Interested Article - Симаргл

Симаргл ( Семаргл ) — древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в пантеон князя Владимира . По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами (как и его предполагаемый иранский прообраз Симург ). По академику Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности, отождествлённый Рыбаковым с богом Переплутом . Мнение Б. А. Рыбакова последовательно опровергается исследователем М. А. Васильевым, согласно которому, бог Симаргл представлял собой птицеподобное воплощение Саэны-Симурга, проникшее к славянам через алано-сарматское посредничество .

Этимология имени

В « Повести временных лет » сказано о Семаргле, а в « Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере » — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(ѣ)марьгл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получится Сима Ерыла, то есть Ярила ; а слово Сим (или Сѣм) может быть объяснено древнесабинским «semo», что означало «гений», «полубог» .

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии . Персидское слово «Sīmurg» ( Симург ) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сасанидов — в III—VII веках — Симург был эмблемой Ирана .

Однако в конце 1990-х годов эту концепцию подверг критике М. А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог быть русичами заимствован. Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б. А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения .

И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские , обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.), открытой в древней Тмутаракани , на Таманском полуострове .

Наконец, имя Симаргл интерпретируется как Семи-Ярила: согласно этой версии, имеется в виду идол Ярилы с семью головами .

Функции божества

По Рыбакову — изображение Симаргла (браслет XII—XIII веков)

Охранитель посевов

Б. А. Рыбаков склонялся к концепции, предложенной К. В. Тревер , согласно которой божество было заимствовано из иранской мифологии (персидское «Sīmurg» означает похожую на грифа сказочную птицу, или гибридный образ полусобаки-полуптицы). Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге . Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо , на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона . Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами .

В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута . Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков:

Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.

Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 года, где, кроме «многовертимого плясания» в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г. А. Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла .

Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию:

Переплут (рус.- ст.‑слав. Переплуть , от русского плут, плутать или переплыть , если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха - Диониса . Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от Peru ( Перун ). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам.

Для некоторых исследователей функции этого бога и значение самого слова Симаргл до сих пор остаются не выясненными. Неизвестным остаётся также, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество .

Появление в древнерусском пантеоне

Появление предположительно иранского божества Симаргла (а также Хорса ) в созданном князем Владимиром пантеоне славянских богов незадолго до принятия христианства на Руси связывается исследователями (Б. А. Рыбаковым и последователями его реконструкции) с исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в X веке. Значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского , еврейского и сармато - аланского (то есть иранского ) происхождения. Сам город имел трёхчленную структуру, которая была похожа на схему старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород .

В течение второй половины X века при князе Владимире хазары ещё рассматривали Киев как крайний западный форпост Хазарского каганата . Пока каганат был в силе, Владимир не мог не считаться с киевским населением восточного происхождения. В этих условиях включение в круг «владимировых» богов Симаргла и Хорса оказывается важных политическим шагом. Кроме того, Владимир, силой захвативший в 980 году великокняжеский престол, убил законного князя — старшего брата Ярополка , должен был укрепить свою власть в масштабах всего государства и завоевать симпатии южнорусского населения, а без поддержки киевского населения было трудно удержаться в «стольном граде». Поэтому Владимир объявил княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным богом всей Руси, а наряду с этим учредил публичное поклонение божествам, наиболее почитаемым местным южнорусским населением. С одной стороны Владимир подчинял Перуну этих богов, но с другой стороны признавал их и вводил в пантеон .

В поучениях против язычества имя этого божества стоит обычно рядом с именем Макоши , «матери урожая». Для представителей Русской церкви XI—XII веков, и, по всей вероятности, и для всех русских людей того времени, имя этого божества было уже непонятно и писалось различно .

В современной культуре

Примечания

  1. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. М., 1999.
  2. ↑ (рус.) . Гальковский Н. М.. Дата обращения: 5 апреля 2009. Архивировано из 5 октября 2008 года.
  3. A.A., Ишутин (рус.) . Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано из 24 июня 2009 года.
  4. Мадлевская, Елена. Русская мифология. Энциклопедия (Часть вторая. Божества древних славян и языческой руси). (рус.) . — Эксмо , 2005.
  5. А.А. Ишутин. от 11 августа 2020 на Wayback Machine
  6. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — С. 444.
  7. Рыбаков, Б.А. (рус.) Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано из 10 ноября 2011 года.
  8. Site by Annexare.com. (неопр.) . www.semargl.com.ua. Дата обращения: 14 апреля 2016. 21 сентября 2011 года.
  9. (неопр.) . music.yandex.ru . Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано из 29 декабря 2016 года.

Литература

  • Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. — М.: Индрик, 1999. — 326 с.
  • Мадлевская Е. Русская мифология. Энциклопедия. — СПБ.: ЭКСМО, 2005.
  • Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология . 1967. № 2.
  • // // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М.: Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
  • Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933.

Ссылки

  • Васильев М. А. // Международный исторический журнал «Махаон». 2000. № 10.
  • // Этимология. 1991—1993. М., 1994. С. 23-31.
  • Изображение мифического животного симурга (симаргла) .

Same as Симаргл