Interested Article - Накамура, Нобору

Нобору Накамура ( яп. 中村登 накамура нобору ), англ. Noboru Nakamura . ( 4 августа 1913 , Токио , Япония 20 мая 1981 , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Специализировался на постановках в жанре гэндай-гэки (современные драмы) в кинокомпании « Сётику ». Был постановщиком тщательно продуманных, хорошо срежиссированных, хорошо смонтированных, несколько академических фильмов, рассказывающих чаще всего о японских женщинах, где в основе сюжета лежал литературный первоисточник.

По мнению япониста Александра Джейкоби, мастерство Накамуры в качестве режиссёра фильмов о женщинах и его способность создавать атмосферу напоминают Сиро Тоёду и Кодзабуро Ёсимуру , у последнего из которых Накамура учился режиссуре, будучи его ассистентом на фильмах « Тёплое течение » ( 1939 ) и « Рассказ о командире танка Нисидзуми » ( 1940 ). И хотя творчеству Накамуры недостаёт формальной точности, возвысившей лучшие работы этих режиссёров, он поддержал классическую традицию японского кинематографа с чувством и изяществом .

Биография

Ранние годы

Родившийся в Токио Нобору Накамура вырос в районе ханамати ( Асакуса ) . В 1933 году окончил Высшую школу в Токио . Изучал английскую литературу на филологическом факультете в Токийском университете . Ещё будучи студентом, Накамура решил посвятить себя кинематографу и по окончании университета в 1936 году трудоустроился на студию «Офуна» кинокомпании « Сётику » . Поначалу, как и все новички, мечтающие о режиссёрском кресле, был только лишь помощником режиссёра. Ассистировал таким мэтрам студии, как Ясудзиро Симадзу (на фильме « ») и Кодзабуро Ёсимура .(на его проектах «Тёплое течение» и « Рассказ о командире танка Нисидзуми ») . Для своих учителей (Симадзу и Ёсимуре) писал сценарии под псевдонимом Такаси Кадзами . Дебютировал самостоятельной постановкой в 1941 году , поставив документальную короткометражку «Жизнь и ритм» . Следующая работа, сделанная в том же году — его первая полнометражная игровая картина «Идеальный брак» .

Карьера в кино

Поставленные режиссёром фильмы 1940-х были маловпечатляющими, чувствовалась незрелая рука новичка . Во второй половине десятилетия снимал главным образом фильмы романтической тональности .

Режиссёрский стиль Накамуры сформировался и проявился в 1950-е годы . Первый успех принесла драма с комедийными нотками « Наша весёлая семья » ( 1951 ). В этой киноленте, снятой в жанре гэндай-гэки (фильмы современной тематики), на котором специализировалась кинокомпания «Сётику» режиссёр собрал блестящий актёрский ансамбль. Здесь снялись звёзды первой величины тех лет: Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ , Кэйдзи Сада и юная дебютантка Кэйко Киси . Кинокартина « » ( 1952 ) о чистой и трогательной любви мужчины к своей жене и детям попала в конкурсный показ Каннского кинофестиваля . С фильма « Приключения Нацуко » ( 1953 ), адаптированной в цвете повести Юкио Мисимы (это была вторая цветная постановка компании «Сётику» ), режиссёр начал концентрироваться на экранизациях литературных произведений японских авторов . На этой картине он продемонстрировал великолепно оформленный самобытный режиссёрский стиль, который укрепил его в статусе одного из ведущих кинематографистов компании «Сётику» . После 1955 года Накамура акцентирует своё внимание и на фильмах женской тематики , одного из основных направлений его последующего творчества (« Повесть о храме Сюдзэндзи », 1955, по роману Кидо Окамото; «Белая рыба-демон», 1956 , по Сэйити Фунабаси; «До и после дождей», 1956 , по Кафу Нагаи ; «Тройное предательство», 1958 , по Фумио Нива ; «Этот проходящий мир полон демонов: Времена бедности семьи», 1958, по Харуо Умэдзаки). Среди самых успешных его работ 1950-х критики особо выделяют киноленту «Путешествие для сбора денег» (Shūkin ryokō, 1957 ) — экранизация одноимённой повести Масудзи Ибусэ , впервые изданной в 1937 году .

Наиболее полемичным в творчестве Накамуры стал ряд женских мелодрам, сделанных в 1960-е годы . В них режиссёр философски изобразил положение женщин в японском обществе, касаясь и более широких политических вопросов . « Старая столица » ( 1963 ) — экранизация одноимённой повести Ясунари Кавабаты , в которой рассказывалось о девушке из Киото, узнавшей, что у неё есть сестра-близнец в сельской глубинке. Актриса Сима Ивасита умело справилась с двойной ролью, а Накамура эффективно уловил атмосферу города и акцентировал внимание на характере психологических действий, хотя и неявно осуждая агрессивный эффект японской классовой системы в личных взаимоотношениях. Эта кинолента получила Главный приз Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля и номинировалась на премию «Оскар» в категории « Лучший фильм на иностранном языке ». Фильм « Кинокава » (в ином переводе — «Река Кино», 1966 ) — красиво снятая адаптация романа Савако Ариёси, в которой прослеживалась история трёх поколений в жизни одной семьи из префектуры Вакаяма как микрокосм экономической, социальной и политической трансформации Японии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны . « » ( 1967 , по роману Харуо Сато) был интригующим рассказом о женщине-художнице погружающейся в депрессию, приведшей её к шизофрении (хотя в фильме двусмысленная сексуальная подоплека, и неясно, вызвано ли её безумие неудавшейся творческой карьерой или её неспособностью рожать детей). Это вторая кинолента Накамуры, попавшая в номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Ещё одной сагой, разворачивающейся на протяжении десятилетий, была «Песня от самого сердца» ( 1969 ) о непростых отношениях между известным поэтом-националистом Хидэо Ёсино и его детьми.

Наиболее заметными работами Накамуры в его позднем периоде творчества были «Перевал Сиокари» ( 1973 , по роману Аяко Миуры), о человеке, который ненавидит христианство, потому что его мать была изгнана из своей семьи после обращения в религию, и «Три старухи» ( 1974 ), о жене, сестре и любовнице покойного финансиста, каждая из которых претендует на право поселиться в его имении. Этот последний фильм, снятый как скромный рассказ о положении престарелых в Японии, дал шанс выступить в главных ролях трём выдающимся японским актрисам-ветеранам , Кинуё Танака и Митиё Когурэ . В СССР 1970-х была очень популярна японская актриса Комаки Курихара , поэтому нет ничего удивительного, что в наш прокат того периода была закуплена его картина « Любовь и смерть » ( 1971 ), с участием этой актрисы, не лучшая в его творчестве довольно слезливая мелодрама. В последнем фильме режиссёра « » (1979) рассказана история жизни и борьбы за свою веру монаха Нитирэна , основателя школы японского буддизма Нитирэн-сю , почитающей Сутру Лотоса .

В 1981 году во время подготовки совместного японско-китайского проекта « » Нобору Накамура умер на шестьдесят восьмом году жизни от рака. Фильм «Мастера го» был снят режиссёром Дзюнъей Сато .

Награды

Премии и номинации

V Каннский кинофестиваль 1952 года
  • Номинация на Главный приз фестиваля — фильм «Волны» .
16-й Венецианский кинофестиваль 1955 года
  • Номинация на «Золотого льва» (главный приз фестиваля) — фильм «Повесть о храме Сюдзэндзи» .

Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль (1963)

  • Премия за лучший фильм — «Старая столица»
36-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1964)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Старая столица» .
17-й Берлинский международный кинофестиваль 1967 года
  • Номинация на «Золотого медведя» (главный приз фестиваля) — фильм «Потерянная весна» («Три лика любви») .
40-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1968)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Тиэко - избранное» .

Фильмография

Фильмография режиссёрских работ Нобору Накамуры
Год Название по-русски Оригинальное название Название на ромадзи Английское название в международном прокате Исполнители главных ролей
1940-е годы
1941 « » (документальный, к/м) Seikatsu to rizumu Life and Rhythm
« » 結婚の理想 Kekkon no riso Ideal of Marriage , , Тацуо Сайто
1942 « » 新たなる幸福 Aratanaru kôfuku Another Joy Митиё Когурэ , Митико Кувано , Тацуо Сайто
« » 人間同志 Ningen dōshi Human Comrades Тацуо Сайто , Митико Кувано , Син Сабури
« » 男の意気 Otoko no iki A Man’s Disposition Кэн Уэхара , Митиё Когурэ , Такэси Сакамото
1943 « » 湖畔の別れ Kohan no wakare Lakeside Parting , , Такэси Сакамото
1946 « » ニコニコ大会 歌の花籠 第二篇 Nikoniko taikai. uta no hanako: dai ni-hen Smiling Competition. Part II: Song flower basket , , Миэко Такаминэ
« Любовь к людям » 愛の先駆者 Ai no senkusha Pioneer of Love Эйтаро Одзава , Эйдзиро Тоно , Тисю Рю
« » (сорежиссёр Тадао Икэда) お光の縁談 Omitsu no endan Omitsu’s Proposal Сюдзи Сано , Мицуко Мито , Такэси Сакамото
1947 « » 処女は真珠の如く Shojo wa shinju no gotoku A Virgin Is Like a Pearl Митико Икуно, , Сюдзи Сано
« » 娘の逆襲 Musume no gyakushū A Girl Strikes Back , ,
1948 « » 旅装 Ryosō Traveling Suit Сюдзи Сано , , Кэйдзи Сада
« » 火の薔薇 Hi no bara Fiery Rose / Scarlet Rose Юрико Хамада, Кэйдзи Сада ,
1949 « » 君待てども Kimi matedomo Although I Wait for You , , Кэйдзи Сада
« » 愁海棠 Shūkaidō The Begonia , , Миэко Такаминэ
« » 恋愛三羽烏 Ren’ai sanbagarasu Three Crows in Love , Кодзи Цурута ,
1950-е годы
1950 « » 栄光への道 Eikō e no michi Road to Glory Кодзи Цурута , , Тисю Рю
« » (фильм в двух частях) 春の潮 前篇 / 春の潮 後篇 Haru no ushio (Zenpen: Kōhen) Soring' Tide (Parts 1 and 2) Миэко Такаминэ , Кодзи Цурута , Тисю Рю
« » エデンの海 Eden no umi Eden by the Sea Кодзи Цурута , , Дэн Обината
« » 奥様に御用心 Okusama ni o yōjin Beware of your wife Кинуё Танака , Тикагэ Авасима , Масаюки Мори
1951 « Наша весёлая семья » 我が家は楽し Waga ya wa tanoshi Home Sweet Home / Our House Is Happy Тисю Рю , Исудзу Ямада , Хидэко Такаминэ
« » 恋文裁判 Koibumi saiban The Love-Letter Trial , , Эйдзи Окада
1952 « » 夢と知りせば Yume to shiriseba If I Knew It Was a Dream Митиё Когурэ , Сюдзи Сано , Син Сабури
« » Nami ' Син Сабури , Тикагэ Авасима , Тисю Рю
1953 « » 春の鼓笛 Haru no koteki Spring Flute and Drum Миэко Такаминэ , , Кэйдзи Сада
« Приключения Нацуко » 夏子の冒険 Natsuko no bōken Natsuko’s Adventure , Тиэко Хигасияма ,
« » 夢見る人々 Yume miru hitobito Dreaming People , Миэко Такаминэ ,
« » 岸壁 Ganpeki The Cliff Кодзи Цурута , Тикагэ Авасима , Со Ямамура
« » 旅路 Tabiji The Journey Кэйко Киси , Кэйдзи Сада , Тисю Рю
1954 « » (фильм в двух частях) 家族会議 Kamku kaigi Family Meeting , Кэйко Киси , Кэйдзи Сада
« » 陽は沈まず Hi wa shizumazu The Sun Never Sets Кэйдзи Сада , , Кэйко Киси
« » 江戸の夕映 Edo no yūbae Edo Sunset Тикагэ Авасима , ,
1955 « » 女の一生 Onna no isshō A Woman’s Life Тикагэ Авасима , Кэн Уэхара ,
« Повесть о храме Сюдзэндзи » («Маска и судьба») 修禅寺物語 Shuzenji monogatari A Tale of Shuzenji / The Mask and Destiny , Тикагэ Авасима , Кэйко Киси
« » あこがれ Akogare Yearning , ,
« » 君美しく Kimi utsukushiku You Are Beautiful Тикагэ Авасима , , Кэйко Киси
1956 « » 白い魔魚 Shiroi magyo The White Devil-Fish Инэко Арима , Миэко Такаминэ , Кэн Уэхара
« » (фильм в двух частях) 朱と緑 Shu to midori Red and Green Со Ямамура , Кэйко Киси ,
« » つゆのあとさき Tsuyu no atosaki Before and After the Rains , , Инэко Арима
1957 « Ливень » (фильм в двух частях) 土砂降り Doshaburi Cloudburst Кэйдзи Сада , Марико Окада ,
« » 集金旅行 Shūkin ryokō Bill-Collecting Trip / Payoff with Love Кэйдзи Сада , Марико Окада , Юноскэ Ито
1958 « » 日日の背信 Hibi no haishin A Triple Betrayal Кэйдзи Сада , , Марико Окада
« » 渡る世間は鬼ばかり ボロ家の春秋 Wataru sekai wa oni bakari: Boroya no shunjū This Passing World Is Full of Demons: Seasons of a Poor Family Кэйдзи Сада , Инэко Арима ,
« » 噛みつかれた顔役 Kamitsukareta kaoyaku The Bitten Boss , Кэйдзи Сада ,
1959 « » 春を待つ人々 Haru o matsu hitobito People Awaiting Spring Син Сабури , Кэйдзи Сада , Инэко Арима
« » いたづら Itazura Mischief , Инэко Арима ,
« » («Опасная поездка») 危険旅行 Kiken ryokō Vagabond Lovers / Dangerous Trip , Инэко Арима , Юноскэ Ито
« » 明日への盛装 Asu e no seisō Dressed for Tomorrow , ,
1960-е годы
1960 « » 恋人 Koibito My Love , Марико Окада ,
« » («О мужчинах и женщинах») いろはにほへと Irohanihoheto Of Men and Money / Of Men and Women Кэйдзи Сада , Юноскэ Ито ,
« » 波の搭 Nami no tô Tower of Waves Инэко Арима , ,
1961 « » 斑女 Madara onna Capricious Women Со Ямамура , Марико Окада , Тиэко Байсё
« » 女の橋 Onna no hashi A Woman’s Bridge , ,
« » 河口 Kakō The Estuary Марико Окада , Со Ямамура ,
1962 « » 千客万来 Senkyaku banrai A Roaring Trade Кэйдзи Сада , Марико Окада , Сима Ивасита
« » 愛染かつら Aizen katsura Tree of Promises / Yearning Laurel Марико Окада , , Кэйдзи Сада
« » 求人旅行 Kyūjin ryoko Recruiting Trip , ,
« » 続・愛染かつら Zoku aizen katsura Yearning Laurel 2 Марико Окада , , Кэйдзи Сада
1963 « Старая столица » («Двойняшки Киото») 古都 Koto Twin Sisters of Kyoto Сима Ивасита , , Эйдзиро Тоно
« » つむじ風 Tsumujikaze Whirlwind Киёси Ацуми , ,
« » 結婚式 結婚式 Kekkonshiki Kekkonshiki Marriage Ceremony Марико Окада , Сима Ивасита , Кэйдзи Сада
« » 鏡の中の裸像 Kagami no naka no razō Naked Image in the Mirror , Тиэко Байсё , Рё Икэбэ
1964 « » 二十一歳の父 Nijūissai no chichi A 21-Year-Old Father Тиэко Байсё , ,
« Крупица ночи » 夜の片鱗 Yoru no henrin A Glimpse of Night , , Бунта Сугавара
1965 « » ぜったい多数 Zettai tasū Absolute Majority , , Тиэко Байсё
1966 « » 暖春 Danshun Springtime Сима Ивасита , Нобуко Отова , Тиэко Байсё
« » («Река Кино», фильм в двух частях ) 紀ノ川 Kinokawa The River Kino Сима Ивасита , Ёко Цукаса , Тэцуро Тамба
1967 « » («Три лика любви») 惜春 Sekishun Three Faces of Love , ,
« » («Портрет Тиэко») 智恵子抄 Chieko shō Portrait of Chieko Сима Ивасита , Тэцуро Тамба , Эйдзи Окада
1968 « » 爽春 Sôshun Refreshing Spring Сима Ивасита , ,
« » わが闘争 Waga tōsō Our Struggle , ,
1969 « » 日も月も Hi mo tsuki mo Through Days and Months Сима Ивасита , , Масаюки Мори
« » 結婚します Kekkon shimasu I’ll Get Married , , Тиэко Байсё
« » わが恋わが歌 Waga koi waga uta The Song from My Heart Сима Ивасита , , Кэн Огата
1970-е годы
1970 « » 風の慕情 Kaze no bojō Journey of Love Саюри Ёсинага , ,
1971 « » 甦える大地 Yomigaeru daichi The Earth is born again Юдзиро Исихара , Ёко Цукаса , Рэнтаро Микуни
« Любовь и смерть » 愛と死 Ai to shi Love and Death Комаки Курихара , , Тиэко Хигасияма
1972 « » 辻が花 Tsuji ga hana Tsujigahana Kimono Сима Ивасита , Кэйко Мацудзака , Эйдзи Окада
1973 « » 塩狩峠 Shiokari tōge Shiokari Pass / Love Stopped the Runaway Train Сэйя Накано, Ёситаро Асавака,
1974 « » 三婆 Sanbaba Three Old Women , Кинуё Танака , Митиё Когурэ
1976 « » 遺書 白い少女 Isho: Shiroi shōjo Suicide Note: White Girl Дзюнко Сакурада , ,
1979 « » 日蓮 Nichiren The Priest Nichiren Кинносукэ Накамура , Кэйко Мацудзака , Тэцуро Тамба

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с 28 июля 1958 года, р/у Госкино СССР № 1099/58 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1958 года.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с 21 мая 1973 года, р/у Госкино СССР № 2339/72 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы» № 5/1973, стр. 24.

Примечания

  1. Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. Page 1982. (англ.)
  2. ↑ от 5 октября 2017 на Wayback Machine на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
  3. на сайте « Энциклопедии Байду » (кит.)
  4. ↑ от 30 декабря 2018 на Wayback Machine at the JMDb.com (Japanese Movie Database) (яп.)
  5. ↑ от 26 июня 2015 на Wayback Machine на сайте Токийского кинофестиваля (англ.)
  6. на сайте IMDb (англ.)
  7. от 1 января 2012 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  8. от 3 августа 2010 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  9. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDb.com (англ.)
  10. ↑ от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Ссылки

Литература

  • Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330 -53-252295

Same as Накамура, Нобору