Interested Article - Архентина

Архентина, 1930.

Архенти́на (буквально — «серебряная», «серебристая», собственное имя — Антония Мерсе-и-Луке ( исп. La Argentina, Antonia Mercé y Luque ), 4 сентября 1890 , Буэнос-Айрес 18 июля 1936 , Байонна ) — испанская танцовщица и хореограф, прозванная « Павловой танца фламенко ».

Биография

Макс Слефогт. Портрет Архентины.

Родилась в испанской семье профессиональных танцоров. Родители готовили дочь к карьере артистки балета: в девять лет она была принята в Мадридскую консерваторию , где начала учиться музыке, пению и танцу, а уже в одиннадцать солировала на сцене мадридского Королевского театра и выступила в Мадридской опере.

После смерти отца, в возрасте четырнадцати лет, при поддержке матери Архентина переключилась на и его региональные, в том числе цыганские разновидности. Выступала в кафе и различных мюзик-холлах . В 1906 танцевала в Португалии и Франции, в 1910-м дебютировала на сцене кабаре Мулен Руж и Театра Елисейских Полей , а затем и в парижской Опере .

Вместе с гитаристом гастролировала по Европе и Северной Америке, выступала и в России, позднее — в Латинской Америке, Азии, Египте и Тунисе. В возглавила парижскую труппу «Испанские балеты», созданную по образцу антрепризы Сергея Дягилева .

Дружила и сотрудничала с такими деятелями испанского художественного авангарда, как Мануэль де Фалья , Исаак Альбенис , Энрике Гранадос . Исполняла испанские народные песни под фортепианный аккомпанемент Федерико Гарсиа Лорки . Также сотрудничала с Морисом Равелем .

Танцовщица не раз выступала моделью скульпторов , Паоло Трубецкого , художников Хосе Марии Серта и Макса Слефогта . Её пластика производила глубокое впечатление на поэта и философа Поля Валери — она сопровождала своими выступлениями его лекции о танце. Её творчеству посвящал свои публичные лекции историк и теоретик танца Андрей Левинсон , также написавший о танцовщице монографию «Архентина. Эссе на тему испанского танца» (1928). Сильное впечатление её искусство произвело на Сергея Бертенсона , который писал в январе 1931 года:

Каждый её номер совершенно законченное произведение. Лицо бесконечно выразительно и выражает самые тончайшие нюансы её замысла. Руки служат ей не только музыкальным аккомпанементом, когда она играет на кастаньетах, но красноречиво говорят. Игра на кастаньетах доведена до высшего совершенства и дает целую гамму музыкальных оттенков. Все её костюмы оригинальны и отличаются громадным вкусом. Все её движения и позы скульптурны .

Архентина умерла в Байонне от сердечного приступа после непродолжительного недомогания — это случилось на второй день франкистского путча .

Избранные концертные танцы

1916—1921
Хабанера ( Сарасате , из «Испанских танцев» )
« Кордова » ( Альбенис , из )
Танец № 5 — ) ( Гранадос , из )
1921
« Севилья » (Альбенис, из )
1925
( де Фалья , из балета )
«Чувствительная андалузка» ( Турина , из первой сюиты «Испанских женщин», соч. 17)
«Болеро в классическом стиле» (Boléro Classique , Ирадьер )
1926
«Мексиканка» (Mexicana , музыка народная)
«Кубинское небо» (Cielo de Cuba , музыка народная)
1927
Чакона (Альбенис, из второй «Старинной сюиты», соч. 64)
1928
«Андалусийская серенада» (де Фалья, в оригинале пьеса для фортепиано)
«Валенсийская хота» (Гранадос, из )
1929
«Арагонская хота» (де Фалья, из «Четырёх испанских пьес» для фортепиано)
1930
(Гранадос)
Танец мельничихи (де Фалья, из балета «Треуголка» )
1932
« Альмерия » (Альбенис, из )
«Пуэрта де Тьерра» (Альбенис, из «Воспоминаний о путешествиях», соч. 71)
(Альбенис, из )
«Куба» — ноктюрн (Альбенис, из )
«Кастилия» — сегидилья (Альбенис, из )
Малагенья (Альбенис, из сюиты «Испания», соч. 165)
Танец мельника (де Фалья, из балета «Треуголка» )
Саламанкская (музыка народная)
1933
Сапатеадо (Гранадос, из «Шести пьес на испанские народные напевы»)
1934
(Турина, из первой тетради «Цыганских танце», соч. 55)
«Отзвуки празника» (Гранадос, из «Шести пьес на испанские народные напевы»)
1935
Фанданго (Турина)
«Цыганское поло» ( )

Избранные балеты

1925
) (на музыку Мануэля де Фальи)
1928
«Сонатина» (на музыку )
«Контрабандист» (на музыку )
1929
« Триана » (на музыку Альбениса, действие происходит во время , которому посвящён № 3 в Альбениса)

Признание

Образ в искусстве

Творчество Архентины оказало решающее влияние на одного из создателей стиля буто Кадзуо Оно , который в 1977 году посвятил памяти танцовщицы одну из своих постановок.

Литература

  • Аренский, К. Письма в Холливуд : По материалам архива С. Л. Бертенсона. — Мюнхен: K. Arensburger, 1968. — 267 с.
  • Levinson A. La Argentina; essai sur la danse espagnole, avec 32 reproductions en phototypie. Paris: Editions Des Chroniques Du Jour, 1928 (англ. изд. 1928)
  • Antonia Mercé, la Argentina. New York: Instituto de las Españas en los Estados Unidos, 1930
  • Cordelier S.F. La vie brève de la Argentina; avec 21 gravures hors texte. Paris: Plon, 1936
  • Néstor Luján N., Montsalvatage X. «La Argentina»: el arte y la época de Antonia Mercé. Barcelona: Horta, 1948
  • Argentina. Paris: L. Duval, 1956
  • García Redondo F. El círculo mágico en el centenario de Antonia Mercé, Vicente Escudero y Pastora Imperio. Cáceres: Institución Cultural «El Brocense», 1988
  • Antonia Merce, «La Argentina» : homenaje en su centenario, 1890—1990. Madrid: Miniserio de Cultura, Instituto Nacional de la Artes Escénicas y de la Música, 1990
  • Manso C. La Argentina, fue Antonia Mercé. Buenos Aires: Ediciones Devenir, 1993
  • Soye S. de. Toi qui dansais, Argentina = You danced and danced, Argentina. Paris: Editions La Bruyère, 1993
  • Bennahum N. Antonia Merce, «La Argentina»: flamenco and the Spanish avant garde. Hanover: UP of New England, 2000 (исп. изд. 2009)
  • Гарсиа Лорка Ф. Чествование Антонии Мерсе — «Архентины» [1930]// Он же. Самая печальная радость… Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987, с.88-89.

Примечания

  1. , с. 120.
  2. У Альбениса есть ещё одна малагенья — в «Воспоминаниях о путешествиях», соч. 71, а также малагенья в «Испанской рапсодии» .

Ссылки

  • (исп.) , (англ.)
  • (исп.) , (англ.)
  • (англ.)

Same as Архентина