Interested Article - Стриндберг, Август

Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг ( швед. Johan August Strindberg , 22 января 1849 года , Стокгольм 14 мая 1912 года , там же) — шведский писатель и публицист . Представитель шведского натурализма , основоположник современной шведской литературы и театра.

Биография

Отец писателя был негоциантом (предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой . В 1867 1872 годах учился в Уппсальском университете . Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие) . В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Местер Улоф» («Mäster Olof», 1872) . Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность .

С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

В течение 1890-х годов он провёл значительное время за границей, занимаясь научными экспериментами и исследованиями оккультизма . Серия психотических эпизодов между 1893 и 1897 годами (называемая им «Кризис Инферно», швед. Infernokrisen) привела его к возвращению в Швецию и к госпитализации в клинику . Затем, под влиянием идей шведского мистика Эммануила Сведенборга , он решил стать « Золя оккультизма» ( англ. «The Zola of the Occult») и в своём «оккультном дневнике» собирал различные эзотерические материалы .

« Галлюцинации , фантазии и мечты для меня очень реальны. Если я вижу, что моя подушка принимает различные человеческие формы, тогда эти формы есть; и если кто-то скажет мне, что она существуют только в (моём) воображении, тогда я скажу: — Только вы говорите! — То, что видит моё внутреннее око, для меня является более важным!»

Стриндберг в письме в 1897 году

В 1898 Стриндберг опубликовал автобиографическую книгу на французском «Инферно» ( фр. «Inferno»). Впоследствии это произведение цитировалось некоторыми исследователями как доказательство психического нездоровья Стриндберга, один из диагнозов — параноидный психоз .

Заболел пневмонией на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и рака желудка в 1912 году.

В политике придерживался социалистических , даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм , а конечной — тот ранний экспрессионизм , который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

Выдающийся русский поэт Александр Блок написал некролог «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами :

Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он… демократ. Наследие демократа — идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это — лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг — утро, тот час, когда начинается большая работа. Он — менее всего конец, более всего — начало. Благоговейное изучение его — есть тот труд, который молодит усталые души.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии .

Личная жизнь

Стриндберг был трижды женат.

  • Первый брак: Сири фон Эссен (1877-1891). Четверо детей: Керстин (умерла вскоре после рождения), Карин, Грета и Ганс.
  • Второй брак: Фрида Уль (1893-1897). Дочь Керстин, сын Фридрих (фактически не сын Стриндберга, но юридически признан им).
  • Третий брак: Харриет Боссе (1901-1902). Дочь Анн-Мари.

Дочь писателя, Карин Стриндберг , была замужем за российским революционером Владимиром Мартыновичем Смирновым .

Стриндберг и музыка

Стриндберг был большим поклонником Л. ван Бетховена . Одну из своих пьес (премьера в 1908 в Стокгольме) он назвал, вдохновившись фортепианной сонатой d-moll op.31 № 2 и Фортепианным трио B-dur, op.11 Бетховена (оба программных заголовка — «Gespenstersonate» и «Gespenstertrio» — композитору не принадлежат) и даже обозначил её словом «opus». Фрагмент из пьесы положил на музыку уже в 1915 Антон Веберн («Schien mir's als ich sah die Sonne», op. 12 № 3). Текст пьесы Стриндберга лёг в основу либретто одноимённой оперы («Gespenstersonate») Ариберта Раймана (премьера в Берлине, в 1984).

Образ в кинематографе

  • «Август Стриндберг. Жизнь между гениальностью и безумием» (мини-сериал; Швеция, Австрия, Германия, Дания; 1985; режиссёры Йохан Бергенстрале, Челль Греде), в заглавной роли — Томми Бергрен .

Сочинения

Памятник Стриндбергу работы Карла Эльда (1942) в Стокгольме
Памятник Стриндбергу работы Карла Эльда в Стокгольме

Романы

  • «Красная комната» — роман, 1879
  • «Сын служанки» — роман, 1886—1887
  • «Жители острова Хемсё» — роман, 1887
  • «Исповедь безумца» — роман, 1888
  • «На шхерах» — роман, 1890
  • «Ад» — автобиогр. книга, 1897
  • «Легенды» — автобиогр. книга, 1897
  • «Одинокий» — роман, 1903
  • «Готические комнаты» — роман, 1904
  • «Чёрные знамёна» — роман, 1905

Повести и рассказы

  • «Новое царство» — повесть, 1882
  • «Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886
  • «Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
  • «Чандала» — повесть, 1889
  • «Первые и последние» — рассказ из сборника «Веселая Бухта и Позорный залив». (В 1903 году был напечатан в приложении к газете «Приазовский край», № 43 от 12 октября, С. 1-2)
  • «Кукольный дом» — рассказ. (В 1905 году был напечатан в газете «Приазовский край», № 196 от 18 августа и № 197 от 19 августа)

Пьесы

  • «Вольнодумец» (Fritänkaren, 1869)
  • «Гермиона» (Hermione, 1870)
  • «В Риме» (I Rom, 1870)
  • «Изгнанник» (Den fredlöse, 1871)
  • «Местер Улоф» (Mäster Olof, 1872, 1874, 1877)
  • «Странствия Счастливчика Пера» (Lycko-Pers resa, 1882)
  • «Отец» (Fadren, 1887)
  • «Товарищи» (Kamraterna, 1887)
  • « Фрёкен Юлия » ("Фрекен Жули") (Fröken Julie, 1888)
  • «Кредиторы» (Fordringsägare, 1888)
  • «Кто сильнее» (Den starkare, 1889)
  • «Пария» (Paria, 1889)
  • «Самум» (Samum, 1889)
  • «Перед смертью» (Inför döden, 1892)
  • «Узы» (Bandet, 1892)
  • «Игра с огнём» (Leka med elden, 1892)
  • «Путь в Дамаск» (трилогия, Till Damaskus, 1898—1904)
  • «Борьба и преступление» (Brott och brott, 1899)
  • «Густав Васа» (Gustav Vasa, 1899)
  • «Эрик XIV» (Erik XIV, 1899)
  • «Пасха» (Påsk, 1900)
  • «Карл XII» (Karl XII, 1901)
  • «Пляска смерти» (Dödsdansen, 1901)
  • «Невеста-девственница» (Kronbruden, 1901)
  • «Лебедь белая» (Svanevit, 1901)
  • «Энгельбрект» (Engelbrekt, 1901)
  • «Игра снов» (Ett drömspel, 1902)
  • «Королева Кристина» (Kristina, 1903)
  • «Виттенбергский соловей» (Näktergalen i Wittenberg, 1903)
  • « Соната призраков » (Spöksonaten, 1907)
  • «Большая дорога» (Stora landsvägen, 1909)

Публицистика

  • «Синяя книга» — публицистика, 1907—1908
  • «Открытые письма Интимному театру» — 1909
  • «Речи к шведской нации» — 1910

Издания сочинений

  • Стриндберг, Август. Полное собрание сочинений. — Москва: Современные проблемы, 1908—1912. — Т. 1—15.
  • Стриндберг А. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1986.
  • А. Стриндберг. Красная комната. — Москва: Правда, 1989. — 640 с.
  • Август Стриндберг. Слово безумца в свою защиту / пер. Л. Лунгиной . — Ижевск: Удмуртия, 1990. — 272 с. — ISBN 5-7659-0039-9 .
  • Стриндберг А. Игра снов: Избранное. М., 1994.
  • Август Стриндберг. На круги своя. Повести и рассказы. — Москва: Текст, 2002. — ISBN 5-7516-0319-2 .
  • Август Стриндберг. Серебряное озеро : Повести и рассказы. — Москва: Текст, 2002. — ISBN 5-7516-0320-6 .
  • Август Стриндберг. Густав Ваза. Карл XII. На пути в Дамаск. — Москва: Индрик, 2002. — ISBN 8-85759-222-4 .
  • Август Стриндберг. Жестокий театр. — Совпадение, 2005. — 328 с. — ISBN 5-86402-132-6 .
  • Август Стриндберг. Интимный театр. — Совпадение, 2007. — ISBN 978-5-903060-28-3 .
  • Юхан Август Стриндберг. Собрание сочинений в 5 томах. — Книжный Клуб Книговек, 2010. — ISBN 978-5-4224-0010-2 .

Литература

  • Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.];
  • Луначарский А. В. , Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923;
  • Блок А. Статьи о Стриндберге, Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936;
  • Горький М. , Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245;
  • Манн Т. , Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961;
  • История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970;
  • Шарыпкин Д. М. А. Стриндберг и Г. Ибсен в русской литературе // Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980.
  • Ерхов Б. А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981.
  • К. Ясперс. .
  • В. Максимов. // Стриндберг А. Интимный театр. М.: Совпадение, 2007.
  • Бальзамо Е. Август Стриндберг: лики и судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2009
  • Анатолий Ливри. Dr. Anatoly Livry, «August Strindberg : de Rhadamanthe à Busiris et l’Etna de Zarathoustra», Nietzscheforschung , Berlin, «Akademie Verlag», 2011, p. 123—135

Примечания

  1. Johan August Strindberg — С. 679.
  2. ↑ (нидерл.)
  3. Мацевич А.А. Стриндберг, Август // Большая российская энциклопедия . Том 31. М., 2016, с.318.
  4. ↑ Стриндберг Юхан Август / // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. Б. Михайловский . Стриндберг, Август // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
  7. Мацевич А. А. , op.cit.
  8. Banham M. . — Cambridge University Press, 1995. — P. 1040. — 1233 p. — ISBN 978-0-521-43437-9 . (англ.)
  9. Söderström G. . — Forum, 1990. — P. 310. — 428 p. — ISBN 978-91-37-09908-8 .
  10. Hans Göran Ekman. (швед.) // Tidskrift for svensk litteraturvetenskaplig forskning : журнал. — Varnamo, 1994. — S. 189—191 . — ISSN . 8 января 2018 года.
  11. Rothenberg A. . — Johns Hopkins University Press, 1990. — С. 93. — 199 с. — ISBN 978-0-8018-4011-1 .
  12. — статья из журнала «Современник», 1912, N 5.. А. Блок

Ссылки

Same as Стриндберг, Август