Interested Article - Layla

Это статья о песне. О женском имени см. Лейла

«Layla» — заглавная песня группы Derek and the Dominos с альбома Layla and Other Assorted Love Songs , выпущенного в декабре 1970 года . Считается одной из самых значительных песен о любви в рок-музыке .

«Лейла» примечательна виртуозными гитарными проигрышами в исполнении Эрика Клэптона и Дуэйна Олмэна в первой части песни и контрастирующей фортепианной партией без слов, сочинённой Джимом Гордоном во второй.

Поводом для сочинения песни была любовь Клэптона к Патти Бойд , жене его друга Джорджа Харрисона . Первый релиз «Лейлы» не пользовался успехом , но затем песня приобрела любовь не только публики, но и критиков. Её нередко называли одной из величайших рок-песен всех времён. Дважды песня была успешна в чартах: в 1972 году и спустя 12 лет. В 2004 году песня заняла 27-ю позицию в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone .

Предыстория

Джордж Харрисон познакомился с Патти Бойд во время съёмок фильма « Вечер трудного дня » и женился на ней в 1966 году . Клэптон и Харрисон были в то время близкими друзьями. Так Эрик Клэптон участвовал в работе над песней Харрисона « While My Guitar Gently Weeps » со знаменитого Белого альбома , а Харрисон сыграл на гитаре в песне «Badge» группы Cream (где играл на тот момент Клэптон) под псевдонимом L’Angelo Misterioso. Во время, когда Blind Faith распадались, а Клэптон, раздражённый истерией, которая раздувалась вокруг группы, покинул коллектив и присоединился к малоизвестному семейному дуэту Делани и Бонни Брэмлетт, произошло нечто неожиданное: он влюбился в Патти.

Название песни было навеяно восточной поэмой « Лейла и Меджнун » , воспетой классиком персидской поэзии Низами Гянджеви . Лейлу насильно выдали замуж, и её возлюбленный Кейс (прозванный меджнуном , перс. مجنون ‎ «одержимый; безумный») ушёл от своего племени в пустыню и жил одиноко, слагая песни в честь Лейлы. Лейла переехала с мужем в Ирак , где вскоре заболела от тоски по Кейсу и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Кейс. Эту повесть Клэптону поведал его друг Иэн Даллас и его тронула эта история .

Отношения Харрисона с Бойд через несколько лет зашли в тупик. В 1977 году они развелись. По словам Харрисона к тому времени «отношения с Патти уже прекратились», поэтому свадьба Клэптона и Бойд не вызвала у него протеста: «Он женился на ней, … и настоящая проблема возникла у Эрика: его страшно злило, что я на него совсем не сердился!» Харрисон вместе с Ринго Старром и Полом Маккартни посетил свадьбу Клэптона и Бойд, состоявшуюся в 1979 году . Однако семейная жизнь Клэптона и Бойд не была счастливой: в 1989 году они развелись .

Запись

Эрик Клэптон

После распада Cream Клэптон принял участие в нескольких музыкальных проектах, в том числе в собственной недолговечной группе Blind Faith , а также выступал с дуэтом Delaney & Bonnie . Весной 1970 Клэптон узнал, что Delaney & Bonnie покинули аккомпанирующие музыканты: басист Карл Рэйдл , барабанщик Джим Гордон , и клавишник Бобби Уитлок . Воспользовавшись случаем, Клэптон предложил им стать участниками новой группы, получившей название Derek and the Dominos .

Во второй половине 1970 года к группе присоединился Дуэйн Олмэн , гитарист Allman Brothers . Клэптон и Олмэн высоко ценили творчество друг друга. Клэптон к тому времени успел по приглашению Тома Дауда выступить с Allman Brothers . Олмэн и Клэптон легко находили общий язык и вскоре стали хорошими друзьями.

Дауд к тому времени был известен по множеству работ, в том числе с Клэптоном в Cream (Клэптон однажды назвал его «идеальным человеком для записи»). Работа над данным альбомом станет ещё одним его достижением. В документальном фильме о Дауде , который назывался «Tom Dowd and the Language of Music», показано как он перемикшировал первоначальные мастер-ленты с «Лейлой» .

Спустя некоторое время Клэптон возвратился в студию ночью. Там он застал Гордона, играющего сочинённую им мелодию на фортепьяно. Клэптону понравилась мелодия, и он убедил Гордона включить её в песню. Спустя примерно три недели после того как были записаны первые три минуты, «Layla» была завершена .

Структура

Первые 5 тактов гитарной партии из песни «Layla»

«Layla» состоит из двух частей, каждая характеризуется своим повторяющимся ритмико-мелодический элементом, или риффом . Первая часть, записанная в тональности ре минор для припевов и до-диез минор для куплетов, сосредоточена вокруг «фирменного» риффа — гитарной мелодии, сыгранной с применением hammer-on 'ов, pull-off 'ов и квинтаккордов . Рифф, как обычно полагают, был сочинён Дуэйном Олмэном на основе вокальной мелодии песни Альберта Кинга «As the Years Go Passing By» с альбома 1967 года Born Under a Bad Sign . Первая секция также содержит записанное при помощи наложения гитарное соло, своего рода дуэт между слайд-гитарой Оллмэна и Клэптона. Помещая свой слайд в пунктах за концом накладки гитары , Оллмэн мог играть более высокие ноты, чем можно было бы без неё. Том Дауд называл их «нотами, которых нет на инструменте!» .

Вторую часть, написанную Джимом Гордоном, обычно называют «фортепьянной кодой » . Первоначально она была сыграна в до мажоре , однако во время микширования скорость ленты коды была увеличена. Получившаяся тональность находится где-то между до и до-диезом . Клавишная интерлюдия в конце песни дополнена акустической гитарой и является также сопровождением к outro-соло. Та же мелодия играется на слайд-гитаре Дуэйна, но на одну октаву выше. Джим Гордон в отличие от Клэптона и Олмэна, просто играет мелодию, не импровизируя. Клавишные — фактически главный инструмент во время коды, а соло выступает в качестве ритма.

Сам Эрик Клэптон так однажды сказал об этой песне :

«Лейла» — сложная, это песня, которую не так просто исполнять вживую. Нужен очень сильный коллектив музыкантов, чтобы все составляющие были на месте, но когда всё есть… К примеру, её сложно исполнять в квартете, потому есть партии в которых нужно петь и исполнять совершенно противоположные вещи, что практически невозможно. Однако если с вами большой коллектив, как у меня в турне, тогда исполнить что-то вроде «Лейлы» будет легко — и я очень этим горжусь. Мне очень нравится слушать эту песню. Как будто она не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне очень нравится. Я любил группу Derek and The Dominos и в то же время я как будто бы сам в ней и не участвовал. Я просто фанат Derek and The Dominos. Иногда моя собственная музыка может быть такой. Если она сыграла своё предназначение быть хорошей музыкой, то я уже не ассоциирую себя с ней. Как будто это кто-то другой. И тогда такие песни легко исполнять .

Патти Бойд про эту песню сказала :

Он такой потрясающий музыкант, что способен вкладывать свои эмоции в музыку в такую форму, что слушатели могут чувствовать их инстинктивно. Это проходит прямо через тебя.

Позиции в хит-парадах

Годовые чарты :

Чарт (1972) Позиция
Флаг США США ( Billboard Top Pop 100 Singles) 60

Дальнейшая судьба песни

Альбом «Layla and Other Assorted Love Songs» после своего появления на прилавках продавался плохо и итоге не попал в чарты в Великобритании . Это было, отчасти, обусловлено тем, что имя Клэптона было упомянуто лишь на внутренней стороне альбома, а снаружи он выглядел как двойной альбом неизвестной группы . Не повезло и заглавной песне: радиостанции отказывались ставить в эфир семиминутную композицию. В итоге её для выпуска на сингле пришлось укоротить до 2:43. Сингл «Layla» был выпущен в марте 1971 (лейбл Atco ) и достиг 51-й позиции в Биллборде .

Однако, когда «Layla» в 1972 году вошла в сборник и затем выпущена как сингл, он достиг 7-й позиции Великобритании и #10-й в США . Оценки критиков с тех пор было всецело положительными. Дэйв Марш, в «The Rolling Stone Illustrated History of Rock and Roll», написал, что,

Найдётся немного моментов в репертуаре записанного рока, где певец или автор достигли такого глубокого погружения в себя, что слушание их является родственным наблюдению убийства или самоубийства… для меня, «Layla» является самым значительным из них.

В 1982 году «Layla» была ещё раз выпущена в качестве сингла в Великобритании и пользовалась ещё большим успехом чем в 1972 году, достигнув в 4-й позиции.

К концу 1980-х —началу 1990-х, песня стала культовой, что отразило её попадания в списки «величайших песен всех времён»: например 27 место среди 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone ; и 16-ое место в списке « VH1 's 100 Greatest Songs of Rock and Roll».

В кино и на телевидении

Кавер-версии

В 1992 году Эрик Клэптон представил новую блюзовую версию песни «Layla».

В 1994 году французский певец Анри Сальвадор записал кавер-версию песни на своем альбоме «Monsieur Henri».

В 2003 году группа Allman Brothers стала исполнять эту песню на концертах. пел, Грегг Оллмэн играл клавишную партию, и Дерек Трукс играл гитарную партию Дуэйна . Это было данью уважения не только Дуэйну, но и продюсеру Тому Дауду , который умер годом ранее .

19 мая 2007 на бесплатном концерте, названном «The Road To Austin» Бобби Уитлок исполнил собственные электрические версии песен «Layla» и «Why Does Love Got To Be So Sad» с участием гитаристов Эрика Джонсона и Дэвида Гриссома.

В 2016 году Guns N' Roses сделали кавер на эту песню и исполняли на своих концертах

Unplugged-версия

В 1992 году Клэптона пригласили сыграть концерт для MTV Unplugged . В альбом, под названием «Unplugged», записанный на этом концерте, вошло много блюзовых стандартов и новая песня « Tears in Heaven ». На альбоме была и новая версия песни «Layla». Песня в новой аранжировке стала медленнее, её рифф был изменён, а клавишная кода убрана . В целом эта версия спокойнее и ближе к традиционному блюзу, чем оригинальная.

Новая версия «Лейлы» была выпущена в качестве сингла и достигла 12-й позиции в американских чартах, а через некоторое время выиграла премию Грэмми в 1992 году в категории лучшая рок-песня , потеснив « Smells Like Teen Spirit » Нирваны . Позже эту победу включат в список 10 самых больших неожиданных поражений в истории Грэмми по версии Entertainment Weekly . В концерте «MTV Unplugged» приняли участие музыканты:

  • Eric Clapton — акустическая гитара, основной вокал
  • Ray Cooper — перкуссия
  • — акустическая бас-гитара, бэк-вокал
  • — акустическая ритм-гитара
  • — ударные
  • — фортепьяно
  • — бэк-вокал
  • — бэк-вокал

Примечания

  1. Длина песни в разных изданиях может несколько варьироваться
  2. ↑ ISWC Network (англ.)
  3. Stephen Thomas Erlewine. (англ.) . Allmusic . allmusic . Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  4. Paul Gambaccini. . — Dilithium Pr, 1987. — 96 p. — ISBN 0517565617 . 11 декабря 2009 года.
  5. Валерий Кучеренко. Эрик Клэптон: …от сложного к простому (рус.) // Classic Rock. — 2006. — № 48 . — С. 56 — 63 .
  6. Eric Clapton. (англ.) . Broadway Books, New York (2007). Дата обращения: 14 августа 2009. 11 октября 2007 года.
  7. (неопр.) Дата обращения: 6 февраля 2009. 24 ноября 2009 года.
  8. Jean Patterson. (англ.) . Azerbaijan International. (1998). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано из 7 августа 2009 года.
  10. (англ.) (недоступная ссылка —) . pr-inside.com. Дата обращения: 14 августа 2009.
  11. Nigel Williamson. (неопр.) UNCUT. Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  12. Mark Moormann. (англ.) . Language of Music Films (2003). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года. .
  13. Jeff Perrin. (неопр.) . A Step-by-Step Breakdown of His Playing Technique . Hal Leonard (1996). Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года. .
  14. (англ.) . BBC Radio 2 . Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  15. Mike Hrano. (англ.) . Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 3 августа 2009. 12 января 2010 года.
  17. Todd Leopold. (англ.) . CNN (3 февраля 2005). Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  18. (англ.) // Annual Billboard ’s Talent in Action : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1972. — 30 December. — P. TA-20 . — ISSN . 2 марта 2023 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 2 ноября 2020. 28 сентября 2010 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 2 ноября 2020. 25 сентября 2016 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 2 ноября 2020.
  22. (неопр.) . www.youtube.com . Дата обращения: 2 ноября 2020. 5 июня 2021 года.
  23. (англ.) . Radio Times . Дата обращения: 2 ноября 2020. 7 ноября 2020 года.
  24. (неопр.) . www.youtube.com . Дата обращения: 2 ноября 2020. 18 июля 2021 года.
  25. (неопр.) . Дата обращения: 28 сентября 2017. 1 августа 2016 года.
  26. (неопр.) . Дата обращения: 28 сентября 2017. 26 августа 2016 года.
  27. Клэптон, Бэк и Пэйдж кроме всего прочего знамениты тем, что сменяли друг друга в Yardbirds в 1960-х
  28. Doug Collette. (неопр.) (17 февраля 2004). Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  29. Michael Corcoran. (неопр.) . Austin360.com. Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано из 30 января 2012 года.
  30. Michael Endelman. (неопр.) (http). EW.com (2007). Дата обращения: 13 февраля 2007. Архивировано из 30 января 2012 года.
  • Рэй Коулман — Clapton! (Warner Books, 1985) стр. 179—192
  • Джен Рейд — Layla and Other Assorted Love Songs by Derek and the Dominos (Rock of Ages, 2007)

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Same as Layla