Interested Article - Философская дискуссия 1947 года

Филосо́фская диску́ссия 1947 го́да (январь, июнь 1947 г.) — публичная научная дискуссия общесоюзного масштаба в советской философии .

История

Философию развивали революционеры и учёные. Что же касается наших философов-профессионалов, заполняющих институты философии и философские кафедры учебных заведений, партийных школ, то никто из них за тридцать лет советской власти и торжества марксизма в нашей стране не высказал ни одной новой мысли, которая вошла бы в сокровищницу марксистско-ленинской философии. Более того, никто из наших философов-профессионалов не высказал ни одной мысли, которая обогатила бы какую-либо конкретную область знания. Это в равной степени относится к Деборину и Митину , Юдину и Александрову , Максимову и Кедрову и всем остальным.

Ю. А. Жданов , сентябрь 1949 года
  • В мае 1944 года решением ЦК партии был осуждён третий том « Истории философии » (ред.: Г. Ф. Александров , Б. Э. Быховский , М. Б. Митин , П. Ф. Юдин ), как содержащий грубые ошибки в оценке немецкой классической философии . С книги снята присуждённая ранее Сталинская премия . Главным инициатором разгрома «Истории философии» был профессор З. Я. Белецкий , а текст постановления ЦК ВКП(б) о третьем томе «Истории философии» готовил П. Н. Поспелов , он формулировал оргвыводы и, скорее всего, был «мозговым центром» всей операции .
  • В самом начале 1946 г. вышла книга начальника Управления пропаганды и агитации ЦК партии Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Книга вышла тиражом 5000 экземпляров, имела гриф Института философии АН СССР и была допущена Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Она обсуждалась в Институте философии (январь 1947 г.), но «в верхах» обсуждение было признано неудовлетворительным .
  • В ноябре 1946 года Г. Ф. Александрову присуждена Сталинская премия за учебник «История западноевропейской философии».

Работа Г. Ф. Александрова по марксистской философии стоит на весьма высоком научно-исследовательском уровне.

П. Н. Поспелов , 26 ноября 1946 года
  • 18 ноября 1946 года профессор З. Я. Белецкий обратился с письмом к И. В. Сталину , где критиковал содержание учебника, в частности указывал, что в книге не учитываются решения ЦК партии 1944 года по третьему тому «Истории философии».

    Позиция Белецкого была жёсткой и последовательной. Он отвергал философию как науку о «чистом познании, чистой истине, благе, добре и т. д. — …философия при таком представлении изображается как самостоятельный процесс, где формируются общие законы мира и познания», а история философии «начинает излагаться… как чистая филиация идей… Такое изложение истории философии доставляет автору наслаждение. Он погружается в сферу чистой мысли и конструирует там мир». «Марксистский подход, — пишет Белецкий, — требует умения понять (философскую фразу. — Авт.) как идеологию определённого общества, класса, государства… Только при таком изложении история философии приобретает смысл и перестаёт быть сборником философских терминов, она предстаёт как наука партийная»

  • 30 ноября 1946 года Г. Ф. Александров избран действительным членом АН СССР .
  • В декабре 1946 года в адрес книги последовали серьёзные критические замечания И. В. Сталина «о существенных, крупных недостатках и ошибках в освещении истории философии» .
  • В конце 1946 года ЦК партии предложил подвергнуть «Историю западноевропейской философии» обсуждению.
  • В январе 1947 года по указанию Г. Ф. Александрова его заместителями М. Т. Иовчуком и П. Н. Федосеевым было организовано обсуждение в Институте философии АН СССР . В президиуме заседания присутствовал А. Н. Поскрёбышев .
  • В апреле 1947 года ЦК партии признало организацию проведённой дискуссии и способ подведения её итогов неудовлетворительными, и назначило повторную дискуссию, поручив её организацию и проведение секретарю ЦК партии А. А. Жданову .

    Дискуссия в том виде, в каком она была проведена, оказалась бледной, куцей, неэффективной, а поэтому и не имела должных результатов. В связи с этим ЦК решил организовать новую дискуссию с тем, чтобы к этой дискуссии были привлечены не только работники из Москвы, но и работники из республик и крупных городов РСФСР (А. А. Жданов)

  • Дискуссия под руководством А. А. Жданова состоялась с 16 по 25 июня 1947 года . На дискуссии присутствовало около 500 человек, в том числе секретари ЦК партии А. А. Кузнецов и М. А. Суслов .

Причина отставания на философском фронте не связана ни с какими объективными условиями… Причины отставания на философском фронте надо искать в области субъективного.

А. А. Жданов , 24 июня 1946 г.

После проведённой философской дискуссии по книге Александрова «История западноевропейской философии» ЦК ВКП(б) поручил Г.Ф. Александрову, М. А. Дыннику , М. Т. Иовчуку , Б. М. Кедрову , М. А. Леонову , М. Б. Митину и О. В. Трахтенбергу написать новую книгу по истории философии с учётом итогов дискуссии и высказанной в ходе неё критики в адрес работы Александрова .

Реакция на дискуссию

  • По мнению философа З. А. Каменского :

    Оценивая в целом теоретико-методологические идеи, выдвинутые в речи Жданова, следует сказать, что они сыграли глубоко реакционную роль в дальнейших судьбах советской истории философии как науки. Во-первых, докладчик, полностью утвердившись в старых, сформулированных до него догмах, ввёл догмы дополнительные.
    К их числу следует отнести прежде всего три: о том, что философия становится наукой только со времени возникновения марксистской философии, об изменяемости предмета философии и об отпочковании от философии всех прочих наук. Все они были восприняты философской общественностью как основоположения для научной работы, как генеральные установки, которые следует реализовывать в преподавании философии, при написании статей и монографий.

  • По мнению философа Александра Огурцова :

Дискуссия, проведенная 16—25 июня 1947 года в Институте философии АН СССР, была, разумеется, далека от научной. На ней господствовал все тот же стиль брани, политических ярлыков и обвинений... Совершенно очевидно, что причина проведения этой дискуссии не в достоинствах или недостатках книги, а в том, что кто-то вообще притязал на лидерство в философии. Необходимо было уничтожить... последний островок философской работы, иссушить историко-философские искания... Выступление А. А. Жданова было движимо стремлением навязать “философскому фронту” догматические клише, заставить историков философии пересмотреть оценки мыслителей прошлого, подчинить их работу прямолинейным схемам и догматам .

Подавление философии // СУРОВАЯ ДРАМА НАРОДА: Ученые и публицисты о природе сталинизма
  • Советские учебники, издававшиеся после смерти Жданова и Сталина, характеризовали дискуссию следующим образом:

В выступлении А. А. Жданова, который в основном правильно характеризовал роль борьбы партии в истории философии, не раскрывалась познавательная роль истории философской мысли и преемственность в ней, не отмечалась большая положительная роль классической немецкой философии в подготовлении диалектического материализма, не подчеркивалось всемирно-историческое значение ленинского этапа в развитии марксистской философии. Щипанов И. Я. , Главные вехи развития историко-философской науки после Октября 1917 г. :697

Примечания

  1. 4 марта 2016 года.
  2. .
  3. .
  4. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. от 11 марта 2014 на Wayback Machine // Человек. — 1993. — № 1. — С. 134—146.
  5. от 20 октября 2007 на Wayback Machine 22 апреля 1947 г.
  6. Батыгин Г. С. от 27 мая 2016 на Wayback Machine Вестник АН СССР . — 1991. — № 10.
  7. (неопр.) Дата обращения: 6 мая 2008. 5 июля 2008 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 27 апреля 2011. 18 марта 2017 года.
  9. Постановление ЦК ВКП(б) за 23 сентября 1947 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1066. Л. 52)
  10. , с. 343.
  11. от 8 августа 2011 на Wayback Machine История философии как наука в России XIX—XX вв. — М., 2001. — 332 с. — ISBN 5-94101-030-3
  12. .
  13. Иовчук М. Т. // Глава XX. Ленинский этап в развитии марксистской философии. Развитие диалектического и исторического материализма в эпоху после Великой Октябрьской революции / Под ред. М. Т. Иовчука , Т. И. Ойзермана , И. Я. Щипанова . — Изд. 2-е, переработ. — М. : Мысль , 1971. — Кн. Краткий очерк истории философии . — С. 691—709. — 790 с. — 60 000 экз.

Литература

  • Дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», 16—25 июня 1947 г. Стенографический отчёт // Вопросы философии . — 1947. — № 1.
  • Каменский З. А. Философская дискуссия 1947 года (преимущественно по личным воспоминаниям) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. VI. — М.: АОН при ЦК КПСС, 1991;
  • Батыгин Г. С. , // . — 1993. — № 1. — С. 134—146.
  • Батыгин Г.С. , : [ 18 октября 2020 ] // Вестник Российской академии наук . — 1993. — Т. 63, № 7.
  • Батыгин Г. С. (недоступная ссылка) // Человек. — 1993. — № 2.
  • Плимак Е. Г. «Надо основательно прочистить мозги»: (К 50-летию философской дискуссии 1947 г.) // Вопросы философии. — 1997. — № 7. — С. 10—20.
  • Есаков В. Д. // Вопросы философии. — 1993. — № 3.
  • Бирюков Б. В. , Верстин И. С. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 2005. — № 3.
  • Новиков К. // « Власть », выпуск № 717 от 9 апреля 2007 года.
  • Волынец А. Н. Жданов (глава «Философский съезд», С. 522—531). — ( ЖЗЛ ) — М.: Молодая гвардия , 2013. — ISBN 978-5-235-03633-8
  • Добренко Е. А. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2014. — № 3 (27).
  • Добренко Е. А. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2014. — № 4 (28).
  • // . — 2011. — № 2. — С. 141-148. — ISSN .
  • Огурцов А. П. // : Ученые и публицисты о природе сталинизма / Составитель Ю. П. Сенокосов. — М. : Политиздат , 1989. — 512 с. — 200 тыс. экз.
  • «История философии». Проспект книги // Вопросы философии . — 1947. — № 2 . — С. 343—368 .

Ссылки

  • А. А. Жданов . (неопр.) . Газета «Прорывист» (24 июня 1947). Дата обращения: 21 ноября 2021.

Same as Философская дискуссия 1947 года