Мавзолей Ленина
- 1 year ago
- 0
- 0
Мавзолей Артыка ( каз. Артық тамы) — архитектурный памятник Казахстана . Образец культово-погребального зодчества западных казахских кочевых и полу-кочевых племён. В конце XIX века над старой могилой родового предка мавзолей построил казахский мастер Дильмагамбет Есембетулы . Памятник находится в урочище на краю песков Сам , на границе Атырауской и Актюбинской областей, в 7 километрах от древнего городища Көп там («Много жилищ») .
Ряд архитектурных и декоративных приёмов, применённых в строении, объединяет мавзолей Артыка с памятниками погребально-культовой архитектуры домонгольского периода , — к примеру, с построенным ещё в XII веке мавзолеем Айша-биби , — что позволяет говорить о многовековых традициях в искусстве казахских зодчих, о существовании устойчивых эстетических канонов, формирующих национальный монументальный стиль. Наибольший интерес представляет глиптический декоративный орнамент внутри и снаружи строения, умело использованный как ритмический и зонирующий элемент в архитектурных деталях мавзолея .
Как и многие другие подобные сооружения в регионе, мавзолей сложен из белого ракушечника . Имеет четырёхугольную форму с выступами. Высота купола 6,24 м . Купол сложен из обтёсанных камней; камни стен уложены в два ряда — горизонтально и вертикально. Орнаментальная резьба парапетов, поясов, арок и ниш повторяется с каждой стороны, образуя непрерывные ленты с правильным чередованием двух комбинаций, состоящих из геометрического (ромб), зооморфного (— так называемый «верблюжий след») и растительного (стилизованные листья) узоров .
Изнутри портал также украшен резьбой из сочетания тех же трёх видов, только «верблюжий след» заменён на «бараний рог» (). Вход в мавзолей отмечен большим резным узорным «цветком». Национальный орнамент, использованный в декоре, имеет устойчивый символический смысл. Так, узор «верблюжий след» ( туйетабан ) традиционно украшает предметы быта, необходимые в странствовании, и означает пожелание счастливого пути, а «бараний рог» ( кошкармуйиз ) связан с пожеланиями довольства и достатка. В сочетании с другими традиционными узорами стены мавзолея, таким образом, украшены зашифрованными пожеланиями загробного мира и райской участи душе покойного Артыка.
В 1947 году мавзолей в урочище Сам подробно исследовал и описал видный казахский архитектор Т. К. Басенов , — в ходе подготовки диссертации по архитектурному орнаменту Казахстана. Скорее всего, благодаря именно ему известно имя мастера, строившего мавзолей. С тех пор мавзолей признан культурным достоянием и памятником архитектуры Атырауской области. В местной прессе в 1975 году о нём писали :
Пытаюсь представить себе могильник Копшеит без мавзолея Артык. Невозможно. Потому что именно в нём, как в зеркале, нашли своё отражение не только бездонное небо и скупые здешние краски, но и всё самое лучшее, самое талантливое и самобытное, что отдельными штрихами и крупицами щедро рассыпано в окружающих его неприметных…