой с Андреем Худяковым . «Алиса» продолжила сотрудничество с Андреем, и следующий альбом « Для тех, кто свалился с луны » был также записан под его руководством. В 1995 году в интервью журналу « Фузз » Константин Кинчев назвал Андрея Худякова хорошим звукорежиссёром .
В 1991 году, после выхода альбома « Шабаш », был создан фан-клуб «Армия Алиса». Под девизом «Каждому армейцу — бесплатный концерт» участникам клуба была предоставлена возможность не только приобрести альбом, но и получить билет, по которому они могли бесплатно посещать концерты «Алисы» в течение 1992 года , однако через некоторое время от идеи с бесплатными концертами пришлось отказаться, и члены фан-клуба отныне стали получать скидку в 20 % на атрибутику и билеты .
Группа объявляла о том, что в скором времени будет выпущен тот или иной альбом и его цену, а желающие могли прислать свои письма с заявкой . Таким образом, участники фан-клуба становились первыми, кто слышал новые песни . Также через «Армию Алиса» реализовывалась вся продукция группы: плакаты, майки, значки и прочее .
У Константина Кинчева даже возникла идея обеспечивать существование «Алисы» исключительно продажей альбомов и продукции, а концерты превратить в бесплатную акцию, на которой группа выигрывает лишь в том, что устраивает праздник себе и всем тем, кто на них приходит .
Помимо фан-клуба в 1991 году появилась газета группы под названием « Шабаш ». Её идейными руководителями стали Константин Кинчев и Пётр Самойлов, а редактором был назначен Сергей Степанов . В « Шабаше » публиковались интервью с участниками группы, статьи, посвящённые их творчеству, а также отчёты о концертах и стихи, написанные участниками «Армии Алиса». Газета просуществовала недолго: вскоре из-за финансовых трудностей и невозможности найти спонсора она перестала печататься .
Многие песни из альбома впервые были представлены на суд «уважаемой публики» (как Константин Кинчев называет всех, кому близко творчество группы «Алиса») во время концерта, прошедшего в Пскове 13 марта 1988 года . Этот концерт был записан, и в 2000 году компания CD-land выпустила его под названием «Акустика. Часть 3» .
Музыка и тексты песен написаны Константином Кинчевым , если не указано иное .
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Шабаш» | 8:09 | ||
2. | «Жар Бог Шуга» | 5:23 | ||
3. | «Бес паники» | 4:35 | ||
4. | «Лодка» | Су Ши | 6:23 | |
5. | «Моё поколение» | 4:00 | ||
6. | «Ко мне» | Кинчев, Павел Кондратенко | 4:46 | |
7. | «Стерх» | 5:44 | ||
8. | «Ветер водит хоровод» | Кинчев, Андрей Королёв | 7:12 | |
9. | «Чую гибель» | 4:57 | ||
10. | « Красное на чёрном » | 4:29 | ||
11. | « Всё это рок-н-ролл » | 4:29 | ||
12. | «Сумерки» | 4:06 | ||
13. | «Шабаш 2» | 4:57 | ||
14. | «Новая кровь» | 5:32 | ||
15. | «Всё в наших руках» | Кинчев, | 3:37 |
В 2003 году на концерте, посвященном двадцатилетию группы , во время исполнения песни « Ветер водит хоровод » произошёл конфликт, возможных последствий которого удалось избежать благодаря Константину Кинчеву, который произнёс такие слова: «Эй, уважаемые. Уважаемая милиция, зачем это делать-то? Давайте проводить концерт спокойно, я к милиции сейчас обращаюсь в первую очередь. Послушайте просто песни сами, песни-то о вас. А вас всех попрошу: врага вокруг и так до фига, между собой-то не надо. Мы ж как бы все одни, мы в одной стране живём. Друг-дружку любить надо, а не рожи друг-другу квасить, врага найдётся. А то я вон смотрю уже коридор какой пошёл. Уважаемый ОМОН, не надо с детьми воевать, врага и так много. И уважаемые дети, не надо с ОМОНом воевать, это тоже ваши братья. Все мы живём здесь, у нас одна Родина, страна одна большая, которую надо защищать от внешнего-внешнего врага».
В альбоме одна из строчек композиции звучит так: «Сон не схоронил, а крест не спас / Тех, кто прожил в стороне», но впоследствии Константин Кинчев изменил её на «Сон не схоронил, а плач не спас / Тех, кто прожил в стороне», и сказал, что это было сделано, потому что крест всегда спасает .
Над обложкой « Шабаша » трудился художник Андрей Столыпин , чьи произведения также можно увидеть в альбомах « Блок ада » и « Шестой лесничий » .
Первоначально задумывалось не то оформление, которое было принято . Кроме того, альбом должен был содержать вкладки, но Константин Кинчев не поддержал этот вариант .
В 1993 году Андрей Столыпин сказал, что это решение было правильным:
Мне нравится « Шабаш » в том варианте, в котором он есть сейчас. Хотя должно было быть всё более монументальным. Сейчас, задним числом, я не знаю, лучше бы это было или хуже. Во-первых, всё равно, наверное, чисто технологически это было не очень реально сделать. А во-вторых, не всеми в команде была воспринята идея, а конкретно — Константином. Ну, а коль не воспринято лидером, значит вопросы снимаются автоматически. И сегодня, относительно « Шабаша », я могу сказать, что я согласен с ним. Он прав в этой ситуации оказался .
Андрей Столыпин остался немного недоволен оформлением альбомов «Блок ада» и «Шестой лесничий», а « Шабаш », наоборот, назвал своей самой удачной работой .
Впервые « Шабаш » был выпущен на LP Ленинградским заводом грампластинок в 1991 году (2LP). Время издания совпало с нарастающим в стране экономическим кризисом. Участники группы печатали пластинки за свои деньги и сами же распространяли их в Ленинграде, также альбом можно было купить в магазинах « Мелодия ». По этой же причине тираж пластинок оказался существенно меньше, чем у предыдущих альбомов группы, изданных «Мелодией».
В 1993 году фирма « Moroz Records » с той же матрицы выпустила собственный тираж альбома. По оформлению издания практически одинаковы, за исключением лейбла «Moroz Records» на обложке и «яблоках» винила, а также полиграфии — обложка издания 1993 года отличается более качественным глянцем. Тираж пластинок «Moroz Records» был небольшим, и сейчас этот вариант издания является коллекционной редкостью.
В 2014 году фирма «Real Records» выпустила на виниле семь альбомов группы, в том числе и « Шабаш » [ источник не указан 3258 дней ] .
Единственный официальный релиз альбома на компакт-кассетах был осуществлён «Moroz Records» в 1993 году . Альбом был издан на двух кассетах и содержал 15 треков (7+8).
В отличие от предыдущих альбомов группы, этот не издавался на CD «Moroz Records». В 1993 году альбом был издан на одном CD компанией «А-ram» . Основной тираж был изготовлен в Австрии на заводе DADC. В этом издании к альбому прилагался буклет на четыре страницы . Первый тираж был выпущен с ошибкой — на обложке были перепутаны краски, и цветовая гамма вместо «красного на чёрном» превратилась в «чёрное на красном» .
В 1995 году « Шабаш » был выпущен на одном CD компанией «Звукореки» с четырёхстраничным буклетом. Тираж также изготавливался в Австрии, но его первая часть оказалась бракованной — была записана совсем другая фонограмма . Во второй части тиража ошибка была исправлена, в релиз вошло 14 песен. В 1996 году вышло новое ремастерированное издание, которое по сравнению с предыдущим содержало одну дополнительную песню — впервые на CD появилась композиция «Всё это рок-н-ролл». Также был добавлен буклет на двадцать страниц.
В 1997 году « Шабаш » был издан на CD лейблом «Экстрафон». Этот выпуск стал первым «двойником» «Алисы», изданном на CD — предыдущие релизы издатели умещали на одном диске. Тираж был сделан в Чехии на заводе GZ и содержал 20-страничный буклет .
В 2003 году появилось новое издание в слипкейсе , которое было изготовлено в Екатеринбурге на заводе UEP.
В 2009 году Real Records переиздал 17 номерных альбомов «Алисы» в большой картонной коробке. Издания в формате Digipack дополнены бонус-треками из концертных альбомов.
27-28 октября 1990 года в Лужниках «Алиса» отыграла 4 концерта, по два концерта в день (в 14 и 19 часов). На первых трёх перед группой выступала Джоанна Стингрей , а в основу альбома была положена запись четвёртого, состоявшегося вечером 28 числа . В эти дни проводилась не только звукозапись, но и видеосъёмка, и в дальнейшем предполагался выпуск версии альбома на видео. Однако этот материал до сих пор не издан и нигде не демонстрировался. Видео нескольких песен с ленинградских концертов 26-30 сентября 1990 года в СКК , где группа играла ту же программу, вошли в мультимедиаэнциклопедию «Быль да Сказки» (1998). Поклонники «Алисы» предпринимали попытку восстановить видеоверсию концерта путём совмещения этих видеозаписей с аудиозаписью альбома .
Константин Кинчев в одном из интервью сказал, что альбом имеет очень важное значение:
Для нас « Шабаш » значил очень много. Это, прежде всего, смерть Саши Башлачёва и его отпевание. Весь альбом об этом. Меня он долго мучил и, поэтому, вышел таким нервным и психически тяжёлым .
Нина Барановская называет песню « Шабаш » одной из лучших композиций Константина Кинчева. Она пишет, что «знает очень мало произведений, в которых с такой болью, с такой любовью, с такой тоской и такой надеждой говорится о её родном городе» Санкт-Петербурге. Также она называет весь альбом « Шабаш » наиболее зрелой работой группы «Алиса» (книга писалась в 1992 году): «смущает только качество пластинок. А так — отличное оформление, отличные песни, мощная энергетика. И главное, в нём „дышит дух“» .
Автор книги «Алиса. 100 страниц» пишет, что «перед группой стояла ответственная задача — качественно записать новый материал на концерте, и после пяти-шести часовых репетиций в ДК Моряков непростая в музыкальном отношении программа была отработана идеально» . Он также говорит о том, что «по меркам того времени, концертник записан замечательно, хотя на слух не так уж просто определить, какие партии альбома записаны на концерте, а что доработано в студии» .
Алексей Непомнящий в своей статье «Рок-н-ролл — это не работа» называет состав, в котором «Алиса» записала « Шабаш », золотым . Он считает, что с этого альбома началось постепенное изменение звучания группы: «Здесь были исполнены старые программные вещи, такие как „ Все это рок-н-ролл “, „ Красное на чёрном “, „ Ко мне “, относящиеся по своему духу к восьмидесятым, так и „ Стерх “, „ Лодка “ и так далее, определившие собой переход к новому стилю» .
Бывшие участники группы «Алиса» — барабанщик Михаил Нефёдов и гитарист Андрей Шаталин — на вопрос «какой из альбомов они считают лучшим?» ответили: « Шабаш ».
В 2011 году , 29 апреля в Москве и 1 мая в Санкт-Петербурге, прошли концерты, ознаменовавшие двадцатилетнюю годовщину выхода альбома. С приходом весны началась подготовка к данному мероприятию. Жена Константина Кинчева на официальном сайте предложила поклонникам группы принять участие в этой работе: из их личных архивов был собран массив фотографий времён «Шабаша» , который во время концертов транслировался на больших экранах. Наибольшее их количество было представлено во время барабанного соло под электронные каверы на композиции из альбома .
Также проводилась работа над оформлением сцены, во время которой пришлось уделить много времени на подбор правильно развевающейся на ветру материи и нужных вентиляторов . Концерт в Санкт-Петербурге уступал московскому по специальным эффектам из-за невозможности их применения в зале ДС «Юбилейный». На каждом из концертов были сыграны все композиции из альбома «Шабаш» .