Русское царство
- 1 year ago
- 0
- 0
Венча́ние на ца́рство , или Свяще́нное коронова́ние — церемония коронации русских царей по церковному обряду , с конца XV столетия по конец XVII столетия в Русском государстве .
Венчанию на царство , на Руси (в России), предшествовали обряды « » («восседания на "золотом отнем столе"»), с начала XI столетия в Древнерусском государстве , а со второй трети XII столетия и в русских княжествах . Впервые Венчание на царство было совершено 4 февраля 1498 года при московском великом князе Иване III с его внуком Дмитрием Ивановичем когда он был венчан на «великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси » . Церемония включала в себя обряд помазания на царство .
Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования , или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог . Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году , когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом « великий князь », а не « царь ». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.
Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь ) Иван IV Грозный в 1547 году . Помазания на царство этот обряд не предусматривал . В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий ) .
При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием , хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот . Существует мнение, что если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу .
Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места ) и вручением ему « яблока державного ». Позднее великий выход осуществлялся на Грановитой палаты .
Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами , в поздний синодальный период — первенствующими архиереями . Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители .
Начиная с Павла I , короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей , причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II .
Во время венчаний на царство в поздний период Российской империи архиерей вручал императору регалии — в правую руку скипетр , а в левую державу , и с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» произносил:
«О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия» .
Позднее император, приняв от архиерея корону , возлагал её на себя, причем архиерей говорил молитву «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь». После этого архиерей произносил:
«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими» .
С середины XVIII века во время обряда обязательно выносился Державный щит Российской империи .
Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович , Владислав Сигизмундович , Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович , Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.
Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха . Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — « короной московитов ».
Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона , изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.