В 1844 году в разгар
Кавказской войны
было принято решение прервать свободное сообщение между Большой и Малой Чечнёй; ослабить угрозу для крепости Грозной со стороны Xанкальского ущелья, служившего местом сбора горских отрядов, нападавших на русские укрепления и станицы на Сунже и Тереке и блокировать горцам выход на равнину из Аргунского ущелья. Для достижения этих целей на месте бывшего чеченского аула
Чахкери
было начато возведение укрепления
Воздвиженского
. При сооружении крепости солдаты обнаружили огромный древний каменный крест (или мечеобразную стелу), который оказался собственностью чеченского тайпа «гаттой»
.
Помимо Гаттин-Кале представители тайпа Гаттой проживают в близлежащем селении
Деха-Йист
(
чечен.
Дехьа-Йист). До выселения 1944 года они обитали в ряде ныне нежилых хуторов (Гуьлс, Баслага, Анали и других). На территории Чеченской Республики гаттинкалинцы или гаттинцы (от
чечен.
ГIаьтти-Кхаьлл или ГIаттай, ГIаттий) в настоящее время наиболее компактно проживают в г. Шали, с. Хамби-Ирзи Ачхой-Мартановского района и с. Лаха-Невре Надтеречного района
, Шатое
.
У гаттинцев сохранилось предание о том, что предки тайпа Гаттой (
чечен.
ГIаттай, ГIаттий), будучи в ближайшем родстве с тайпом Хаккой (
чечен.
Хьаккой), наравне с ними в более ранние эпохи обитали в пределах нынешнего райцентра Шатой. Однако и те, и другие были вынуждены покинуть указанные места в связи с российским завоеванием, в ходе которого царская армия аннексировала Шатой, построив там крепость и разместив в ней военный гарнизон. Не желая подвергать своих близких смертельной опасности, предки гаттинкалинцев перебрались на место нынешнего своего обитания, тогда как хаккоевцы отселились в противоположную сторону — в местечко Цогуне (
чечен.
ЦIогуне)
.
Согласно семейных преданий, по завершении Кавказской войны, ориентировочно в 50-е годы XIX столетия, примерно 15 семей гаттинцев — Шериповы, Батаевы, Дубаевы-Дабаевы, Пайзулаевы и другие — вернулись на землю своих дедов и осели внутри шатойской крепости, в той её части, которая носила название «
чечен.
ГIалгIазакхийн ГIала » («Казачье укрепление», «Казачья крепость», «Казачий город»), остатки стены которой сохранились до наших дней
.
Согласно с данными ДНК-тестирования, из которого обнаруживается, что по происхождению наиболее близкими к Гаттой являются такие шатоевские тайпы, как
Хаккой
(
чечен.
Хьаккой), Халгий (
чечен.
Хьалг1и или Хьен-Кхаьллой),
Варандой
а также те
Пхамтой
(
чечен.
Пхьамтой) и Ваштарой, кто относятся к
гаплогруппе L3
.
Шерипов Назарбек Джемалдинович — первый чеченский драматург, актёр и режиссёр. Офицер. С 1905 г. посвятил себя театру и воплощению в жизнь мечты создать труппу из артистов-чеченцев для постановки пьес на чеченском языке. В 1912 г. на грозненской сцене поставил пьесу на чеченском языке «На вечеринке» (Синкъерамехь). Псевдоним — Назар-Бек Гаттен-Калинский
.
Шерипов Заурбек Джемалдинович — публицист, фольклорист, общественный деятель. Составитель первого русско-чеченского словаря. Член I съезда советов Чечни (1923), заместитель председателя ЦИК Чеченской автономной области, член ЦИК СССР. В 1923 г. активно выступал против ареста А. Митаева. Был арестован, следователи ГПУ заявили, что З. Шерипов был «пособником главарей бандформирований и ярым противником Советской власти». Оргбюро РКП(б) и VII пленума областного исполкома Чеченской АО в сентябре 1925 г. заявили, что З. Шерипов один из «наиболее активных носителей буржуазно-националистической идеологии». Погиб
.
Шерипов Данилбек Джемалдинович — публицист, редактор, издатель. До революции был редактором газеты «Терек» демократического направления, закрытой губернаторской администрацией в 1912 г. В марте 1917 г. избран помощником комиссара Грозненского округа, член Чеченского народного совета. В 1923—1924 гг. — председатель Чеченского областного суда, член ЦИК Чеченской автономной области. В 1923 г. активно выступал против ареста А. Митаева. Позже работал в культуре, писал статьи и пьесы. Автор исторической пьесы «Алибек-хаджи». Неоднократно арестован. В 1937 г. арестован, умер в пересыльной тюрьме в Казахстане
.
Примечания
↑ , с. 117.
↑
(неопр.)
Зелимхан Мусаев
(21 августа 2019).
Дата обращения: 18 июня 2020.
27 января 2022 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 30 апреля 2018.
5 июня 2021 года.
, с. 212.
, с. 203.
(неопр.)
.
abrek.org
.
Дата обращения: 5 июня 2020.
27 января 2022 года.
Джаватова, Л. Р. Славный путь в революцию Асланбека Шерипова / Л. Р. Джаватова, Н. Н. Нурмагомедова
Опыт характеристики личности и деятельности А. Шерипова в связи с народно-революционным движением в Чечне. Сухуми, 1990.
Киреев Е.П. Бесстрашный борец за победу революции. В кн; Асланбек Шерипов. Статьи и речи. Грозный. 1972. C. 7-8
↑ , с. 285.
↑
(неопр.)
.
arhiv-chr.ru
.
Дата обращения: 23 июля 2020.
22 июля 2020 года.
Ссылки
ГIаьтти-Кхаьлл… ГIаьттай..
Литература
З. В. Рубцова.
. —
Тула
: Энциклопедия российских деревень, 1999, 1999. — 261 с.