Любиянкич, Златан
- 1 year ago
- 0
- 0
Златан Теодор Дудов ( нем. Slatan Theodor Dudow ; 30 января 1903 , Цариброд , Болгария (ныне город принадлежит Сербии ) — 12 июля 1963 , Фюрстенвальде (Шпре) ) — немецкий кинорежиссёр , коммунист.
Златан Дудов родился в Цариброде 30 января 1903 года в семье железнодорожника Тодора Дудова. В 1918 году вместе с отцом участвовал в забастовке рабочих железных дорог. После смерти отца переехал в Берлин учиться на архитектора.
Однако вскоре Дудов перестал появляться на занятиях: он стал посещать театральные студии и школы, но средств на обучение у него не было. Чтобы скопить денег и прокормиться, Дудов нанялся портовым грузчиком. Осенью 1923 года , располагая необходимой суммой, поступил в драматическую школу . Под видом корреспондента болгарской газеты попал на съёмки «Метрополиса» Фрица Ланга и стал его помощником.
В 1925 — 1929 слушал курс по истории театра в Берлинском Университете . Благодаря поддержке профессора Макса Германа плдключился к работе одного из агитпропколлективов, где сделал свои первые постановки. Именно Макс Герман помог своему студенту получить командировку в Москву . Там Златан Дудов познакомился с Сергеем Третьяковым , Владимиром Маяковским , Осипом Бриком , Сергеем Эйзенштейном . Именно эта поездка послужила причиной знакомства Дудова с Бертольтом Брехтом . Дудов так вспоминает об этом:
«…Уже через несколько минут завязался интересный и необыкновенно продуктивный профессиональный разговор. Я изложил ему свои взгляды и был очень удивлён, когда к концу разговора понял, что являюсь горячим приверженцем его дела. Он интересовался мной и моей работой, а когда через четыре часа я покидал его квартиру, он предложил мне работать вместе. У меня было радостное ощущение, что наша совместная работа началась ещё во время разговора» .
В начале тридцатых годов Дудов снял документальный фильм «В каких условиях живёт берлинский рабочий?». Вскоре после этого приступил к работе над сценарием, в центре которого была газетная заметка о самоубийстве молодого безработного. При этом юноша выбросился из окна четвёртого этажа, оставив на подоконнике свои часы. Этот жест, факт, отсылавший к социальному статусу и экономическому положению берлинского рабочего тридцатых годов, стал одним из ключевых эпизодов будущего фильма. Сценарий заинтересовал Брехта, который пригласил к участию писателя Эрнста Отвальта . Втроём им удалось быстро подготовить основу, и уже в августе 1931 года Дудов снял первые пробы. В работе над фильмом также принял участие композитор Ханс Эйслер . Несмотря на серьёзные финансовые проблемы, « Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? » был завершён уже к концу года, а в начале 1932 года его уже смотрела цензурная комиссия. После продолжительных баталий фильм вышел на экраны. Совместная киноработа Дудова, Брехта, Отвальта, Ханнса Эйслера и Эрнста Буша пользовалась огромной популярностью.
Приход к власти в Германии нацистов вынудил эмигрировал во Францию , где сотрудничал с поэтом и сценаристом Жаком Превером , режиссёром Рене Клером и композитором . Итогом этого сотрудничества стал фильм « ».
Златан Дудов вернулся в Берлин ( ГДР ) сразу после падения нацистского режима и окончания войны. Там он занял пост одного из руководителей киностудии DEFA , фактически стал формировать новый облик немецкого кино, нового зрителя.
Златан Дудов погиб в автомобильной катастрофе 12 июля 1963 года во время съёмок фильма « ». Похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине.