Interested Article - Высокая печать

Наборная верстатка на
Английский первопечатник Кекстон , показывающий королю Эдуарду IV работу печатной машины Гутенберга

Высо́кая печа́ть (также типогра́фская печа́ть ) в полиграфии — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатные элементы на форме расположены выше пробельных , так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются . Разновидность рельефной печати. Высокая печать позволяет с помощью ручного типографского станка изготавливать множество копий путём прямого прижимания рельефной поверхности с нанесенной на неё краской к листам или рулонам бумаги . Работник составляет и закрепляет ручной набор на печатной форме станка, наносит на него краску и прижимает к ней бумагу, чтобы след краски остался на бумаге, в результате чего получается оттиск на бумаге.

История

Принцип высокой печати находится в употреблении более 1000 лет . Исторически он, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений. Именно его, например, использовал Иоганн Гутенберг , и тот же принцип лежит в основе конторской печати .

Технология

На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов (очко). При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать её для перехода краски .

Общая схема высокой печати

Виды

В полиграфической промышленности к видам высокой печати относят:

Разница между этими технологиями высокой печати заключается как в печатных формах (формы высокой печати изготавливаются, в частности, на базе линотипного и монотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава или по современной технологии из вымывных фотополимеров ), так и в процессе печати. В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве (ксилография) и т. п.

Достоинства

Простота печатного процесса, лёгкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Чёткие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Такой значительный удельный вес высокой печати обусловлен её универсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналов самого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- и многокрасочных.

Оттиски характеризуются большой чёткостью, резкостью, насыщенностью тона и цвета . Положительная особенность этого способа — стабильность качества изображения во всем тираже, которая обусловлена отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати).

Поверхность печатных форм высокой печати из фотополимеров химически нейтральна и может воспринимать любой раствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати с применением красок как на масляной основе, так и на базе водных и спиртовых растворителей ( флексография ).

Верным признаком высокой печати является неравномерность распределения краски («выдавливание») на площади печатающего элемента.

Недостатки

Однако в высокой печати долгое время использовали тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащего вредный для здоровья и экологически опасный свинец . Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и прочими), привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе.

По состоянию на 1989 год, общий объём высокой печати в СССР доминировал . В последние десятилетия высокая печать утратила доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для тиражирования однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки).

Модернизация

Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4—0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию .

Печатание марок

В прошлом высокая (типографская) печать широко применялась и была одним из основных способов при производстве почтовых марок . Однако впоследствии она стала всё более вытесняться другими видами печати. Объясняется это тем, что способ высокой печати более трудоёмок и предъявляет более высокие требования к свойствам используемой , включая лоск, мелованный слой , впитываемость и др.

Характерным признаком почтовых марок, изготовленных посредством высокой печати, является присутствие рельефных следов давления ( натиска ) на оборотной стороне марок, каковые отсутствуют в случае использования плоской или глубокой печати .

Примечания

  1. ↑ / Л. А. Козаровицкий // Вешин — Газли. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 5). (Дата обращения: 22 апреля 2016) (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2016. 22 апреля 2016 года.
  2. Типографская печать // / Сост. О. Я. Басин. — М. : Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 22 апреля 2016) (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2016. 22 апреля 2016 года.
  3. ↑ Высокая печать // / Сост. О. Я. Басин. — М. : Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 22 апреля 2016) (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2016. 22 апреля 2016 года.
  4. ↑ // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [ и др. ] ; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2 . (Дата обращения: 22 апреля 2016) (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2016. 17 декабря 2015 года.
  5. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 18 сентября 2022.
  6. ↑ См. статью Флексография .
  7. Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М. : Искусство , 1977. — 248 с.
  8. Розум О. Ф. Управление тиражестойкостью печатных форм. — К. : , 1990. — 128 с. — ISBN 5-335-00288-3 .

Same as Высокая печать