Interested Article - Социальная сеть (фильм)
- 2021-02-19
- 1
«Социа́льная сеть» ( англ. The Social Network) — американская биографическая драма 2010 года режиссёра Дэвида Финчера об истории создания социальной сети Facebook . Сценарий Аарона Соркина был написан по мотивам книги Бена Мезрича « Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве » (2009). Слоган киноленты — «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага» . Главные роли в фильме исполнили Джесси Айзенберг , Эндрю Гарфилд , Джастин Тимберлейк и Арми Хаммер .
Выход фильма в США состоялся 1 октября 2010 года и на протяжении первых двух недель картина лидировала в национальном прокате. На экраны российских кинотеатров фильм вышел 28 октября . При бюджете в 40 млн долларов кассовые сборы фильма к концу 2010 года приблизились к 200 млн .
Сюжет
В 2003 году у студента Гарвардского университета Марка Цукерберга рождается идея создания сайта, позволяющего сформировать рейтинг студенток по степени привлекательности. Это происходит сразу после того, как Марка бросает его девушка Эрика Олбрайт. Марк взламывает базы данных различных общежитий, скачивает фотографии и имена и, используя алгоритм , предложенный его другом Эдуардо , создаёт страницу с адресом facemash.com, где студенты могут проголосовать, которая из двух девушек является более привлекательной.
Университетский сервер , не выдержав нагрузки, вышел из строя этой же ночью, а через четыре часа источник неприятности был обнаружен. Руководство университета провело расследование и присудило Цукербергу полгода испытательного срока. Популярность проекта и тот факт, что Марк создал его за одну ночь, да ещё и на пьяную голову, привлекает к нему внимание со стороны близнецов Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов , а также их бизнес-партнера — Дивьи Нарендры. Они пытаются создать внутриуниверситетскую социальную сеть и приглашают Цукерберга на работу в качестве программиста.
Марк и Эдуардо втайне от близнецов начинают развивать поданную теми идею эмуляции реального общения в сети : эксклюзивной социальной сети для студентов. В их версии сайт получает название thefacebook.com и становится открытым не только для студентов Гарварда. Эдуардо соглашается помочь Марку и предоставляет начальный капитал для сайта в размере тысячи долларов. Когда сайт запущен, близнецы заявляют, что Цукерберг украл у них идею, и после долгих колебаний подают на него в суд.
Эдуардо как финансовый директор проекта пытается убедить Марка использовать растущий сайт как площадку для интернет-рекламы, но Марка это не прельщает. С создателями успешного сайта связывается Шон Паркер — создатель скандальной сети Napster . Он говорит, к чему надо стремиться — к миллиарду долларов. При этом он отрицает использование денег рекламодателей, и на этом серьёзно расходится во взглядах с Эдуардо.
Пока Эдуардо ищет в Нью-Йорке рекламодателей для сайта, Марк вместе со штабом компании переезжает в Кремниевую долину , где снова встречает Шона. Попав под его обаяние, он даёт Шону долю в компании. Шону же удаётся найти крупного инвестора Питера Тиля, который вкладывает в Фейсбук полмиллиона долларов. Братья Уинклвоссы между тем проигрывают на регате Оксфорд-Кембридж в Уэльсе . Позже Эдуардо подписывает бумаги о распределении долей в компании, однако через некоторое время обнаруживает, что его доля с 34 % была понижена до 0,03 %. Он разрывает отношения с Марком и Шоном и грозит Марку судом. После скандала, Шон грубо выгоняет Эдуардо, за что Марк делает ему замечание. Ночью начинается вечеринка в честь Facebook, на которую приходит Паркер. Вместе с несколькими студентками он уходит в отдельную комнату, где рассказывает им о новых функциях социальной сети, после чего студентами овладевает безумие. Одна из студенток ложится на стол и расстегивает блузку, а другие начинают сыпать ей на грудь кокаин и смеяться. Внезапно, заигравшихся студентов прерывают прибывшие полицейские и задерживают всех. Шон звонит Марку и рассказывает о случившемся, однако Марк равнодушно говорит ему, что пора отдохнуть, а затем бросает трубку.
Все эти события показаны в виде флешбэков в ходе двух закрытых судебных слушаний: на одном из них в роли истца выступает Эдуардо с претензиями к Марку о вытеснении его из компании, на другом братья Уинклвоссы, обвиняющие Марка в краже их идеи. В финале Марк, оставшись один, вспоминает о своём разрыве с Эрикой, с которого всё началось. Он отправляет ей в Фейсбуке приглашение о дружбе и бесконечно обновляет страницу в тщетном ожидании ответа. В заключительной сцене Цукерберг предстаёт «пленником Интернета , залипшим на одной-единственной странице — на той странице его прошлой реальной жизни, которую ему давно следовало бы перевернуть» .
Во время финальных титров сообщается, что по суду Эдуардо и братья Уинклвоссы получили компенсации и заключили соглашение о неразглашении обстоятельств дела, и что Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в мире.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джесси Айзенберг | Марк Цукерберг Марк Цукерберг |
Эндрю Гарфилд | Эдуардо Саверин Эдуардо Саверин |
Джастин Тимберлейк | Шон Паркер Шон Паркер |
Арми Хаммер | Кэмерон Уинклвосс , Тайлер Уинклвосс Кэмерон Уинклвосс , Тайлер Уинклвосс |
Бренда Сонг | Кристи Ли Кристи Ли |
Рашида Джонс | Мэрилин Дэлпи Мэрилин Дэлпи |
Джозеф Маззелло | Дастин Московиц Дастин Московиц |
Макс Мингелла | Дивья Нарендра Дивья Нарендра |
Руни Мара | Эрика Олбрайт Эрика Олбрайт |
Тревор Райт | Джош Томпсон Джош Томпсон |
Дакота Джонсон | Амелия Риттер Амелия Риттер |
Малис Джау | Элис Кантвелл Элис Кантвелл |
Уоллес Лэнгэм | Питер Тиль Питер Тиль |
Аарон Соркин | рекламодатель |
Литературный первоисточник
Вы не забывайте, что эти ребята были ботаниками и не умели общаться с девушками — вообще ни с кем не умели общаться. Прижавшись лицом к стеклу, они смотрели, как за окном шумит развеселая студенческая жизнь — с вечеринками, свиданиями, отношениями. Социальная сеть стала попыткой перевести общение в виртуальную плоскость — туда, где они чувствовали себя свободно.
Книга Мезрича , опубликованная летом 2009 года , не претендовала на аккуратное изложение обстоятельств создания знаменитой социальной сети . Хотя его сочинения позиционируются как документальные, диалоги в них вымышлены, а нескольким реальным людям может соответствовать один персонаж . Автор не раз сталкивался с обвинениями в беллетризации подлинных событий, поэтому книге о Facebook предпослал замечание из 285 слов о том, что хронология, детали и диалоги не всегда соответствуют действительности .
Работа над книгой началась после знакомства Мезрича с Эдуардо Саверином , который в это время как раз порвал отношения с Цукербергом и с готовностью консультировал автора по всем вопросам . Попытки Мезрича встретиться с Цукербергом и выслушать его точку зрения не вызвали у миллиардера интереса . Для Мезрича парадокс Цукерберга состоит в следующем: «Марк стал самым молодым миллиардером на планете, но при этом всегда был равнодушен к материальным проявлениям успеха: никаких „ феррари “, личных самолётов или домов с 15 спальнями у него нет». Он считает, что в фильме «его сделали несколько большим козлом, чем он показан в книге» .
«Миллиардеры поневоле» имели успех у читателей. Обозреватель CNET.com назвал эту книгу первой, где нарисована пикантная картина жизни в Кремниевой долине — с попойками, сексом и подковёрными интригами . Оскаровский лауреат Кевин Спейси поспешил приобрести права на её экранизацию. Он опубликовал на Amazon.com рецензию, где назвал книгу «захватывающей историей предательства, бешеных денег и двух приятелей, которые произвели революцию в том, как люди общаются друг с другом, но сами разругались вдрызг и до сих пор не разговаривают друг с другом» . В 2010 году книга вышла на русском языке в переводе Д. Угорского .
Работа над фильмом
Никто из людей, работающих в Facebook , включая основателя Марка Цукерберга, не принимал участия в создании фильма. Сопоставить показанное в фильме с реальными судебными баталиями сложно ввиду того, что они велись в закрытом режиме и по окончании процесса все участники подписали соглашение о неразглашении . Прототипы главных героев от фильма дистанцировались, заявив, что он «не про них» . История создания сети в книге и в фильме рассказана с позиций трёх основных участников разбирательства — Цукерберга, Саверина и Уинклвоссов. По заявлению сценариста Аарона Соркина , создание фильма отслеживали юристы , представляющие интересы прототипов главных героев. Они настаивали, чтобы в фильме не прозвучало ничего ложного и клеветнического : если взгляды реальных людей на обстоятельства создания сети расходятся, то фильм заостряет на этом внимание .
Кастинг начался в начале августа 2009 года. На роль Цукерберга изначально претендовали Шайа Лабаф и Майкл Сера , однако Финчер и Соркин приняли решение не рассматривать кандидатуры актёров из традиционной молодёжной обоймы, так как они ассоциируются у публики с комедийным амплуа . В их число попал и Айзенберг. Создатели фильма искали ребят со «специальным скоростным интеллектом», которые будут способны без запинки проговаривать «очень скоростные, очень умные тексты» из сценария . После того, как были «попробованы человек пятьсот» (слова Финчера), выбор остановился на Эндрю Гарфилде, который в итоге сыграл Саверина . «Уже сроки поджимали, у меня уже появилась традиционная в таких случаях мысль: что надо идти набирать ванну и резать вены», — иронизирует Финчер . Наконец в сентябре 2009 года исполнителем главной роли был объявлен Джесси Айзенберг .
Съёмки фильма начались в октябре 2009 года в Кембридже ( штат Массачусетс , США) . Некоторые сцены были отсняты вокруг студенческих городков двух массачусетских подготовительных школ, Академии Филлипса и Академии Мильтона . Со 2 по 4 ноября съёмки проходили на площадях Кизера и Уимена в студенческом городке Хоумвуда Университета Джонса Хопкинса . C 16 по 22 ноября сцены фильма снимались в Калифорнийском государственном университете . Бюджет фильма составил 40 миллионов долларов. Финчер считает ленту весьма прямолинейной, наиболее сложно с технической точки зрения было создать похожих и в то же время разных близнецов, а также снять их выступление на королевской регате в Хенли-он-Темс . Он говорит, что ставил перед собой задачу снять лёгкий фильм в духе Джона Хьюза , но так, чтобы за этой поверхностной лёгкостью проскальзывало нечто куда более жёсткое .
Звуковая дорожка
Музыку к фильму написали Трент Резнор и Аттикус Росс . Это не первый опыт сотрудничества Финчера и Резнора: фильм « Семь » начинается под звуки одного из ремиксов последнего, и именно Финчер снял клип на его композицию « Only » 2005 года . Финчер с самого начала предложил Резнору написать музыку к фильму, однако тот отклонил предложение ввиду того, что только что женился и закончил изнуряющее турне . В течение нескольких месяцев его не покидало ощущение, что он подвёл старого товарища. Наконец он решил позвонить Финчеру и предложить свои услуги для следующих фильмов. Финчер ответил, что по-прежнему ждёт его согласия насчёт «Социальной сети». После того, как Резнор и Росс присоединились к проекту, оптимистичная поначалу музыка приобрела гораздо более мрачный тон . Свою версию хрестоматийной григовской мелодии « В пещере горного короля », которая звучит в сцене гребной гонки, Резнор считает «наименее аппетитной» в истории . Меланхолично-тревожные звуки композиции «Рука прикрывает синяк» ( англ. Hand Covers Bruise) приветствуют каждого заходящего на официальный сайт фильма. В финальных титрах звучит песня группы « Битлз » Baby, You’re a Rich Man .
Технические аспекты
Стивен Содерберг убедил Финчера вместо цифровой камеры Thomson Viper , которой был снят « Зодиак », присмотреться к более современным камерам Red One . Таким образом, в качестве основного инструментария оператора было выбрано оборудование производства Red Digital Cinema Camera Company . Чтобы выровнять «картинку», при съёмках вне помещений применялись светофильтры естественной плотности. Впоследствии отснятый материал прошёл промежуточную цифровую обработку в голливудской студии компании Red .
На страницах The New York Times уделено внимание искусности построения художественного мира «Социальной сети»: «Трудно вспомнить фильм, который рисовал бы Гарвард в столь унылых тонах; сами краски обесцвечены. Сдержанно-тусклая палитра и минимальная глубина кадра обрисовывают пределы мира главного героя, а частое, хотя и сглаженное переключение между пространственно-временными слоями даёт представление о скорости, с какой он достиг успеха» . По словам другого критика, уныло-тревожная атмосфера многих сцен больше соответствует «шпионскому фильму времён Холодной войны или ленте о воскрешении Франкенштейна », чем картине о жизни современного студенчества . Даже секс Цукерберга с приставучей поклонницей снят в «нездоровых зеленоватых тонах, свойственных лентам о монстрах», — продолжает он .
Почти все сцены Финчеру хотелось дать в тусклом освещении (слабая освещённость вообще характерна для его фильмов). Сложнее всего было реалистично изобразить кампус Гарварда, так как университет запретил вести съёмку на своей территории . Чтобы снять в начале фильма проход главного героя на фоне панорамного вида гарвардского кампуса, создателям ленты пришлось прибегнуть к некоторым хитростям. Когда Цукерберг бредёт в сумерках в сторону кампуса, камера снимает его сбоку и сверху, придавая сцене зловещий оттенок, как будто зритель ведёт слежку исподтишка . Чтобы не привлекать внимание, съёмка велась в сумерках при участии минимального количества специалистов. Им удалось договориться с властями города Кембридж и поменять освещение в уличных фонарях на более мягкое галогеновое , а с территории университета фоновую подсветку обеспечивал человек, переодетый в бродячего мима .
Ещё одна технически сложная сцена — ночной клуб , где Паркер проповедует Цукербергу своё видение будущего социальной сети. Всё начинается с того, что гигантский кран переносит камеру со второго этажа клуба на первый и затем обратно на второй, разворачивая её там на 180 градусов и создавая у зрителя ощущение лёгкого головокружения. В соответствии с демоническим характером Паркера режиссёр хотел придать этой сцене едва уловимый налёт зловещего . С этой целью прямо в стол, над которым заговорщически склоняются плохо слышащие друг друга из-за музыки герои, были вмонтированы светодиодные табло, позволяющие транслировать многоцветные фильмы . Загадочная подсветка героев снизу призвана вызвать у зрителя чувство психологического дискомфорта.
Предыдущий фильм Финчера был построен на сложных компьютерных эффектах. В «Социальной сети» к спецэффектам пришлось прибегнуть для того, чтобы изобразить близнецов Уинклвоссов . В ходе кастинга режиссёру не удалось отыскать реальных близнецов, которые бы напоминали знаменитых братьев-гребцов, однако ему удалось найти похожего на них актёра Эрми Хаммера (который, подобно им, принадлежал к «сливкам» американского общества, будучи внуком Арманда Хаммера ). Второго близнеца изображал дублёр, потом в студии на его лицо накладывалось лицо Хаммера. Когда это было возможно, прибегали к комбинированной съёмке , когда нет (как, например, в сцене гребли) — к компьютерным технологиям . Реалистичные эффекты света и тени были наложены на лица близнецов в программе Flame от компании Autodesk .
При съёмках сцены королевской регаты на Темзе , которая иллюстрирует обречённость в современном обществе традиционных форм мужского соперничества и доминирования, выявилась новая сложность — чрезмерная тяжесть камер, которые грозили пустить ко дну лёгкие гребные судна, где их предстояло разместить. Для решения этой проблемы пришлось разработать облегчённую камеру весом менее трёх килограммов . В сцене регаты был применён эффект , который обычно применяется при подмене реального пейзажа . Финчер признаёт, что сцена регаты воспринимается как чужеродная вставка в ткань фильма, что это своего рода музыкальный видеоклип посредине киноленты .
Кинопрокат
Впервые фильм был показан на открытии Нью-Йоркского фестиваля 24 сентября 2010 года, за неделю до выхода в широкий прокат . За первые выходные картина собрала в 2771 кинотеатре Северной Америки приблизительно $ 23 млн . Во вторые выходные сборы снизились лишь на 31,2 % — минимальный показатель за весь год . По данным на 2 января 2011 года фильм собрал в США 93,2 млн, а в остальных странах — 100,4 млн. При этом наибольшие сборы принёс прокат в Великобритании (16,4 млн с Ирландией ), Франции (12,9 млн с Алжиром , Тунисом , Марокко ) и Австралии (11,3 млн). Российские зрители проявили к новой работе Финчера существенно меньший интерес ($ 4,6 млн на все страны СНГ) .
На DVD фильм был выпущен 11 января 2011 года . Практически одновременно, в преддверии «оскаровской» гонки лента вернулась на экраны 600 североамериканских кинотеатров . Обычно голливудские студии предпочитают не выпускать фильмы на DVD до тех пор, пока их можно посмотреть в близлежащем кинотеатре .
Кинокритика о фильме
Первоначально профессиональные критики англоязычного мира по поводу «Социальной сети» вынесли почти стопроцентно положительный вердикт , хотя к концу года стали слышны менее восторженные голоса. Обобщив рецензии, на сайте Rotten Tomatoes сделали следующий вывод: «Безупречный сценарий, изумительная режиссура, первоклассные актёрские работы делают „Социальную сеть“ захватывающим и амбициозным образцом современного киноискусства в его лучших проявлениях» .
Роджер Эберт поставил в заслугу создателям фильма то, что весьма специфичный и довольно запутанный сюжет из жизни программистов изложен ясно и чётко, а диалоги своей скоростью и остроумием напоминают пулемётные очереди, воскрешая в памяти довоенные комедии Говарда Хоукса . С точки зрения Питера Трэверса из журнала Rolling Stone , фильм наглядно показывает, что социальные сети и интерактивное общение — изнанка социопатии , неспособности на полноценное общение с реальными людьми, а нарциссизм и игра социальными масками в Интернете — две стороны одной медали . В своих рейтингах и Эберт, и Трэверс назвали «Социальную сеть» лучшим фильмом года .
Для М. Трофименкова «Социальная сеть» продолжает линию фильмов Финчера о стихийной самоорганизации общества по сетевому принципу . Как и в « Бойцовском клубе », главный герой из фрустрации берётся за создание собственной версии мира, альтернативной существующему . Джим Хоберман из The Village Voice похвалил энергию, с которой рассказана первая часть истории, до встречи протагониста с «по- мефистофелевски обаятельным» героем Тимберлейка, который перетягивает на себя всё внимание зрительного зала . Хоберман видит посыл фильма в том, что, хотя бы и в тайне от себя, каждый всего лишь хочет быть любим и востребован окружающими, а социальные сети призваны компенсировать отсутствие этого в реальной жизни .
Редакция американского Канала независимого кино призвала видеть в «сражении за дурацкий сайт, стоящий абсурдных денег, нескольких выпускников, успешных в плане учёбы, однако неполноценных в социальном отношении» не столько комментарий насчёт коммуникативных проблем современной молодёжи, сколько традиционное для голливудского кинематографа критическое высказывание по поводу Американской мечты . Трагический изъян главного героя «Социальной сети» видится в его непонимании того, что достичь успеха в бизнесе — ещё не значит обрести счастье .
Дэвид Томсон, чей « » с 1975 года выдержал 5 изданий, заявил, что картина Финчера не в состоянии «подняться выше безжалостной демонстрации неприятных типов, которые наживаются на мелком бессердечии» . В конце года отрицательная рецензия на фильм появилась и в Slant Magazine . Обозреватель упрекает «Социальную сеть» в бездушности и автоматизме, которые сродни качествам Цукерберга, порицая фильм за холодную просчитанность визуального и звукового ряда, за переизбыток едва усваиваемых диалогов «одномерных» героев, за гендерную однобокость (женские персонажи вытеснены на периферию сюжета) и за сентиментальную обрисовку отверженного Саверина, который во второй половине фильма всё больше «напоминает щенка, выкинутого за порог дома» .
Русскоязычная критика по-разному отнеслась к фильму Финчера. Роман Волобуев из журнала Афиша в своей рецензии сравнил Марка Цукерберга с Тайлером Дерденом , отметив, что герой фильма такой же вымышленный . Ярослав Забалуев из Газеты.ру сравнил Марка Цукерберга с Нео , так как он создал механизм, предельно облегчивший пользователю переход из реального мира в цифровой . Василий Корецкий из журнала Time Out отметил, что в России фильм растерял свою социальную значимость и увлекательность. А Марк Цукерберг смотрится аутистом и задавакой . Виктор Матизен из Новых известий назвал фильм классической американской историей успеха в современном варианте и порекомендовал всем догадывающимся, что стоимость создается не трудом, а идеями . А Нина Цыркун из Искусство кино назвала картину «новым журнализмом», бесстрастной хроникой сегодняшнего дня, поданная в стремительном и хаотичном информационном потоке, и Марк Цукерберг — типичный представитель этого дня . Сергей Оболонков же в своей рецензии на Ленте.ру сравнил главного героя фильма с наполовину злым гением, наполовину аутистом, хотя, судя по всему, в реальной жизни Марк не такой. Однако Оболонков отметил мастерство Финчера и Соркина .
Фигура главного героя
Жанр фильма-биографии подразумевает, что в центре кинополотна находится реальное историческое лицо, однако главный герой «Социальной сети», по мнению большинства комментаторов, имеет мало общего с реальным Цукербергом. В фильме он начинает конструировать альтернативную социальную реальность из-за стремления проникнуть в элитные круги Гарварда и неспособности завязать отношения с девушкой, которая ему нравится. Сам же Цукерберг заявляет, что гарвардские клубы его не интересовали, а со своей женой Присциллой он познакомился ещё на втором курсе университета .
Художественный образ, нарисованный Соркином и Финчером, далёк от реальности и представляет собой обобщённый психотип . В критических отзывах протагонист фильма определялся как типичный idiot savant , осовремененное переиздание « гражданина Кейна » , новоявленный Растиньяк , который, «строго говоря, не бесчеловечен, а пост-человечен: это цепочка алгоритмов и вычислений, своего рода компьютерная программа » ( Р. Корлисс ) . Обозреватель российского « Коммерсанта » увидел в финчеровском миллиардере беспардонный «шагающий компьютер», отметив его « сексуальную амбивалентность » . Лидия Маслова определила жанр фильма как «анти байопик », а его успех объяснила тем, что он «позволяет человеку даже с микроскопической самооценкой почувствовать себя лучше, умнее и обаятельнее самого молодого миллиардера в сети» .
Райан Гилби из журнала New Statesman видит в «Социальной сети» продолжение темы финчеровского « Зодиака »: через призму судопроизводства раскрывается фигура непонятого окружающими социопата , который перекраивает окружающий мир под себя, а также все те, кого он оставил позади, чтобы осмысливать совершённые им поступки . Цукерберг до комичного не в ладу с миром, преобразованием которого он так занят. Он фланирует по заснеженному Гарварду в шортах и шлёпанцах, а на бизнес-встрече появляется в банном халате . При этом он столь же ненормален, как и любой гений , ибо настолько зациклен на своём деле, что «не замечает маленьких людей , оказывающихся на его пути» . В журнале Time главный герой фильма был истолкован не просто как рассеянный учёный, а как своего рода душевный инвалид : изобретая сайт, который даст ему 500 миллионов друзей взамен одного-единственного, он уподобляется тому безногому, который усовершенствовал кресло-каталку .
Общественный резонанс
Фильм вызвал в США широкий общественный резонанс. Критики писали о том, что фильм высветил давно накопившиеся вопросы о том, как сетевая интерактивность меняет восприятие современниками самих себя, о том, что на «Фейсбуке» выросло поколение подростков, для которого опыт общения не связан с традиционными ограничениями этического свойства . В частности, Трэверс объявил «Социальную сеть» определяющим фильмом последнего десятилетия, подчеркнув типичность для нынешнего поколения завершающего фильм «образа одинокого Марка, который сидит перед мерцающим экраном и притворяется, будто не одинок» .
По словам А. О. Скотта из The New York Times , «поначалу споры велись вокруг соответствия „Социальной сети“ реальным событиям и вокруг того, имеет ли это какое-либо значение для оценки фильма, однако последующие обзоры, эссе и дебаты насчёт „Фейсбука“, онлайнового предпринимательства, дружбы, бизнеса, меритократии и „ Лиги плюща “ оказались на порядок насыщеннее и ближе к современности, чем бойкий сценарий Соркина или изысканная атмосфера, созданная Финчером» . В результате всех порождённых фильмом споров фигура Цукерберга была «мифологизирована» до такой степени, что журнал Time назвал его человеком года . Хоберман иронически окрестил ленту « Рождение кибер-нации », отметив, что в последний раз выбор Голливуда и журнала пересекался на фигуре Сталина — одного из героев фильма « Миссия в Москву » (1943) .
Дэвид Финчер полагает, что фильм не столько критикует социальные сети, сколько затрагивает общечеловеческую потребность увлекаться иллюзиями . По его словам, человеческий род обладает поразительной способностью тратить своё время впустую на что угодно, будь то телесериалы, видеоигры или интернет . «Я не думаю, что в самом по себе „Фейсбуке“ заключено нечто особо порочное», — добавляет он .
Большую статью о фильме и его социальной проблематике опубликовала в The New York Review of Books писательница Зэди Смит . Она полагает, что тип героя, выведенный в фильме, скоро уйдёт в прошлое: «Когда я смотрела фильм, при упоминании ранней блог-платформы Livejournal (всё ещё популярной в России) в зрительном зале раздались смешки. Не могу себе представить жизнь без компьютера, но вполне могу себе представить время, когда Facebook покажется нам столь же нелепым пережитком, как и Livejournal» .
Один из самых авторитетных кинокритиков Америки, Джонатан Розенбаум , назвал статью Зэди Смит более информативной в отношении социальных сетей, чем сам фильм, а популярность «этой кисло-сладкой комедии » объяснил циничным фатализмом её создателей в отношении того, как большой бизнес развращает души рвущихся к вершине социальной пирамиды, — проблематика, хорошо знакомая тем, кто видел « Гражданина Кейна » и первые фильмы саги « Крёстный отец » . «В конце концов, не всё ли равно, чем торговать: наркотиками , порнографией или сетевой дружбой — всё это торговля иллюзиями », — высказывает сходную мысль М. Трофименков .
Признание
При подведении киноитогов 2010 года «Социальная сеть» была признана многими кинокритиками одним из его основных событий. Опросив киноведов, британский журнал Sight & Sound поставил фильм Финчера на 1-е место за год , а издание Film Comment , обобщив оценки более 100 профессионалов от кино, присудило фильму о Цукерберге 2-е место после 330-минутного « Карлоса » О. Ассаяса . Журнал « Кайе дю синема » и Американский институт киноискусства также включили фильм в лучшие десятки .
«Социальная сеть» была номинирована на премию « Золотой глобус » в 6 номинациях (на 1 номинацию меньше, чем главный конкурент, историческая лента « Король говорит! »). Победила в номинациях «лучший драматический фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий» и «лучшая музыка». Номинирована на премию « Оскар-2011 » в 8 номинациях .
12 декабря 2019 года журнал Hollywood Reporter включил фильм в список лучших картин десятилетия, отдав ленте вторую строчку рейтинга .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
« Оскар » | ||||
Лучший фильм | Скотт Рудин , Дана Брунетти, Майкл Де Лука , Шон Чаффин | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор , Аттикус Росс | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Джефф Кроненвет | Номинация | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл , | Победа | ||
Лучший звук | , , , | Номинация | ||
« Золотой глобус » | Лучший фильм — драма | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль — драма | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор , Аттикус Росс | Победа | ||
BAFTA | Лучший фильм | Скотт Рудин , Дана Брунетти, Майкл Де Лука , Шон Чаффин | Номинация | |
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл , | Победа | ||
« Выбор критиков » | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор , Аттикус Росс | Победа | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл , | Номинация | ||
Лучший звук | , , , | Номинация | ||
Лучший актёрский состав | Джесси Айзенберг , Эндрю Гарфилд , Арми Хаммер , Макс Мингелла , Джастин Тимберлейк | Номинация | ||
« Спутник » | Лучший фильм — драма | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль — драма | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор , Аттикус Росс | Номинация | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл , | Номинация | ||
Премия Лондонского кружка кинокритиков | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучший британский актёр второго плана | Эндрю Гарфилд | Победа | ||
Лучший сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Победа | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Премия Гильдии режиссёров США | Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Номинация | |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | |
Лучший актёрский состав | Джесси Айзенберг , Эндрю Гарфилд , Арми Хаммер , Макс Мингелла , Джош Пенс, Джастин Тимберлейк | Номинация | ||
Премия Гильдии продюсеров США | Лучший фильм | Дана Брунетти, Шон Чаффин, Майкл Де Лука , Скотт Рудин | Номинация | |
Премия Гильдии сценаристов США | Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа |
Комментарии
- По словам автора книги, то, что Цукерберг выбросил своего лучшего друга «как использованный пластиковый стаканчик», логично встраивается в его систему координат: «если человек больше не приносит пользы, то он не нужен».
- В отличие от «Кейна» и « Барри Линдона », падение честолюбца в фильме не показано напрямую, — скорее речь идёт о его внутреннем, психологическим поражении.
- При характеристике Цукерберга часто можно встретить сравнения с неодушевлёнными предметами. Например, у Райана Гилби: когда Цукерберг говорит, это подобно говорящим часам, на которые напала паника; коммуникабельность — как у коврика для мышки , а популярность — как у компьютерного вируса .
- Со слов Гилби, в этом разрезе метафорическое звучание приобретает значимый для сюжета рассказ о цыплёнке в клетке, которому скармливают мясо его собратьев.
Примечания
- (англ.) . nin.com . Non-Entity Corp. (1 июля 2010). Дата обращения: 1 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ (англ.) . Box Office Mojo . IMDb.com, Inc.. Дата обращения: 1 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 января 2011. 21 сентября 2010 года.
- (рус.) . Эксмо (14 мая 2017). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
- (рус.) . Лента.ру . ООО «Лента.Ру» (4 октября 2010). Дата обращения: 1 ноября 2010. 7 ноября 2011 года.
- ↑ . Маслова Л. С. (рус.) // «Коммерсантъ» : Общественная общенациональная газета / Михайлин М.. — ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом»., 2010. — № 200 от 27.10.2010 .
- ↑ Д. Антоновский. (неопр.) afisha.ru (28 октября 2010). Дата обращения: 6 января 2011. 12 ноября 2010 года.
- Michael Cieply; Miguel Helft.: (англ.) . Нью-Йорк Таймс . New York Times Company (20 августа 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Paul Harris. (англ.) . The Guardian (5 июля 2009). Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- Мезрич, Бен. «Миллиардеры поневоле. Альтернативная история создания Facebook ». — Юнайтед Пресс, 2010. — 240 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-904522-59-9 .
- ↑ Р. Волобуев. (неопр.) afisha.ru (27 октября 2010). Дата обращения: 6 января 2011. 31 октября 2010 года.
- Christine Kearney. (англ.) . Reuters (29 сентября 2010). Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- Kevin Jagernauth. (англ.) . blogspot.com . Google (23 сентября 2009). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 14 августа 2011 года.
- Русс Фишер. (англ.) . Slashfilm.com . /FILM. (20 октября 2009). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 30 июня 2012 года.
- (англ.) . Официальный сайт Академии Филлипса . Phillips Academy. Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 22 сентября 2015 года.
- Ник О'Нил. (англ.) . All Facebook — The Unofficial Facebook Blog . WebMediaBrands Inc. (2 ноября 2009). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Ryan Dombal. (англ.) . Pitchfork.com . Pitchfork Media Inc. (27 сентября 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- . Саундтрек к фильму получил премию «Оскар» на 83-й церемонии вручения в феврале 2011 года. (англ.) . The Internet Movie Database . IMDb.com, Inc.. Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Майкл Голдман. (англ.) . Сайт американского общества кинематографистов . American Society of Cinematographers (октябрь 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Manohla Dargis. (англ.) . Нью-Йорк Таймс . New York Times Company (23 сентября 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Райан Гилби. (англ.) . (14 октября 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Михаил Трофименков . (неопр.) . Коммерсантъ (25 октября 2010). Дата обращения: 7 января 2011. 16 марта 2016 года.
- Ang Cheng Wei. (англ.) . The UrbanWire . The UrbanWire (18 октября 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- (англ.) . New York Times (8 июля 2010). Дата обращения: 11 января 2011. 14 августа 2011 года.
- (англ.) . Box Office Mojo . IMDb.com, Inc.. Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- ↑ (англ.) . Reuters (5 января 2001). Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- ↑ (англ.) . Rotten Tomatoes . Flixster, Inc.. Дата обращения: 24 ноября 2010. 21 сентября 2010 года.
- Роджер Эберт . (англ.) . Rogerebert.com . rogerebert.com (29 сентября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Питер Трэверс . (англ.) . Роллинг Стоун . Rolling Stone , Jann S. Wenner (30 сентября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- Роджер Эберт . (англ.) . Rogerebert.com . Rogerebert.com (16 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 20 декабря 2010 года.
- ↑ Джим Хоберман . (англ.) . Village Voice . Village Voice, LLC, (29 сентября 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- Alison Willmore; Matt Singer , Stephen Saito.: (англ.) . Independent Film Channel . The Independent Film Channel LLC. (15 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 19 декабря 2010 года.
- Дэвид Томсон. (англ.) . The New Republic (28 декабря 2010). Дата обращения: 6 января 2010. 14 августа 2011 года.
- Дэн Каллахан. (англ.) . Slant Magazine . Slant Magazine (17 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- Волобуев, Роман. (рус.) . afisha.ru . Афиша (25 октября 2010). Дата обращения: 5 ноября 2012. 17 августа 2012 года.
- Забалуев, Ярослав. (рус.) . gazeta.ru . Газета.ру (28 октября 2010). Дата обращения: 5 ноября 2012. 9 августа 2012 года.
- Корецкий, Василий. (рус.) . timeout.ru . Time Out (8 декабря 2010). Дата обращения: 5 ноября 2012. 19 ноября 2012 года.
- Матизен, Виктор. (рус.) . newizv.ru . Новые известия (7 октября 2010). Дата обращения: 5 ноября 2012. 14 марта 2013 года.
- Цыркун, Нина. (рус.) . kinoart.ru . Искусство кино (1 октября 2010). Дата обращения: 5 ноября 2012. 8 февраля 2012 года.
- Оболонков, Сергей. (рус.) . lenta.ru . Lenta.ru (12 октября 2010). Дата обращения: 6 ноября 2012. 20 марта 2012 года.
- Jose Antonio Vargas. (англ.) . New Yorker (20 сентября 2010). Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- Роман Волобуев . (неопр.) . afisha.ru (4 ноября 2010). Дата обращения: 6 января 2011. 5 января 2011 года.
- . (англ.) . Нью-Йорк Пост . NYP Holdings, Inc. (22 сентября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Ричард Корлисс . (англ.) . TIME . Time Inc. (24 сентября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ (англ.) . BFI.org.uk . BFI. Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 10 декабря 2010 года.
- Энтони Скотт . (англ.) . Нью-Йорк Таймс . New York Times Company (16 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- (рус.) . Forbes.ru — новостной сайт о бизнесе, финансах, карьере и стиле жизни . Forbes.com LLC (15 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 17 декабря 2010 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2010. 25 декабря 2010 года.
- Зэди Смит . (англ.) . The New York Review of Books . NYREV, Inc. (23 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
- (англ.) . bfi.org.uk . British Film Institute (15 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 8 февраля 2012 года.
- Kevin Jagernauth. (англ.) . indieWIRE . indieWIRE (17 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 22 декабря 2010 года.
- Адам Кук. (англ.) . MUBI: your online cinema, anytime, anywhere . MUBI (16 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано из 7 марта 2011 года.
- (англ.) . American Film Institute (2010). Дата обращения: 6 января 2011. 14 августа 2011 года.
- от 28 февраля 2014 на Wayback Machine — « Новый Взгляд »
- Валерий Кичин. (рус.) . Российская газета . ФГУ «Редакция „Российской газеты“» (26 января 2011). Дата обращения: 26 января 2011. 7 ноября 2011 года.
- (англ.) . Официальный сайт Американской киноакадемии . Academy of Motion Picture Arts and Sciences (январь 2011). Дата обращения: 26 января 2011. 14 августа 2011 года.
- (англ.) . The Hollywood Reporter. Дата обращения: 8 декабря 2019. 7 декабря 2019 года.
Ссылки
- 2021-02-19
- 1