Снятие с креста
- 1 year ago
- 0
- 0
«Снятие с креста» ( нидерл. Kruisafneming) — картина выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге .
Картина написана в период 1617—1618 годов, вероятно по заказу капуцинского монастыря в Лире близ Антверпена . Монастырской церкви она принадлежала до конца XVIII века в качестве алтарного образа (есть свидетельства, что она там находилась в 1628 и 1771 годах . Предположительно в 1797 или 1798 году картина была захвачена французскими войсками и отправлена в Париж . В 1809 году находилась в замке Мальмезон , принадлежавшем Жозефине Богарне , причем встречается упоминание что картина была ей подарена от лица города Брюгге . После смерти Жозефины Богарне в 1814 году часть её собрания (38 картин и 4 скульптуры), включая и «Снятие с креста» Рубенса, была приобретена императором Александром I и в 1815 году отправлена в Картинную галерею Эрмитажа . Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247 (Зал Рубенса)
Композиция картины основана на сюжете, описанном во всех четырёх Евангелиях ( Мф. , 27: 57-59; Мк. , 15: 42-46; Лк. , 23: 50-54; Ин. , 19: 38-40) и воплощает важнейший христианский догмат: искупление первородного греха смертью Христа.
Вокруг Христа изображены пять персонажей: Иосиф Аримафейский (на самом верху), Никодим и Иоанн Богослов (слева и справа на лестницах), плачущие Дева Мария и Мария Магдалина (преклонившая колени). Среди многих композиций Рубенса на этот сюжет эта картина является самой поздней и самой лаконичной в его творчестве. Против обыкновения на картине отсутствует фоновый пейзаж , также не видно и символов Страстей Господних (за исключением креста ) — гвоздей , тернового венца .Специалисты Эрмитажа — заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Н. И. Грицай и хранитель фламандской живописи XVII века Н. П. Бабина, проводя детальный анализ картины, отмечали:
Всё внимание в композиции сосредоточено не на самом действии — опускании тела мёртвого Христа на землю, а на лицах, жестах и переживаниях участников сцены, окруживших Христа. Они не столько несут, сколько поддерживают тело Спасителя, мерно и плавно скользящее вниз. Это диагональное движение задает тон всей композиции, позволяя организовать её в единое целое и сообщая ей строгий и торжественный ритм ритуального действа
Известно три подготовительных рисунка Рубенса к этой картине: два наброска происходят из коллекции Эжен Б. Тоу и хранятся в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке , ещё один рисунок находится в Бостонском музее изящных искусств . На всех трёх рисунках только изображение тела Христа соответствует окончательному варианту, положения остальных фигур значительно варьируются.
Неровность выполнения различных частей окончательного варианта картины и невыразительность цветового решения дают возможность предположить, что в завершении этого произведения принимали участие ученики Рубенса и прежде всего Антонис Ван Дейк . Знаток западноевропейского искусства М. Я. Варшавская утверждала, что рука Ван Дейка чувствуется в изображениях самого Христа и Иосифа Аримафейского .
К работе над этой темой Рубенс возвращался неоднократно c непродолжительными перерывами. Первый вариант композиции на тему «Снятия с креста» был написан художником в 1616 году (Дворец изящных искусств, Лилль ), другой, в том же году, хранится в Галерее Курто в Лондоне . Другие варианты находятся в церкви Иоанна Крестителя в Аррасе , в соборе Сент-Омера , в музее Валансьена .
Основным прототипом Эрмитажной картины считается центральная часть алтарного триптиха « Снятие с креста » из Собора Антверпенской Богоматери (1612—1614 годы, дерево, масло; 420 × 310 см). Существует копия с картины, выполненная неизвестным художником и находящаяся в англиканской церкви Иисуса Христа в Санкт-Петербурге на Английской набережной .
Однако композиция эрмитажного произведения существенным образом отличается от всех прочих вариантов и, прежде всего, антверпенской картины. Если в Антверпене зрительное движение фигур подчинено одно главной диагонали (проходящей из правого верхнего угла в левый нижний), то в эрмитажном варианте Рубенс достиг иного впечатления способом уравновешивания двух равнозначных диагоналей типа «андреевского креста» (одна диагональ образуется положением тела Христа, другая — лестницей и фигурой Иоанна в красном). В результате возникает впечатление не напряжённого движения, а умиротворения и сосредоточения (насколько это возможно по сюжету) .
Ещё один вариант, также находящийся в Эрмитаже, называемый эскизом неосуществлённой композиции (48,7 × 52 см), также демонстрирует совершенно иной подход к решению темы (происходит из собрания Шуваловых ). Формат картины приближен к квадрату и это подсказало Рубенсу идею сферической перспективы , построенной на центральной точке и системе концентрических окружностей. «Оптический центр изображения, — писал С. М. Даниэль , — связан с точкой наибольшего напряжения сил — левой рукой Магдалины… К этому центру ориентированы основные, радиальные линии композиции, вокруг него организовано кольцевое движение „ближних Христа“… Фигуры участников действия как бы попали в водоворот и не принадлежат себе» .