Interested Article - Гёпферт, Карл Андреас

Карл Андреас Гёпферт ( нем. Carl Andreas Göpfert, Karl Andreas Goepfert ; 16 января 1768 года , Римпар 11 апреля 1818 года , Майнинген ) — немецкий композитор , кларнетист -виртуоз, и гитарист . Отдавая дань разнообразию его творчества, современники называли Гёпферта «майнингенским Моцартом ».

Биография

Карл Андреас Гёпферт родился 16 января 1768 года в Римпаре недалеко от Вюрцбурга в семье хирурга. Местный школьный учитель дал мальчику первые уроки пения и игры на фортепиано и органе. В 1780 году преподавателем Гёпферта стал знаменитый вюрцбургский виртуоз-кларнетист Филипп Мейснер , который вероятно обучил его основам композиции.

В 1788 году Гёпферт переехал в Вену , где в течение полутора лет изучал теорию музыки и композицию под руководством Вольфганга Амадея Моцарта.

Мастерство игры на кларнете позволило музыканту занять пост первого кларнетиста в придворном оркестре Георга I Саксен-Майнингенского в 1793 году. Заняв пост придворного капельмейстера, он знакомит двор с музыкой Моцарта и Гайдна .

В 1798 году Гёпферт ходатайствует об отъезде в Вену, для планирует продолжить сольную исполнительскую карьеру. Полученное разрешение однако было отменено, и музыкант вынужден вернуться в Майнинген. В том же году, Георг I организует постоянный курорта в Бад-Либенштайне , бывшей летней резиденции герцогов Саксен-Майнингенских, где Гёпферт дирижирует духовой музыкой, сопровождавшей балы и обеды. Параллельно он сочиненяет собственные произведения — в том числе большое количество духовой музыки для двора Майнингена и резиденции Бад-Либенштайн. Если музыкант-виртуоз Гёпферт был высоко оценен современниками, то как композитор он не получает должной поддержки в своем окружении.

Блестящий концертист, Гёпферт постоянно совершенствует свое исполнительское мастерство. Известный музыкант, он остается крепостным герцога, который относился к музыканту как к бесправному слуге, а не как к свободному артисту. Гёпферту все тяжелее переносить и атмосферу небольшой резиденции и ограниченность герцога, который в частности, отказал Гёпферту, желающему увидеть Моцарта, в учебной поездке в Вену.

Как минимум дважды Гёпферт пытается найти новое место работы. В первый раз — во Франции, куда он посылает большое количество своих сочинений, посвященных французской армии и Наполеону .

В 1817 году он подает заявку на должность при дворе . Гёпферт рекомендует себя как знаток музыки Моцарта и как автор переложений моцартовский сочинений для Harmoniemusik : «Я с самым горячим усердием обучался в течение двадцати лет, в том числе — полтора года у Моцарта, — музыльной теории. Я всегда предпочитал духовые инструменты, и потому Моцарт, мой учитель, мне доверил партитуры своих опер с тем, чтобы я их переложил для духовых составов».

Гёпферт скончался в Майнингене 11 апреля 1818 года в нищете, от полного физического истощения и отчаяния. Газета Leipziger Allgemeine Musikalische Zeitung опубликовала некролог, в котором отдала должное его творчеству и оплакивала его личную судьбу .

Творческое наследие

До нас дошли переложения для духовых, сделанные Гёпфертом в начале XIX века, — в том числе произведения Иоганна Рудольфа Цумстеха , Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Все они, вероятно, предназначались для исполнения при дворе Георга I в резиденции Бад-Либенштайн.

Гёпферт, возможно, выполнял переложения для издательства Н. Зимрок в Бонне .

Гёпферт также подготовил октетную версию Большой партиты Моцарта и аранжировал « Парижскую Симфонию » (К. 297) и Турецкое рондо из фортепианной сонаты (К. 331).

Его переложение 1817 года « Сотворения мира » Гайдна считается утерянным, как и большинство его произведений для кларнета.

Среди его неопубликованных произведений — три симфонии, концерт для гобоя, концерт для трубы, двойной концерт для двух фаготов, концерт для кларнета, фагота с оркестром, пьесы для фортепиано, песни, пьесы для гитары и множество звуковых пьес для музыки гармонии.

К недавно сыграным произведениям композитора, относятся, в частности, три концерта для кларнета кларнетист, в исполнении Дитера Клёкера и Йенского филармонического оркестра.

Избранные сочинения

  • 15 танцев для 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, 2-х валторн, трубы.
  • Концерт си-бемоль мажор для кларнета , соч.1
  • Соната для двух гитар и флейты , соч.11
  • Соната для фагота (или альта) и гитары , соч.13
  • Концерт ми-бемоль для кларнета , соч.14
  • Соната для флейты и гитары , соч.15
  • 3 квартета для кларнета, скрипки, альта и виолончели , соч.16
  • Двенадцать маленьких пьес для двух гитар , соч.17
  • Вариации для гитары и флейты , соч. 18
  • Два концертных дуэта для кларнета и фагота , соч. 19
  • Концерт си-бемоль для кларнета , соч. 20
  • Концерт фа для валторны с оркестром , соч. 21 год
  • 3 концертных дуэта , соч. 22
  • 12 духовых пьес для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов , соч. 26
  • Концерт си-бемоль для кларнета , соч. 27
  • Вариации для флейты , Аккомпанемент для двух скрипок, альта, виолончели, 2 гобоев, 2 валторн и 2 фаготов, соч.28
  • 6 легких дуэтов для двух кларнетов , соч. 30
  • 24 легких дуэта для двух валторн , соч. 31 год
  • Первое попурри для кларнета с оркестром , соч. 32
  • Военная фантазия для оркестра , соч. 33
  • Концерт ми-бемоль минор для кларнета , соч. 35
  • Легкая соната для фортепиано и валторны (или альта) , соч. 35 (имеет тот же номер опуса, что и его концерт для кларнета). Опубликована в Лейпциге 1823 г.
  • 3 квартета для кларнета, скрипки, альта и виолончели , соч. 36
  • 3 дуэта для двух скрипок , соч. 37
  • Второе попурри для кларнета в сопровождении двух скрипок, альта, виолончели, двух гобоев, двух валторн, двух фаготов , соч. 38

Библиография

  • Johan Van Kalker, Carl Andreas Göpfert, Heinrich Backofen und Heinrich Neumann . «Drei Klarinettisten zu Beginn des 19. Jahrhunderts», Volkmar Von Pechstaedt, 2012, 216 p. ISBN 978-3-86988-218-5.

Примечания

  1. (нем.) . JPC-Website . Дата обращения: 15 декабря 2021. 16 января 2022 года. .

Ссылки

  • (нем.) . Klassika . Дата обращения: 4 марта 2014. 12 декабря 2021 года. .

Same as Гёпферт, Карл Андреас