И́горь Гера́симович Тере́нтьев
(
17
(
29
) января
1892
,
Павлоград
—
17 июня
1937
,
Бутырская тюрьма
,
Москва
) — русский
поэт
,
художник
,
театральный режиссёр
, представитель
русского авангарда
.
Биография и творчество
Происхождение
Родился
17
(
29
) января
1892
года в
Павлограде
, в семье поручика (в дальнейшем — полковника
жандармерии
)
Герасима Львовича Терентьева
и дочери отставного ротмистра Елизаветы (Елисаветы) Михайловны фон Дерфельден. Имел брата и двух сестёр: Владимира (родился 17/29 мая 1894), Ольгу (родилась 28 апреля /11 мая 1897) и Татьяну (родилась 18 /31 мая 1900)
.
После окончания гимназии В Харькове, куда в начале 1900 года переехали Терентьевы, поступил на юридический факультет
Харьковского университета
. В 1912 году перевёлся на
юридический факультет Императорского Московского университета
, который окончил в 1914 году.
В 1916 году женился и переехал жить в
Тифлис
, в дом отца жены, Михаила Викентьевича Карповича.
В 1918 году вошёл в созданную
Ильей Зданевичем
футуристическую
группу «
41°
» (
К. Зданевич
,
А. Крученых
и др.).
В 1922 году безуспешно пытался эмигрировать для воссоединения со своей семьёй. Отправился в
Константинополь (Стамбул)
, но к моменту его приезда визы во
Францию
, где обосновались Терентьевы, выдавать перестали, и ему пришлось вернуться обратно
.
Летом 1923 года переехал в
Петроград
. Работал в Музее художественной культуры (в дальнейшем —
ГИНХУК
) вместе с
К.Малевичем
,
М.Матюшиным
,
П. Филоновым
. В начале
1924 года
он приступил к режиссёрской работе в Агитстудии и в Красном театре, для которого написал и поставил пьесу «
Джон Рид
» (премьера состоялась
24 октября
1924 года
). Создал экспериментальный Театр Дома печати, в
Шуваловском дворце
на Фонтанке. Здесь Терентьев, считавший себя учеником
Мейерхольда
, поставил собственную пьесу «Узелок», оперу «Джон Рид» (1926, композитор), «
Ревизор
» Гоголя (одну из рецензий на постановку опубликовал
А. Пиотровский
), спектакль «Наталья Тарпова» (по одноимённому роману
С. Семенова
).
В 1928 году гастролировал с Театром Дома печати в Москве в
Театре Мейерхольда
. Гастроли прошли успешно.
А. Луначарский
предложил перевести театр в Москву, однако ни помещения, ни денег Терентьев не получил, труппа распалась. Терентьев уехал на Украину, ставил в
Одессе
«Чудака»
Афиногенова
, «
Ревизора
» в
Харькове
. Работал в
Днепропетровске
в Русской драме, создал Украинский молодёжный театр.
Арестован в 1931 году в Днепропетровске. По статье 58 осуждён на 5 лет. Отбывал срок на
Беломорканале
, освобождён досрочно в 1934 году. Приехал в Москву. Пробовал, но не смог устроиться на работу в театр. Начал снимать фильм «Восстание камней» о событиях гражданской войны в
Керчи
, работа не была завершена. Терентьева пригласили с агитбригадой по вольному найму на
канал Москва-Волга
. На строительство канала приезжал
М. Горький
, агитбригаду Терентьева фотографировал
А. Родченко
.
28 мая 1937 года Терентьев был арестован повторно в Дмитрове. Расстрелян 17 июня в
Бутырской тюрьме
. Родственникам в 1959 году была выдана фальшивая справка о его смерти в 1941 году от «упадка сердечной деятельности».
Театральные постановки
Фильмография
Значение
-
Немецкий славист
Вольфганг Ка́зак
традиционно пытался идентифицировать Терентьева как «младшего брата» русского футуризма, и устанавливал (как если бы русский футуризм был чем-то прозрачно-ясным) понятные для себя векторы «влияния», — что методологически спорно, так как Терентьев и «41°» с первых шагов с футуризмом категорически размежевались
[
источник не указан 4535 дней
]
(можно говорить лишь о «взаимовлияниях» в среде русского авангарда):
«Терентьев как русский футурист находился под влиянием
А. Кручёных
,
В. Маяковского
и
С. Третьякова
. Его малочисленные публикации обнаруживают тот же самый подход протеста, возвращения к первоначальному значению слова и попытку при помощи отстраняющего способа набора обратить внимание на слово и смысл в новом контексте. К его технике принадлежит, между прочим, приверженность к общеизвестным пословицам, которыми он пользуется как языковым и смысловым материалом»
.
Библиография
-
— Тифлис, 1919 — 16 c.
-
Херувимы свистят. Тифлис, 1919
-
17 ерундовых орудий. Тифлис, 1919
-
Факт. Тифлис, 1919
-
Рекорд нежности: Житие Ильи Зданевича. Тифлис, 1919
-
Трактат о сплошном неприличии. Тифлис, 1920
-
Джон Рид: Пьеса в четырёх действиях. М.; Л., 1927
-
Собрание сочинений / Составление, подг. текста, биограф. справка, вступит.ст. и комментарии
М.Марцадури
и
Т.Никольской
. Bologna: S.Francesco,
1988
. — 552 с («Eurasiatica: Quaderni del Dipartamento di Studi Eurasiatici Universita degli Studi di Venezia. 7»)
-
Un record de tendresse (Рекорд нежности). Paris, 1990
-
Мои похороны: Стихи. Письма. Следственные показания. Документы / Под ред. . М.:
Гилея
,
1993
.
-
Следственное дело Игоря Терентьева / Публ. С. В. Кудрявцева, вступ. ст. и примеч. Н. А. Богомолова и С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах. 18. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995
-
Мои похороны: Стихи. Киев: Журавль, 1995 (тираж 50 нумерованных экз.)
-
Вот трагедия Јордано Бруно: в наборе и в авторской рукописи — письме
Илье Зданевичу
/ Общ. ред., публ. и комм. ; разработка плана содержания и графич. оформл.
В.Кричевского
. М.:
Гилея
; А и Б, Типолигон,
2000
. — [16 с.] — [298 нумер.экз.] [
Факсимиле
]. —
-
Два типографических шедевра. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. и научн. ред. А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 112 с. : ил. + 16 с. + 32 с. [2 факсимильных издания 1919/1920 гг.]. — (AVANT-GARDE; вып. 5).
ISBN 978-5-94380-172-3
-
публикации в прессе
Примечания
-
Алексеев И.
от 3 апреля 2015 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 декабря 2011.
23 сентября 2016 года.
-
Калмыкова В.
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
-
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. —
ISBN 5-8334-0019-8
. . — С. 421.
Литература
-
Терентьева Т.
Мой отец Игорь Терентьев // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. — Bern: Peter Lang, 1991.
-
Терентьева Т.
И. Долгая, быстрая жизнь. —
М.
: Фолиум, 2007.
-
Следственное дело Игоря Терентьева (1931) / Публикация С. В. Кудрявцева; вступительная статья и примечания Н. А. Богомолова и С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах. —
М.
;
СПб.
: Atheneum; Феникс, 1995.
-
Терентьевский сборник / Под ред.
С. Кудрявцева
. Вып. 1, 2. —
М.
:
Гилея
, 1996, 1998.
-
Никольская Т.
Игорь Терентьев // Забытый авангард. [Книга 1.] — Wien, [1989]. — С. 95—96.
-
Никольская Т.
«Фантастический город»: Русская культурная жизнь в
Тбилиси
: 1917—1921. —
М.
: Пятая страна, 2000. — 192 с. —
ISBN 5-901250-07-9
.
-
Никольская Т.
Авангард и окрестности. —
СПб.
: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — 320 с. —
ISBN 5-89059-010-3
—
А. Крусанова
.
-
Паустовский К. Г.
[bookz.ru/authors/paustovskii-konstantin/brosok-n_504/page-10-brosok-n_504.html Бросок на юг] [: воспоминания] //
Паустовский К. Г.
Собр. соч. в 8 т. —
М.
:
Художественная литература
, 1968. Т. 5. — С. 382.
-
Бренер А., Кудрявцев С.
Гнига зауми и за-зауми. —
М.
: Гилея, 2017. — С. 73—91.
Ссылки
-
/ сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. —
СПб.
: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014.
-
-
-
-
-
//
Петербургский театральный журнал
. — 1996. — № 12.