Interested Article - Зверховский, Пётр Ефимович

Пётр Ефи́мович Зверхо́вский ( 8 сентября 1942 , Жабелевка , Винницкая область 26 октября 2020 , Волгоград ) — советский, российский художник , живописец , монументалист и график . Член Союза художников СССР с 1981 года (с 1991 года — член Союза художников России ).

Биография

Пётр Ефимович Зверховский родился 8 сентября 1942 года на территории Западной Украины , в селе Изабеловка (Жабелевка) Винницкой области в крестьянской семье.

В 1961 году Пётр Зверховский поступает на художественно-графический факультет Краснодарского Педагогического института , с 1962 года обучается в Киевском государственном художественном институте на отделении станковой живописи, а после его окончания в 1967 году поступает в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица ) на отделение монументальной живописи .

В 1973 году, по приглашению регионального отделения Союза художников Пётр Зверховский приезжает в Волгоград и начинает работу в качестве художника-монументалиста. Он занимается оформлением транспортных остановок, домов культуры и клубов как в самом областном центре, так и в деревнях и поселках Волгоградской области, работает в технике мозаики , росписи, сграффито . В настоящее время сохранилась только одна монументальная работа Петра Зверховского — мозаика на фасаде бывшего Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей, созданная в 1975 году. Все остальные монументальные работы художника были уничтожены в ходе реконструкций 90-х гг.

Одновременно с выполнением официальных заказов, в 70-х и 80-х годах XX века Пётр Зверховский создаёт большое количество живописных работ и графики, которые не находят понимания у официальных лиц. Даже станковые работы, созданные художником специально к 60-летию Октябрьской революции «Первые декреты Советской Власти» — «Декрет о земле» и «Декрет о мире» были с негодованием отвергнуты выставочным комитетом. Петра Зверховского обвинили в том что, прикрываясь «большой» темой, он пропагандирует формализм . До начала 90-х годов работы Петра Зверховского на официальных художественных выставках не выставлялись .

После падения коммунистического режима и распада СССР Пётр Зверховский начинает активно выставляться в России и других странах. С 1992 года работы Петра Зверховского были представлены более чем на 60 выставках в России, Германии, США, Испании, Италии и Украине . В 1997 году художник в течение двух месяцев работает в Италии. С начала двухтысячных годов и до самой кончины Пётр Зверховский получает поддержку со стороны .

Петр Ефимович Зверховский скончался 26 октября 2020 года от последствий двусторонней пневмонии , похоронен на кладбище Красноармейского района г. Волгограда .

Работы Петра Зверховского находятся в собраниях Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге , Московского музея современного искусства (ММОМА) , Фонда Сурикова ( Мадрид , Испания ), Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева , Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова , , а также — в частных собраниях в России, Германии, Австрии, Голландии, Франции, США, Великобритании, Канаде и Украине .

Творчество

Петр Зверховский является ярким представителем примитивизма и, так называемого, « наивного искусства ». По мнению искусствоведа , примитивизм, обозначившийся в 70-х и 80-х гг. XX века в творчестве многих художников, имел у Петра Зверховского особую, «глубинную» природу — примитивизм был не искусственным приёмом, а наиболее естественной для Петра Зверховского выразительной формой, художник следовал в своём творчестве традициям народного искусства, среди которого он родился и вырос .

«Стилистика его работ, идущая от наивного искусства, оснащена художественными достижениями XX века и вмещает творческую проблематику близких ему линий европейской живописи. В работах Зверховского свободно пересекаются средневековая Русь и раннее Возрождение, приемы кубизма и сезанновские открытия. Это метафорическое смешение и смещение и составляет суть его поэтики…» Л. А. Яхонтова, Пространство и время Петра Зверховского .

Круг жанровых предпочтений Петра Зверховского в живописи и графике традиционен — пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые сценки. Однако, все они оказываются «вне реального пространства» и представляют собой своеобразные «сочинения на тему». Получивший прекрасное образование художник переплетает в своих «наивных» работах все трофы мировой художественной культуры и различные пласты человеческой истории — античность, средневековье, самое начало технологической эпохи и современность .

Награды

Работы П.Зверховского в различных проектах

Бубновый валет: Постскриптум

В 2013 году работы Петра Зверховского и Глеба Вяткина стали частью выставочного проекта «Бубновый валет. Постскриптум» , в рамках которого было создано единое художественное пространство, состоящее из работ Зверховского / Вяткина и произведений участников художественного объединения « Бубновый валет » — Ильи Машкова , Петра Кончаловского , Роберта Фалька , Аристарха Лентулова и Александра Куприна .

В рамках этого проекта была исследована и продемонстрирована глубокая генетическая связь и эволюция сюжетных линий, подходов к созданию художественных образов и живописных приёмов художников начала и конца XX века, связанных между собой двумя поколениями учителей — Пётр Зверховский и Глеб Вяткин были учениками Г. А. Савинова , который, в свою очередь, был учеником А. А. Осмёркина — соратника Ильи Машкова по « Бубновому валету ». Инициатором этого проекта выступила искусствовед , проект был реализован ВМИИ им. И. И. Машкова при поддержке благотворительного фонда Семь Ветров, а также Правительства и Министерства культуры Волгоградской области .

Побег из Трои

Работы Петра Зверховского из его «античной серии» и записи интервью с художником легли в основу анимационно-документального фильма «Побег из Трои» (режиссер), представленного в 2018 году на MIPCOM в Каннах, фестивале анимационного кино в Анси , Barcelona International Film Festival (победитель), (конкурсная программа) и Dalmatia Film Festival (конкурсная программа) .

Участие в выставках

Примечания

  1. Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова. (рус.) . Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова (17 ноября 2018). Дата обращения: 30 ноября 2020. 17 февраля 2020 года.
  2. Любовь Яхонтова. Пространство и время Петра Зверховского / Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Благотворительный фонд «7 ветров», Галерея ArtRA. — Пётр Зверховский. — Москва: Издательство Jam Creative & Production Group, 2017. — С. 12. — 101 с.
  3. (неопр.) . poymamagazine.ru . Дата обращения: 30 ноября 2020. 13 февраля 2022 года.
  4. Н.Е.Малыгин. Предисловие / Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Благотворительный фонд «7 ветров», Галерея ArtRA. — Пётр Зверховский. — Москва: Издательство Jam Creative & Production Group, 2017. — С. 7. — 101 с.
  5. (неопр.) . culture.volgograd.ru . Дата обращения: 30 ноября 2020.
  6. (неопр.) 7vetrov.net . Дата обращения: 30 ноября 2020. 2 декабря 2020 года.
  7. Любовь Яхонтова. Пространство и время Петра Зверховского / Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Благотворительный фонд «7 ветров», Галерея ArtRA. — Пётр Зверховский. — Москва: Издательство Jam Creative & Production Group, 2017. — С. 9. — 101 с.
  8. (неопр.) . www.chinaartweek.com . Дата обращения: 2 декабря 2020. 2 декабря 2020 года.
  9. Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова. (рус.) . Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова (5 октября 2018). Дата обращения: 30 ноября 2020.
  10. (рус.) . Cultobzor.ru (11 ноября 2013). Дата обращения: 4 декабря 2020. 8 апреля 2019 года.
  11. Л.А.Яхонтова, О.П.Малкова. Глеб Вяткин, Пётр Зверховский в проекте "Бубновый валет. Постскриптум". — Москва: Издательство Jam Creative & Production Group, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-906-272 -01-00.
  12. (неопр.) (8 мая 2018). Дата обращения: 4 декабря 2020.
  13. (неопр.) . Artdoc.Media . Дата обращения: 1 декабря 2020.
  14. (рус.) . Рамблер/новости . Дата обращения: 1 декабря 2020.
  15. // Новый мир искусства. — 2005. — № 42—47 . — С. 49 .
  16. // Профиль : журнал. — 2014. — 9 июня (№ 22). — С. 48 . — ISSN .
  17. , Новая Газета (6 июня 2014), С. 23.
  18. Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова. (рус.) . Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова (28 сентября 2018). Дата обращения: 30 ноября 2020.

Same as Зверховский, Пётр Ефимович