Джавид, Гусейн
- 1 year ago
- 0
- 0
Гусе́йн Джави́д ( азерб. حسین جاوید, Hüseyn Cavid ; имя при рождении Гусе́йн Абдулла́ оглы́ Расизаде́ , 24 октября 1882 , Нахичевань — 5 декабря 1941 , село Шевченко Тайшетского района ) — азербайджанский педагог, поэт и драматург . Являлся ярким представителем романтизма в Азербайджане начала XX века . Гусейн Джавид сыграл огромную роль в формировании азербайджанской литературы XX века . Своими произведениями, в которых нашли отражение мотивы философской лирики , вопросы гуманизма и человеколюбия, исторические драмы , Гусейн Джавид открыл новую страницу в литературе и драматургии Азербайджана .
Гусейн Расизаде родился 24 октября 1882 года в городе Нахичевани , куда его семья переехала из с. Шахтахты . Оба деда Гусейн Джавид были хлебопашцами, а один из них, по материнской линии, Мешади Кули, был известен как большой любитель поэзии . По словам самого Г. Джавида его отец «в дореволюционный период занимался духовной деятельностью», в то время как Рухулла Ахундов назвал его «известным муллой-плакальщиком» . Помимо него, в семье были ещё четверо сыновей и трое дочерей. Старший брат шейх Мохаммед Расизаде получил духовное образование, а позднее учительствовал; средний — Ахмед выступал в качестве певца, порой мерсиехана; младший — Алирза был учителем, публицистом и революционером.
В течение пяти лет Гусейн Расизаде обучался в моллахане, а затем по совету просветителя того времени (англ.) (он в 1895 году оставил моллахану и в тайне от отца поступил в школу Мохаммеда Таги Сидги «Мектеби-тербие» . Позднее в письме к К. Шарифову Г. Джавид писал: «Если бы я рос по программе отца, то, кто знает, кем бы я сейчас был... Это вы вовлекли меня в школу Сидги» .
Получив образование в родном городе, Джавид уезжает в Тебриз и поступает в духовную школу — медресе . Здесь он изучает арабский и персидский языки и классическую литературу Востока. Через год из-за болезни глаз Джавид вынужден бросить учёбу; он возвращается в Нахичевань , где упорно занимается самообразованием. В 1905 году Джавид едет в Турцию и поступает учиться на литературное отделение Стамбульского университета . В Стамбуле он знакомится с видными турецкими писателями и поэтами . В 1909 году Джавид возвращается на родину и длительное время преподаёт азербайджанский язык и историю литературы в азербайджанских школах Тифлиса , Гянджи , Нахичевани . В 1918 году Джавид переезжает в Баку . В 1926 году Джавид лечился в Германии, жил в Берлине . Впечатления от пребывания в Западной Европе отразились в его большой поэме «Азер», над которой поэт трудился в 1926 — 1937 гг.
Поэт Гусейн Джавид уже в первое десятилетие своего творчества снискал всеобщее признание как крупнейший представитель азербайджанского прогрессивного романтизма XX века . Российские учёные Ф. Д. Ашнин , В. М. Алпатов , Д. М. Насилов полагают, что он и является самым авторитетным из арестованных в то время азербайджанских писателей . Заметим, что газеты 1920-х годов писали о нём как о «самом известном и прославленном поэте Кавказа», «самом могучем поэте в Азербайджане» .
В качестве основания для его ареста стала поддержка контрреволюционных связей с «целым рядом мусаватистов, с коими ведёт мусаватские беседы… Группирует вокруг себя к.-р. национал. настроенных молодых поэтов, коих обрабатывает в мусаватском духе» . Поэт виновным себя не признавал; на первом и втором заседании «тройки» решение по его делу вынести не смогли и он продолжал содержаться в тюрьме . Весной 1938 года, при новом руководстве НКВД Азербайджана, было составлено заключение, в соответствии с которым Гусейн Джавид объявлялся изобличённым по ст. 72 и 73 УК Азербайджанской ССР .
Особое совещание в Москве, куда отправили дело, не стало его рассматривать, а затем и вовсе — оно было возвращено в Баку. При перепроверке дела в Баку к ранее подтверждённым обвинениям добавилась ещё ст. 68 (шпионаж) . Согласно обвинительному заключению «установлено, что Гусейн Джавид долгое время проживал в Турции , а затем в Германии и, по данным НКВД, Гусейн Джавид предназначался для шпионской работы» . 9 июня 1939 года поэта приговорили к 8 годам лагеря, но в приговоре обвинение в шпионаже отсутствует . Гусейн Джавид скончался в 1941 году, согласно реабилитационному делу — в Заплаге (около Тайшета ) .
12 октября 1982 года , в связи с готовящимся 100-летним юбилеем поэта, Партком Нахичеванской Республики принял решение о перезахоронении тела Джавида в Нахичевани. 14 октября председатель парткома Гамид Джафаров, полковник Тельман Алиев и депутат республики Закир Алиев вылетели в Иркутск и 21 октября прибыли на кладбище села Шевченко. Делегация нашла место захоронения гроба № 59 и была проведена эксгумация . 24 октября делегация вместе с останками Джавида вылетела из Иркутска. По плану из Иркутска необходимо было вылететь в Москву , оттуда — в Ереван , а оттуда — в Нахичевань. Но по распоряжению Гейдара Алиева , самолёт вылетел в Баку (поскольку в Сибирь Джавид был отправлен также из Баку). 26 октября самолёт приземлился в Баку. Было даже предложено похоронить поэта на Аллее почётного захоронения . После прощальной церемонии во дворце Ширваншахов , 1 ноября , ночью тело Джавида привезли в дом, в котором он жил. Наконец, 3 ноября Джавида привезли в Нахичевань и перезахоронили рядом с отчим домом под тутовым деревом . После того, как над могилой поэта был воздвигнут мавзолей, 13 сентября 1996 года в нём были перезахоронены тела жены поэта Мюшгюназ (из Баку) и сына Эртогрула , а 12 сентября 2004 года в мавзолее была похоронена дочь поэта .
Первое стихотворение Джавида было напечатано в бакинском журнале «Фиюзат» в 1906 году . В 1913 году был издан первый сборник его стихотворений — «Минувшие дни», отпечатанный в Тбилиси в азербайджанской типографии . В 1917 году в Баку издается новый сборник — «Весенняя роса». Уже в раннем творчестве Г. Джавида дают о себе знать социальные мотивы, связанные с общественным переустройством и противоречиями, положением бедняков и обездоленных людей. И хотя, как признается поэт , его «бог — красота и любовь », но жизнь с её глубокими противоречиями и проблемами вторгается в мир его поэтических раздумий, побуждая думать о многом и многих, в частности, о тех, кто в поисках пропитания обрекает себя на тяжкий, нечеловеческий труд на нефтяных промыслах .
Для поэта - гуманиста «черный ад» промыслов, а также безумие разразившейся мировой войны , её «чудовищный шум» невыносимы. Катаклизмы века, его противоречия и события подводят Г. Джавида к необходимости преодолеть абстрактно-политические выводы и представления, ставить и решать важнейшие проблемы современности, обращаться к прошлому своего народа и других стран, чтобы на историко-легендарном материале раскрыть природу контрастов и противоречий века, обещавшего быть эпохой прогресса и развития цивилизации , но, увы, оказавшегося полным социальных и иных кризисов, потрясений и несчастий, уготованных для трудящегося человека.
Г. Джавид раскрыл власть темных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях « » ( 1913 ), « Шейх Санан » ( 1914 ), « Дьявол » ( 1917 — 1918 ), « Князь » ( 1929 ), « Сиявуш » ( 1933 ), « Хайям » ( 1935 ) и других, представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании , произвола. Именно эти пьесы стали важным достижением романтизма, его ведущим жанром , сохранившим на десятилетия обаяние и идейно-эстетический мир этого направления, возникшего в азербайджанской литературе. При чтении пьес и трагедий Г. Джавида, как бы открывается новый и, в то же время, такой привычный нам по книгам Пушкина , Лермонтова , Байрона , Гюго и других классиков романтический мир.
В пьесах Г. Джавида также есть мятущийся, наделённый сильными страстями и беспокойством герой-одиночка, который находится в трагическом разладе с обществом и целым миром, представлены остро драматические конфликты . Один за другим в его творчестве возникают образы, навеянные легендами древнего Востока и романтическими традициями, усвоенными поэтом не только по книгам, но и в результате непосредственного наблюдения действительности, которая их породила, во время его пребывания в Турции, Иране , Германии , Грузии , в родном Азербайджане. Это Шейх Санан, Сиявуш, Хайям , Дьявол ( Иблис ). Или образы, порожденные самим временем — Шейда, Князь, другие персонажи , взаимодействующие с ними в одноимённых пьесах.
Название «Иблис», то есть «Демон», должно было вызвать ассоциацию с такими известными образами мировой литературы, как Сатана Мильтона , Мефистофель Гёте , Люцифер Байрона, лермонтовский Демон… В том, что тема Иблиса вписывается в эту портретную галерею мировой « демонианы », нет ничего необычного. Ведь Г. Джавиду, как романтику , близки и понятны ощущения и умонастроения такого рода, и среди них мотивы разочарования, мировой скорби, космического неблагополучия, которые были выражены в европейской романтической поэзии , возникшей с самого начала XIX века . И даже то, что всплеск романтизма в Азербайджане пришёлся на конец XIX века, не снизил того внимания, с каким Джавид обратился к этим мотивам . Наоборот, именно обострившиеся исторические катаклизмы его времени ( первая мировая война , канун революции и т. п.) позволили ему воочию увидеть в этих событиях подлинно трагические воплощения сатанизма , которые в своё время вызревали в «экспериментальных колбах» романтизма, рождая всего лишь героев мефистофелевского типа.
Избранные произведения Джавида на азербайджанском языке были изданы в Баку в 1958 году , сборник пьес — в 1963 .
Сын — Эртогрул Джавид , композитор, фольклорист.
Старший брат, Расизаде Шейх Мухаммед Гаджи Абдулла оглы, просветитель, поэт, преподаватель азербайджанского языка и литературы. Его стихи печатались в газетах и журналах « Шарги-Рус », « Хайят », « Иршад », «Йени хайят», «Эволюция», « », « », « », «Свобода», «Шарг гапысы». Автор поэм «Семь девушек» «1914 год». Оригиналы произведений хранятся в доме-музее Гусейна Джавида в Баку и Нахичеване .
Племянница, Гевхар Раси-заде, биолог. Изобретатель препарата против виноградной филлоксеры .
Среди родственников Гусейн Джавида такие известные личности, как просветитель и публицист Алирза Расизаде и премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде [ источник не указан 3025 дней ] ..