Пигалев, Александр Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ива́нович Верхо́вский ( 27 ноября ( 9 декабря ) 1886 , Санкт-Петербург — 19 августа 1938 , Коммунарка , Московская область ) — русский и советский военный деятель. Военный министр Временного правительства (1917). Генерал-майор (1917). Комбриг (1936).
Из потомственных дворян Смоленской губернии , дворянского рода Верховские . Православного вероисповедания.
Отец — Иван Парфениевич Верховский, полковник ; мать — приёмная дочь Н. Н. Колошина , Ольга .
3 июня 1893 года шестилетний Александр Верховский был зачислен в пажи к Высочайшему двору . Воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества корпусе , куда был переведен в октябре 1901 года из Александровского кадетского корпуса . В августе 1903 года был переведен в младший специальный класс Пажеского корпуса, — с 1 сентября 1903 года считался на действительной военной службе. 22 августа 1904 года был произведен в камер-пажи , в ноябре 1904 года утверждён фельдфебелем .
После расстрела демонстрации 9 января 1905 года заявил, что «считает для себя позором употреблять оружие против безоружной толпы». Пажи-одноклассники предложили А. И. Верховскому после таких слов уйти из корпуса, о чём тот доложил по команде. Изначально директор корпуса Н. А. Епанчин и главный начальник учебных заведений великий князь Константин Константинович попытались замять скандал, но по столице поползли слухи о дерзком происшествии в Пажеском корпусе. Император Николай II был возмущён и поручил расследование генералу О. Б. Рихтеру . Ознакомившись с результатами расследования, Император 15 марта 1905 года повелел исключить Верховского из корпуса и лишить звания камер-пажа .
В марте 1905 года Верховский, поскольку обязан был за учёбу в специальных классах Пажеского корпуса отслужить три года в войсках, был переведен на службу вольноопределяющимся унтер-офицерского звания (младшим фейерверкером ) в 35-ю артиллерийскую бригаду, находящуюся в Маньчжурии , на театре военных действий Русско-японской войны .
По прибытии 20 мая 1905 года в бригаду, Верховский в начале июня того же года был командирован в Главную квартиру Главнокомандующего и 18 июня 1905 года прикомандирован к конвою Главнокомандующего . В ночь с 28 на 29 июня 1905 года был в разведке, отличился, участвуя в захвате в плен группы японских штабных работников, и награждён Знаком отличия Военного ордена 4-й степени. 1 августа 1905 года, за боевые отличия , был произведен в подпоручики (со старшинством в чине с 18.06.1905). 6 августа 1905 года прибыл из командировки в 35-ю артиллерийскую бригаду и назначен делопроизводителем 1-й батареи.
По возвращении в мае 1906 года из Дальнего Востока, в июне того же года, в составе 2-го дивизиона, отправлен в Тамбов для содействия гражданским властям; в августе 1906 — переведен в 1-й горный артиллерийский дивизион и назначен младшим офицером в 3-ю батарею.
В январе 1908 года 1-й горный артиллерийский дивизион был расформирован и обращён на формирование Финляндской артиллерийской бригады, — дальнейшую службу продолжал в составе 1-й горной батареи 1-го дивизиона Финляндской артиллерийской бригады (г. Гельсингфорс ).
10 октября 1908 года, выдержав успешно предварительный и вступительный экзамен, подпоручик Верховский был зачислен в младший класс Николаевской академии Генерального штаба , с прикомандированием к Академии.
1 сентября 1909 года был произведен в поручики , со старшинством с 18.06.1909. 3 августа 1910 года — переведен из упразднённой Финляндской артиллерийской бригады в сформированный на её основе 3-й Финляндский стрелковый артиллерийский дивизион, оставаясь в прикомандировании к Академии.
По окончании курса 2-х классов Академии по 1-му разряду , был переведен на дополнительный курс Академии, который окончил « успешно », и за отличные успехи в науках 7 мая 1911 года был произведен в штабс-капитаны .
Приказом по Генеральному штабу №7, 28 мая 1911 года штабс-капитан Верховский был причислен к Генеральному штабу и откомандирован от Академии к штабу Петербургского военного округа. С 25 августа 1911 года был прикомандирован к штабу 1-й Финляндской стрелковой бригады (г. Гельсингфорс), с 1 ноября 1911 года проходил цензовое командование ротой во 2-м Финляндском стрелковом полку , — командовал 4-й ротой.
26 ноября 1913 года — переведен в Генеральный штаб , с назначением старшим адъютантом штаба 3-й Финляндской стрелковой бригады. 6 декабря 1913 года — произведен в Генерального штаба капитаны .
Был женат, имел двух сыновей, 1909 и 1911 годов рождения.
В конце 1913 года — командирован в Сербию для изучения опыта участия сербской армии в Балканских войнах .
С началом Первой мировой войны вернулся в Россию и вместе со своей бригадой, в должности старшего адъютанта штаба бригады, временно исполняя обязанности начальника штаба бригады, участвовал в боях в Восточной Пруссии в составе 22-го армейского корпуса 10-й Армии. За боевые отличия в ходе Восточно-Прусской операции 1914 года был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием с надписью «За храбрость».
19 сентября 1914 года у деревень Плоцично и Гаврих-руда был ранен и эвакуирован в Гродно , в военный госпиталь.
После госпиталя был на службе в штабах соединений и объединений войск действующей армии :
Активно поддержал Февральскую революцию , в марте 1917 был избран членом и товарищем председателя Севастопольского совета рабочих депутатов. Разработал Положение о местных солдатских комитетах, принятое 30 марта. Поддерживал усилия командующего Черноморским флотом адмирала А. В. Колчака по поддержанию порядка в армии и на флоте. Считал, что
сейчас уже стало ясно: масса поняла революцию как освобождение от труда, от исполнения долга, как немедленное прекращение войны. Нужно делать что-нибудь, чтобы остановить это движение, взять его в руки, сохранить хоть то, что можно, от армии. Мы должны дотянуть с этой армией до мира. Нужно нам, офицерам, заключить союз с лучшей частью солдатской массы и направить движение так, чтобы победить нарастающее анархическое начало и сохранить силу наших войск и кораблей.
В конце марта 1917 был направлен в Петроград для работы в комиссии по пересмотру законоположений и уставов в соответствии с новыми правовыми нормами. Затем вернулся в Севастополь, где активно участвовал в работе комитетов. Вступил в Партию социалистов-революционеров (эсеров) . Возглавил демонстрацию частей севастопольского гарнизона 1 мая 1917 года, шествуя впереди процессии верхом на лошади с красной лентой через плечо.
2 апреля 1917 года был произведен в Генерального штаба полковники .
С 31 мая (12 июня) 1917 года — командующий войсками Московского военного округа. В июле 1917 находившиеся под его командованием войска подавили солдатские выступления в Нижнем Новгороде , Твери , Владимире , Липецке , Ельце и др. При этом эти действия Верховского получили поддержку со стороны Совета рабочих и солдатских депутатов, большинство в котором составляли эсеры и социал-демократы ( меньшевики ). Писал в своём дневнике:
Потеря веры в командный состав стала общим явлением и выливается иногда в уродливые формы: так, корпуса и дивизии по сигналу атаки не выходят из окопов и отказываются атаковать. Это явление уже прямо угрожающее.
В августе 1917 года пытался убедить генерала Корнилова отказаться от его выступления . Когда же это выступление всё же состоялось, стал его противником, объявил Московский военный округ на военном положении, выделил пять полков для нанесения удара по Могилёву , где находилась Ставка верховного главнокомандующего (впрочем, эти действия оказались излишними). По его приказу были арестованы или смещены со своих должностей сторонники Корнилова в Москве , проведены обыски в Московском отделе .
С 30 августа (12 сентября) 1917 — военный министр Временного правительства , 1 сентября (14 сентября) 1917 произведен в Генерального штаба генерал-майоры . В сентябре 1917 входил в состав Директории , в состав которой вошли пять министров во главе с А. Ф. Керенским . Был сторонником решительных социальных реформ либо создания « однородного социалистического правительства » посредством компромисса с умеренными большевиками . Провёл частичную демобилизацию, старался повысить боеспособность разваливавшейся армии.
Пытался обновить высший командный состав, инициировал назначение на ключевые посты молодых офицеров (командующего Петроградским военным округом полковника Полковникова , командующего Московским военным округом полковника Рябцева ), которые впоследствии проявили нерешительность в борьбе с большевистской революцией. По мнению А. Ф. Керенского, «был не только не способен овладеть положением, но даже понять его» и быстро поплыл «без руля и без ветрил» прямо навстречу катастрофе. Деятельность Верховского на посту министра вызвала резкую критику со стороны представителей генералитета, в том числе А. И. Деникина .
18 октября (31 октября) 1917 на заседании Временного правительства выступил за заключение мира с Германией , но не получил поддержки остальных членов правительства. На следующий день подал рапорт об отставке. 20 октября (2 ноября) изложил свою позицию в ходе совместного заседания комиссий по обороне и иностранным делам Временного совета Российской республики ( Предпарламента ), заявив, что
весть о скором мире не замедлит внести в армию оздоровляющие начала, что даст возможность, опираясь на наиболее целые части, силой подавить анархию на фронте и в тылу. А так как самое заключение мира потребует значительного времени… можно рассчитывать на воссоздание боевой мощи армии, что в свою очередь благоприятно отразится на самих условиях мира.
Однако не был поддержан и в Предпарламенте. 21 октября (3 ноября) был уволен в двухнедельный отпуск и на следующий день выехал на Валаам , где находился во время прихода к власти большевиков.
В эти же дни последовало обращение Ленина к членам ЦК .
Буржуазный натиск корниловцев, удаление Верховского показывает, что ждать нельзя. Надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т. д. Цена взятия власти тотчас: защита народа (не съезда, а народа, армии и крестьян в первую голову) от корниловского правительства, которое прогнало Верховского и составило второй корниловский заговор .
3 ноября ( 16 ноября ) 1917 вернулся в Петроград, затем направился в Ставку в Могилёв, где вместе с членами Центрального комитета партии эсеров участвовал в попытке организации « однородного социалистического правительства ». В декабре 1917 по поручению руководства партии эсеров прибыл в Киев для организации совместно с украинской Центральной Радой борьбы против советской власти путём создания «армии Учредительного собрания ».
Затем вернулся в Петроград, где вскоре был арестован и провёл в заключении два месяца. После освобождения являлся одним из руководителей петроградской военной организации левоцентристского Союза возрождения России . Опубликовал свои дневники военного времени под названием «Россия на Голгофе». В мае 1918 года арестован вторично, с июня 1918 года находился в заключении в петроградской тюрьме « Кресты ».
В ноябре или в декабре 1918 года был освобождён и вступил в Красную армию , недолго служил начальником оперативного отдела штаба Петроградского военного округа. Обратился с просьбой отправить его на фронт, однако большевики, не доверявшие Верховскому, направили его в тыловое ополчение. В мае — октябре 1919 года вновь находился в заключении. С октября 1919 — инспектор военно-учебных заведений Запасной армии, читал курс тактики на Казанских инженерных курсах. Со 2 мая 1920 — член Особого совещания при Главнокомандующем (вместе с другими генералами русской армии). Со 2 июня 1920 года состоял в распоряжении Главного управления военно-учебных заведений. С 12 августа 1920 — главный инспектор военно-учебных заведений республики. Начальник штаба Северо-Кавказского военного округа . В 1922 был военным экспертом советской делегации на Генуэзской международной конференции .
В 1922 году был привлечён в качестве свидетеля на следствии по делу правых эсеров . В этот период официально отказался от политической деятельности. Дал показания следователю Я. Агранову , который заявил Верховскому от имени коллегии ГПУ и ЦК ВКП(б), что эти показания необходимы для исторического выяснения роли партии эсеров, а не для привлечения её членов к ответственности. Когда его показания были использованы на суде, выступил с протестом, после которого Верховный трибунал вынес частные определения в адрес как Агранова (за «явную неправильность в деле допроса свидетеля»), так и Верховского, который «является активным и ответственным работником Красной Армии и, следовательно, Трудовая Республика вправе требовать от него наивысшего проявления бдительности и непримиримости по отношению ко всем врагам Рабоче-Крестьянской России».
С 1921 — преподаватель, с июня 1922 — главный руководитель Военной академии РККА . Руководитель Военно-академических курсов высшего комсостава РККА , старший преподаватель Военной академии РККА , с 1927 — профессор. Автор ряда работ по военной теории и истории, публиковался в журнале «Военное знание».
Пришёл к выводу, что массовые армии, подобные тем, что участвовали в Первой мировой войне, рано или поздно отойдут в прошлое. Будущее видел за небольшими, но прекрасно оснащёнными элитными вооруженными силами — сравнивал их со средневековыми рыцарскими армиями. Отстаивал идею превосходства небольшой, но профессиональной армии над большей по размерам, но хуже обученной и при этом укомплектованной на основе всеобщей воинской обязанности. Такая позиция Верховского вызвала резкую критику со стороны большинства советских военных теоретиков, бывших сторонниками массовых армий.
С 23 декабря 1929 — начальник штаба Северо-Кавказского военного округа. Арестован 2 февраля 1931 по делу «Весна» (по которому проходили «военспецы» — бывшие офицеры русской армии), находился в Воронежском следственном изоляторе, затем был переведён в Москву в Лефортово . Отказался подписать устраивавшие следствие показания.
18 июля 1931 был приговорён коллегией ОГПУ к расстрелу, 2 декабря 1931 приговор был заменён десятью годами заключения. Находился в Ярославском политизоляторе , где продолжал заниматься исследовательской деятельностью (в частности, написал труды «О военно-научной работе», «О глубокой тактике»). Дважды объявлял голодовку, требуя пересмотра дела. Позднее так описывал условия содержания в тюрьме:
Я был посажен в одиночку, лишен всякого общения с семьёй и даже с другими заключёнными. Тюремный режим был нарочно продуман так, чтобы обратить его в моральную пытку. Запрещалось все, вплоть до возможности подойти к окну, кормить птиц и даже петь хотя бы вполголоса. В тюрьме были случаи сумасшествия, повешения и т. п.
Его статью «Выводы на опыте русско-японской войны 1904—1905 годов с точки зрения нашей борьбы против японского империализма в 1934 году» нарком обороны К. Е. Ворошилов направил И. В. Сталину с предложением освободить автора из тюрьмы. Был досрочно освобождён 17 сентября 1934. После выхода из тюрьмы направил наркому обороны заявление, в котором описал незаконные методы следствия и тяжёлые условия пребывания в тюрьме. Кроме того, пытаясь заступиться за других заключённых, писал:
судебная ошибка как результат такого метода следствия не является единичной. В Ярославском политическом изоляторе есть ряд лиц, стоящих на точке зрения, близкой к партии, которые могли бы быть своей энергией и знаниями полезными в деле строительства социализма. Они виноваты лишь в том, как я могу судить, что у них не хватило твёрдости и они опозорили себя и других. То, что лица подобной категории без вины сидят в тюрьме, приносит вред советской власти.
Был направлен в распоряжение Разведывательного управления РККА , занимался подготовкой статей для информационного сборника Разведупра. С 1935 преподавал на курсах «Выстрел» , в Военной академии имени Фрунзе . С 1936 — старший руководитель кафедры тактики высших соединений Военной академии Генерального штаба .
11 марта 1938 года был вновь арестован. Обвинён в активной вредительской деятельности, участии в антисоветском военном заговоре, подготовке террористических актов против руководителей партии и правительства. Одним из «доказательств» его причастности к подготовке террористических актов послужил найденный у Верховского при обыске наградной пистолет, полученный им в 1916 году за отличия в боях с немцами.
19 августа 1938 года приговорён к расстрелу Военной коллегией Верховного суда . В тот же день расстрелян и похоронен на спецобъекте «Коммунарка» (Московская область) .
Реабилитирован 28 ноября 1956 , но факт расстрела продолжал замалчиваться и после: в предисловии к изданной в 1959 году книге Верховского «На трудном перевале» указывалось, что он скончался в 1941 г.
Жена — Наталья Сергеевна (1887 г.р.) в сентябре 1938 года была осуждена как член семьи изменника Родины к восьми годам лагерей .
…за то, что в лесном бою под Августовым , 19 сентября 1914 года, исправляя обязанности начальника штаба бригады, успешно провел через лесные пространства в тыл и в обход противника, находящегося северо-западнее д. Плоцично , части бригады, атаками коих противник был оттеснён; при этом был ранен.
…за то, что в бою 25 августа 1914 года, под Бялой , исполняя обязанности начальника штаба, в критическую минуту боя, подвергая свою жизнь явной опасности, по собственному почину принял меры, которыми выручил отряд от грозившей ему опасности быть окруженным.