На острове
Окинава
среди фольклорных жанров главенствовал
длиной от 51 до 75 слогов. В XVI веке от оморо отпали 20—40 слогов, и он трансформировался в рюку («песни Рюкю»)
. Это может быть знаком влияния Ямато, где произошла аналогичная трансформация
. В XVIII веке Якаби Тёки (
яп.
屋嘉比朝寄
Якаби Тё:ки
, 1716—1775)
изобрёл нотную систему для сансина
, которой рюки тоже стали записывать
. Рюка сопровождает придворный танец «Кадзядифу» (
яп.
かじゃでぃふう)
.
Вариант на 8-8-8-6 слогов назывался
«цуранэ»
(
яп.
長歌 , длинная песня) , или «кудоки» (
яп.
口説 , речитатив)
, а варианты на 7-7, 7-5, 5-5 и 8-6 слогов именовались совокупно словом «накафу» (
яп.
仲風
накафу:
)
. Цуранэ со временем стал основным размером.
Окинавовед
в своей книге «Тысяча лет истории Окинавы» (
яп.
沖縄一千年史) называл Ёсию Тиру и Онну Набэ двумя столпами поэзии рюка
.
— поэтесса XVII века, проданная в
публичный дом
в восьмилетнем возрасте и описывавшая в своих произведениях быт жительниц
юкаку
, в 18 лет уморила себя голодом
.
— поэтесса XVIII века из крестьянской семьи, взявшая название
родного села
в качестве псевдонима
. Другие поэты, отмеченные за работу в этом жанре —
,
,
,
и
.
Рюка продолжает существовать не только на само́й Окинаве, но и в окинавской диаспоре на
Гавайях
и в
Перу
.
Сборники рюка
Записывать и составлять сборники рюка стали довольно поздно; кроме того, многие сборники не датированы
. Самое старое собрание рюка — 600-страничное Рюка-хякко (
яп.
琉歌百控
рю:ка хякко:
) , составленное в XVIII веке неизвестным автором
. Все приведённые в нём стихи — это песни для исполнения под аккомпанемент сансина
.