Рашид (город)
- 1 year ago
- 0
- 0
Раши́д Акма́лович Гила́зов ( тат. Рәшит Акмал улы Гыйләҗев ; род. 22 июля 1951 , Зеленодольск , Юдинский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский татарский художник , живописец , монументалист . Народный художник Республики Татарстан (2022), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2000).
С детства воспитывался в среде татарского декоративно-прикладного искусства. В 1970 году окончил педагогическое училище в Лениногорске . После возвращения со службы в армии поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , который окончил в 1981 году. В 1982—1986 годах также учился в творческой мастерской Ленинградского отделения Союза художников СССР . Одновременно преподавал на кафедре живописи в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (1981—1984), работал на комбинате ЛОСХ (1984—1990). В 1998 году стал членом Союза художников СССР , с тех пор занимается исключительно творчеством. Является автором портретов , пейзажей , натюрмортов , также работает в жанре тематической картины. Собственная творческая манера является результатом слияния традиций западно-европейской и русской живописи с искусством Востока и татар. Работы Гилазова отличается богатым колоритом, вниманием художника к цвету, в чём он наследует импрессионистам . С развитием профессионального мастерства сосредоточился на пейзаже, известны его серии видов городов Франции , а также Санкт-Петербурга , где Гилазов живёт и работает. Интерес также представляет его сюжетные картины, в частности, на тему строительства « КамАЗа », а также работа в области монументального искусства, росписи, мозаики и витражи в ряде домов культуры и мечетей Татарстана.
Рашид Акмалович Гилазов родился 22 июля 1951 года в Зеленодольске Юдинского района Татарской АССР . Отец — Акмал, работал столяром, умел играть на гармони и пел; мать — Гайша, занималась декоративно-прикладным искусством, расписывала сундуки, вышивала полотенца, изготавливала шамаили . Рос в среде татарского национального искусства . В детстве жил в Альметьевске , затем вместе с семьёй переехал в Набережные Челны , где во время учёбы в школе стал заниматься рисованием и живописью .
В 1966 году поступил на художественное отделение , которое окончил в 1970 году . Практику проходил в Елабуге , где создал ряд произведений . В том же году впервые по направлению от училища побывал в Ленинграде , вольнослушателем брал уроки рисунка у Л. В. Худякова и П. Г. Кипарисова , а живописи — у В. А. Горба . В 1970—1972 годах служил в Советской армии , где занимался оформительской работой и много рисовал . В 1975 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , учился в мастерской Е. Е. Моисеенко .
Во время учёбы летом выезжал на этюды в Татарстан, а также в Пушкинские горы , Михайловское , Петровское , Тригорское , а позднее увлёкся ленинградским городским пейзажем . Окончил институт в 1981 году, защитив с оценкой хорошо дипломную работу под названием «Строители КамАЗа» с присвоением квалификации художника-живописца и педагога . Замысел данной работы родился у Гилазова ещё в 1979 году, во время свободной практики в Набережных Челнах, будущем центре автомобилестроения. Следуя производственной тематике, он изобразил на полотне монтажников, строителей КамАЗа , придав им черты, увиденные в обычной жизни, без излишней бравурности или жёсткости, так как с детства знал этих рабочих, любил их и уважал .
В 1982—1986 годах учился в творческой мастерской Ленинградского отделения Союза художников СССР под руководством В. Ф. Загонека , что ознаменовалось становлением Гилазова как художника, обретением своего собственного стиля в искусстве . Одновременно, в 1981—1984 годах преподавал на кафедре живописи в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена , а в 1984—1990 годах работал на комбинате Ленинградского отделения Союза художников . В тот период также активно занимался живописью, работал в домах творчества «Горячий Ключ» ( Краснодарский край ), «Академическая дача» ( Калининская область ), «Паланга» ( Литва ), «Гурзуф» ( Крым ) .
С 1972 года активно участвует во всесоюзных, республиканских, межрегиональных выставках . В 1983 году в молодёжном объединении Ленинградского объединения Союза художников состоялась первая персональная выставка Гилазова . В дальнейшем его персональные экспозиции в различные годы прошли в ряде городов, в частности, в Санкт-Петербурге , Бавлах , Мамадыше , Казани , Неаполе , Берлине , Москве . Произведения Гилазова находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, и Набережных Челнов , , а также в частных коллекциях в России , Франции , Германии , Италии , других странах . За сорок с лишним лет творческой деятельности стал автором более четырёх тысяч живописных произведений .
В 1988 году принят в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР по секции живописи . В 2000 году получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан . В 2003 году в свет вышел альбом-монография о творчестве Гилазова, в котором был дан анализ 30-летней работы художника . В 2012 году стал членом регионального отделения Союза художников России в Республике Татарстан . В 2022 году получил звание народного художника Республики Татарстан . Живёт в Санкт-Петербурге , на Васильевском острове .
Гилазов является одним из ведущих художников в области пейзажа , натюрморта , портрета , тематической картины . Как живописец, от природы одарённый чувством цвета, он достигает необходимого настроения на полотне энергичным накладыванием краски, уверенной формой, плотным и органичным колоритом . Изначально Гилазова следовал жанру реализма, но в ходе дальнейших художественных поисков, изучения наследия русского импрессионизма и авангарда , осознал, что главным в творчестве является колорит и цвет, в результате чего склонился в сторону декоративной живописи . Цвет у художника выступает организатором плоскости и пространства полотна, усиливает силуэтность и завершённость, вдобавок к его активным поискам в области соединения различных тонов палитры . Гилазов обладает ярким и индивидуальным творческим почерком, самобытным живописным стилем, который основывается на традициях западно-европейской и русской живописи XIX—XX веков в сочетании с влиянием искусства Востока, татарского декоративно-прикладного искусства . Метод Гилазова близок импрессионизму или постимпрессионизму , так как построен на передаче яркого впечатления в сочетании с глубоким переживанием . Одним из такого рода программных произведения является «Автопортрет» (1983), где созерцательное состояние художника и его концентрация на рабочем моменте подчёркнуты лаконичностью изобразительных средств, окружения и обстановки. В данной работе Гилазов изобразил себя в образе сильного и решительного художника, поборовшего в себе необходимость оставаться в рамках старой живописной школы, так и преодолевшего притяжение современных мастеров .
В портретной живописи Гилазова этого периода критикой выделяются работы «Юность. Ожидание» (1983), «Портрет Зульфии» (1985), «Муза. Портрет жены» (1989) . Полотно «Юность. Ожидание» композиционно вторит работе «У окна» (1983), их центром является человек, слитый с пространственной средой и погружённый в неё. Женский образ тут отличается возвышенностью и романтичностью, девушка сидит у окна, как на полотнах эпохи Возрождения , а её мечтательное состояние подчёркнуто целым спектром лилово-синих тонов, нюансами света и света. Такой же тонкостью, сложностью образа отличается работа «Инна» (1983), и впоследствии именно женский портрет станет преобладающим в творчестве Гилазова, который отмечал, что «мужчины не так вдохновляют», тогда как у женщин — «вечная пластика, вечная загадка душевная» . Одним из лучших такого рода примеров является именно полотно «Муза. Портрет жены». Халида, как муза творчества своего супруга, изображена Гилазовым на фоне автопортрета художника работы 1983 года. Погружённая в глубокую задумчивость, она входит в полный консонанс с образом мужа, а их духовный мир находит отражение в городском пейзаже, где колокольня Петропавловского собора уравновешивает автопортрет Гилазова. В одну гамму на холсте сплетаются лёгкие синие, красные жёлтые мазки, а горячий колорит летнего дня переходит в крапплачно-красный и лилово-холодные тона в одежде самой Халиды, как признак всё более свободной и раскованной манеры художника . Жена вообще занимает значительное место в творческой жизни Гилазова, в частности, сам художник отмечал следующее: «Халида для меня — жизнь, в том числе и в искусстве. Мой первый зритель и ценитель. Я ей очень благодарен за возможность всецело принадлежать живописи» .
Особой разновидностью в творчестве Гилазова является натюрморт в интерьере, свидетельствующий о стремлении к взаимодействию и слиянию жанров. Такие работы, как «Шахматный столик» (1983), Интерьер. Мастерская (1984), «Натюрморт с красным стулом» и «Натюрморт. Красный стол» (обе — 1989) отличаются цельностью и звучностью света, некоторой стилизацией в сочетании с геометрической чёткостью цветовых плоскостей . Натюрморт Гилазова менее всего подходит под определение «мёртвой натуры», будучи живым и наполненным постоянным свето-цветовым движением, динамичностью мазков, органическим слиянием пейзажа и интерьера . Для творчества Гилазова характерны подчёркнутые контрасты объёмов и ритмов, необычные ракурсы, как, например, в работах «Павловский парк» (1979), «Летний букет» (1986), «Сирень» (1990), сериях пейзажей и натюрмортов «Гурзуф» и «Паланга» (1990), «По Италии» (1991), «Франция» (1992—1993) . В городском пейзаже с начала 1980-х годов художник всё чаще делал акцент на определённом состоянии природы, о чём свидетельствуют полотна «Вид на Неву» (1983), «Старый порт» (1984), «Ленинградский пейзаж» (1985), «Осень в ЦПКиО» (1985), «Первый снег» (1986) . Освоение новых пластических приёмов сопровождалось расширением географических рамок в изображении природы, и к концу 1980-х годов Гилазов оказался полностью поглощён пейзажем, в результате чего 1990-е годы стали самым плодотворным периодом его творчества . Пребывание в 1990 году в Литве и в Крыму ознаменовалось достижением особой зрелости его как художника, умением выделить главное и второстепенное, передать своеобразие и контрасты природы, найти красивую композиционную линию. Дальнейшее развитие художественного артистизма и мастерства в пейзаже совпало с посещением Италии , Германии , Австрии , Бельгии , Голландии , Испании .
В пейзажах Гилазова доминирует декоративное решение, мажорный колорит, метафоричность, одновременно с узнаваемостью и индивидуальностью, что свидетельствует о богатстве творческой фантазии художника, его восторженном восприятии жизни . Особо плодотворными стали поездки во Францию , где Гилазов нашёл особый образный язык для передачи настроения таких городов, как Париж , Нант , Марсель , Экс-ан-Прованс , Онфлёр , Живерни , Кассис , итогом чего стал его значительный творческий рост, осознание своего пути в искусстве. В работах «Парижское кафе», «Сен-Мало», «Нант», «Онфлер» (все — 1991), «Вечер в Кассисе», «Сен-Виктор», «Прадель» (все — 1993), «Марсель», «Порт в Марселе», «Валлон де Зофф» (все — 1997) ему удалось показать живую и современную Францию. Яркие, праздничные, насыщенные цветом виды этих французских городов отличаются смелыми и точными мазками, запечатлевшими конкретные моменты жизни, либо закат, или солнечный день, то перспектива города, то порт, тут и вода с подвижными бликами, и лёгкие облака, красные крыши и белые дома, и теряющиеся в дымке холмистые дали . Французский пейзаж Гилазова очень похож на петербургский, их отличает романтизм, единство стиля, крепкая композиция, чистота образов. Санкт-Петербург запечатлён художником в любое время года и дня, в совершенно разных местах — от Петропавловской крепости и Александро-Невской лавры до Крюкова канала и набережной Макарова . Подстраивая каждый мотив под конкретное настроение и конкретный замысел, Гилазову удалось найти свой собственный взгляд на образ северной столицы, его каждый петербургский пейзаж наполнен яркими, светлыми и волнующими интонациями, передающимися зрителю .
Умея удивляться обыденному и незаметному, Гилазов осознанно берёт темы и образы из окружающей жизни, и отталкиваясь от нового впечатления пытается в этом порыве рассказать зрителю о конкретном . Продолжая и развивая традиции своих учителей, он создал ряд реалистических произведений, наполненных пафосом гражданственности, преображением действительности . Среди тематических картин, рассказывающих о истории современности Татарстана, критиками выделяются «За чаем» (1971), «Сенокос» (1985), «Рыбак» (1986), «Строители» (1986), «Строители КамАЗа» (1991), «Проводы Тукая» (1990-е гг.) . Татарстанская земля вообще стала источником вдохновения для Гилазова, на родину художник ездит каждый год . Романтическим настроем характеризуются пейзажи с видами Казани , татарских деревень, ландшафтами Бавлинского , Азнакаевского и Лениногорского районов , такие, как «Мечеть Марджани» (1991), «Бавлинская сказка» (1992), «Золотой вечер. Бавлы» (1994), «Казань. Кремль» (1997), «Султановская соборная мечеть» (1999) . Бавлы , родина жены, вообще стали для Гилазова местом создания ряда интересных и разнообразных произведений как, например, «Осень в Бавлах», «Вишня в цвету» (оба — 1995), «Гроза», «Первый снег» (оба — 1998), Наш сад (1999), «Юбилейные цветы», «Подсолнухи», «Дом творчества» (все — 2001). Именно там художник возродил родительский дом супруги, превратив его в своего рода дом творчества, гостеприимное место для представителей творческой интеллигенции и любителей искусства . В дальнейшем в Бавлах открылась и картинная галерея Рашида Гилазова .
В 1999—2002 года Гилазов стал автором целой портретной галереи деятелей татарской культуры, своих современников — писателя А. Еники и Н. Фаттаха , поэта , профессора А. Халидова , академика И. Тагирова . Возвращаясь к реалистической традиции, тут художник придаёт образам своих героев сложные, иногда трагические черты, глубоко погружаясь в их психологическое состояние . Люди на его портретах обладают разным спектром эмоций, но каждое полотно отличает точность и глубина характеристики . В частности, портреты родственников и земляков Гилазова наполнены проникновенным чувством сопереживания, несут на себе печать национального искусства . Большое внимание он уделяет и предметной среде, декоративной выразительности силуэта портретируемого и его окружения, диалогу автора со зрителем . В Татарстане Гилазов проявил себя также как художник-монументалист , создатель техники настенной живописи по ткани, автор ряда скульптурных памятников, росписей, мозаик , витражей . В частности, им были созданы роспись «Сабантуй» в Заинском районном доме культуры (1977), паяный витраж и керамическая мозаика во дворце культуры «Октябрь» (1979—1982), мозаика на доме культуры «Энергетик» (1982), настенная роспись, чеканка и станковые полотна в интерьерах зданий Заинской гидроэлектростанции (1978—1987). Также Гилазов участвовал в создании памятника павшим в Великой Отечественной войны в посёлке Уруссу вместе с архитекторами и (1986), выступил соавтором архитектурного проекта мечети «Гали» в Бавлах , оформил её экстерьеры и расписал интерьеры (1996), выполнил витражи и светильники из бронзы для интерьеров соборной мечети в Большой Атне (1997) .
Жена — (в девичестве Ганиева), поэтесса и художница, поженились в 1974 году . Сын — Руслан (р. 1975) , фотограф и бизнесмен .