Эль-Мухаммади, Бахер
- 1 year ago
- 0
- 0
Мухаммади (работал в Мешхеде , Казвине , и Герате в 1560-х — 1590-х годах) — персидский художник .
Имя Мухаммади упоминается только турецким хронистом Мустафой Дафтари (Али Эфенди) в его трактате «Манакиб и-Хунарваран» («Похвальные качества людей талантливых») в 1587 году, причём автор путает Мухаммади с сыном известного персидского художника Султана Мухаммеда — Мирзой Али Мухаммади , который принял титул «Мухаммади» в честь своего отца. Сефевидские хронисты игнорировали имя художника, по всей вероятности, потому, что он, живя в Герате, выполнял заказы врагов Сефевидов — узбекских ханов, то есть, считали его изменником. Начало творческой карьеры художника пришлось на тот момент, когда шахская китабхане в Тебризе увяла из-за потери интереса к живописи со стороны шаха Тахмаспа I , художники разъехались кто куда, и большая часть из них нашла покровителя в лице племянника шаха Тахмаспа, губернатора Мешхеда Ибрагима Мирзы . Именно там, среди замечательных мастеров, собравшихся в мастерской принца Ибрагима — Ага Мирека , Абд аль-Азиза , Музаффара Али , Мирзы Али и Шейх Мухаммада — произошло становление художника. Причём в качестве катализаторов новаций выступали двое последних в этом списке — Мирза Али и Шейх Мухаммад — поскольку они незадолго до поступления в китабхане Ибрагима Мирзы некоторое время поработали в мастерской могольского двора, куда совершили краткий вояж и набрались новых идей. Исследователи считают, что в известном списке «Хафт Ауранг» («Семь престолов») Джами (ок. 1571), созданном по заказу Ибрагима Мирзы , Мухаммади принял участие, пусть и скромное.
Вскоре Ибрагим Мирза попал в немилость, шах Тахмасп перевёл его губернаторствовать в небольшой городок Сабзавар , где он пребывал до 1574 года, когда опала кончилась. В 1576 году шах Тахмасп скончался. Наследником стал его сын Исмаил II (1576—1577), человек крайне неуравновешенный, которого привела на трон дочь Тахмаспа принцесса Пари-хан Ханум (её портрет, созданный Мухаммади, дошел до наших дней). Исмаил II казнил Ибрагима Мирзу , поскольку тот поддерживал иного кандидата на престол. В то же время новый шах попытался возродить былую славу шахской китабхане. Однако, этим планам не дано было осуществиться, поскольку в 1577 году Исмаил II был отравлен, а его место занял полуслепой Мухаммад Худабенде (ок. 1577—1588), который из-за своего недуга был абсолютно равнодушен к живописи. Мухаммади, подобно другим художникам казвинской китабхане, чтобы прокормить себя, вынужден был покинуть столицу, и в дальнейшем жил в Герате . Однако ещё до отъезда Мухаммади принял участие в иллюстрировании «Гулистана» Саади , заказанного Хамза Мирзой (1566—1586), молодым вельможей, который тоже имел виды на персидский трон. В рукописи, ныне разобранной на отдельные листы, Мухамади приписывают четыре миниатюры.
В связи с тем, что не стало главного патрона-заказчика — персидского шаха, художники вынуждены были больше работать «для рынка», то есть создавать продукцию, пользующуюся спросом среди иных слоев населения. Изменилась и живописная техника. Художники стали создавать больше рисунков с лёгкой подкраской (то есть краски налагались не так густо, как в классической персидской миниатюре, а так, как это делается в акварельных набросках), они исполнялись на отдельных листах, часто для альбомов- муракка . Причём новая техника живописи предполагала правильное нанесение рисунка сразу, поскольку огрехи уже невозможно было закрасить, как в классической миниатюре. Это требовало более высокой квалификации художника. Одним из зачинателей этих новаций был Мухаммади.
Поскольку художник в 1580-е годы уже имел известное имя, его приглашали для участия в иллюстрировании манускриптов различные придворные. Известно, что 1582 году он работал над рукописью для , могущественного царедворца, подмявшего под себя кызылбашей и армию, и женившего принца Хамза Мирзу на своей дочери (в 1583 году он был убит кызылбашскими эмирами). Примерно в это же время Хамза Мирза пригласил художника Фаррух Бека завершить работу над незаконченной рукописью «Хафт Ауранг» («Семь престолов») Джами , начатую ещё при Ибрагиме Мирзе. Поскольку Фаррух Бек вскоре уехал к могольскому двору, рукопись заканчивал Мухаммади, живя в Герате . В 1586 году Хамза Мирза был убит собственным цирюльником, которого подкупил кто-то из мятежных эмиров.
В 1588 году Герат был захвачен узбеками во главе с Абдулла-ханом , назначившим губернатором города Кулбаба кукельдаша . В 1598 году он тоже был убит по приказу последнего шейбанида хана . Довольно странно, но никто из заказчиков Мухаммади не умер своей смертью. К узбекскому периоду, то есть, ко времени правления Кулбаба кукельдаша, относят участие художника в иллюстрировании «Гулистана» («Розовый сад») Саади (ок. 1590).
Мухаммади оставил довольно обширное наследие. Ему сегодня приписывается, по меньшей мере, 28 произведений, хранящихся в разных музеях и частных коллекция мира. Среди них три миниатюры из рукописи Джами, хранящиеся в Российской Национальной Библиотеке, Санкт-Петербург.
Зрелое творчество Мухаммади находилось под влиянием Фаррух Бека , тем не менее его произведения послужили основой для развития персидской живописи следующим поколением художников. Некоторые исследователи считают, что он был основателем нового направления (или школы) в живописи, поскольку его работы на отдельных листах резко отличаются от традиционной персидской живописи его времени. Прославленный мастер XVII века Риза-йи-Аббаси копировал его произведения («Портрет юноши» от 1625 года, Британская библиотека, Лондон; см. « Персидская живопись »). Мухаммади имел высочайшую репутацию среди персидских художников, именовавших его « Бехзадом нашего времени».