Богуславская, Ксения Леонидовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ксе́ния Бори́совна Годуно́ва (в постриге — инокиня Ольга ; 1582 , Москва — 30 августа 1622 , Владимир ) — русская царевна, дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской , внучка Малюты Скуратова и сестра царя Фёдора II .
Несостоявшаяся невеста ряда западноевропейских женихов, насильно пострижена в монашество по указанию Лжедмитрия I , оставившего её в живых при убийстве прочих Годуновых и, вероятней всего, ненадолго сделавшего её своей наложницей. Свидетельница событий Смутного времени и участница шестнадцатимесячной обороны Троице-Сергиевой лавры , персонаж ряда художественных произведений.
Родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении (память 24 января ). В 1589 году её отец в своём письме к иерусалимскому патриарху Софронию IV пишет о своей дочери, приписывая ей приветствие и подарок к патриарху: « и дочь моя Аксинья тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку ») .
Вместе с братом Фёдором девушка получила хорошее по тому времени образование (обучена « писанию книжному » и музыке), для чего Борисом были приглашены иностранные учителя, отличалась красотой и умом. Судя по рассказам современников, была среднего роста, лицом бела и румяна, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами; царевну называли « красивейшей » .
Писатель XVII века князь Иван Катырев-Ростовский оставил следующее описание облика красавицы-царевны:
«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлёна губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» .
При составлении словесного портрета царевны им были использованы литературные обороты переводной «Троянской истории» Гвидо де Колумна :294 .
Известно об изготовлении портрета Ксении во время её сватовства к датскому принцу Иоанну. В августе 1601 года послы Бориса отплыли в Копенгаген и, по сообщению Исаака Массы , с ними было « изображение молодой княжны, весьма искусно сделанное ювелиром Яковом Ганом » . Скорее всего этот портрет не был литым изображением, как другие работы данного ювелира, а являлся гравированным портретом :296 .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иван Годунов |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Фёдор Кривой |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Агриппина |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Борис Годунов |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Стефанида Ивановна |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Ксения Годунова
Фёдор Годунов |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лукьян Скурат (Бельский) |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Малюта Скуратов |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Скуратова-Бельская, Мария Григорьевна |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ксении было 16 лет, когда её отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе , где её имя возгласили за многолетием царю Борису :92 , и вступила в царские палаты. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя . Историк С. Ф. Платонов сообщает, что « Власти при Борисе предписывали петь многолетие в церквах не только самому, но и его жене и детям » и эти меры по укреплению царского имени и сана вызывали осуждение современников . Ксения, как и вся семья Бориса, сопровождала отца в различных паломничествах , о которых сохранились летописные записи, содержащие всегда указание, что царь ходил « молитися и с царицею и з детми » :93 .
Царь Борис пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми. Несостоявшиеся женихи Ксении:
Царевна Ксения
|
Воистину во всех делах чредима.
|
Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (описание пышной поездки сохранилось в воспоминаниях иностранцев) . В лавре «Борис с супругою и с детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия, да благословит Небо союз Ксении с Иоанном» . Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты: «привезен был из другой земли жених, сын одного дружественного ему короля, но брак не состоялся: Бог не соблаговолил исполниться намерению людей» . Борис сам сообщил Ксении о смерти жениха. По сообщению Николая Карамзина , после слов отца «любезная дочь! твое счастие и мое утешение погибло!» Ксения потеряла сознание . Это событие нашло отражение в трагедии Александра Пушкина « Борис Годунов »:
Ксения Годунова: Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте – а темной могилке на чужой сторонке.
Начались хлопоты по новому сватовству. Борис думал о следующих кандидатурах, начав переговоры.
В это время на горизонте внешней политики возник Лжедмитрий I . В тяжёлое для себя время царь Борис, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову . 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара .
После смерти царя Бориса Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле . 10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты , а царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского ( «а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися» ). Историк К. Валишевский пишет, что Ксения во время расправы над семьёй Годуновых была отравлена (либо сама приняла яд ) и только вовремя данное противоядие спасло ей жизнь .
Временник дьяка Ивана Тимофеева так описывает эти события:
А бдительно охраняемую девицу, он, после своего вступления в город, как рабу, без всякого царского чина, с ласковым принуждением вывел из царского дворца и в частном доме угождавшего ему и приближенного к нему нового вельможи, без её согласия, срезал, как недозрелый колос, — одел в монашеские одежды. И было бы удивительно, если не было ей чего-либо тайно-оскорбительного от отступника .
В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август :94 . После венчания самозванца на царство (30 июля) он приблизил её к себе . Как считается, Ксения была изнасилована Лжедмитрием, отличавшимся общеизвестным сластолюбием — по сообщению князя Ивана Катырева-Ростовского :
Царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша…
Князь Иван Катырёв-Ростовский посвятил этому событию немало горьких строк . Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега , описывая судьбу семьи Бориса Годунова, писал « Бог отомстил через этого человека на сыне Борисове, ибо и сына и мать приказал удавить, а что он сделал с дочерью… <зачёркнутый текст> …а о других вещах не годится и говорить » . Голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий « в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова » .
Затем самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. Возможной причиной этого было то, что он опасался, что католическое вероисповедание его невесты Марины Мнишек могло вызвать недовольство народа. Недовольство народа планировалось преодолеть силой, а при неудаче использовать царевну Ксению как невесту .
Позднее Юрий Мнишек в своём письме , испугавшись за положение своей дочери в сердце царя, упрекал будущего зятя за его отношения с царевной:
Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят.
В ноябре 1605 года , накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек , Ксения была пострижена в монашество : « через пять месяцев постригли в монахини, назвавши её Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь » (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь :94 ), где она провела в заточении 1605—1606 годы . Как доселе утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия .
Её положение изменилось с воцарением Василия Шуйского . Сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь . Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру , инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Иностранцы сообщают о плаче инокини-сироты по своим близким во время этой процессии . Затем она поселилась в находящемся неподалёку Подсосенском монастыре ( ктитором монастыря был её отец Борис ), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна , дочь старицкого князя Владимира Андреевича , вдова Магнуса , до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия :95 .
В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу , поселившись там надолго во время знаменитой обороны , когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского , стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского . От этого времени (29 марта 1609 г.) сохранилось письмо царевны к своей тетке, княжне Домне Богдановне Ноготковой (урождённой Сабуровой) . Царевна пишет « …я у Живоначальные Троицы, в осаде » и сообщает подробности своей жизни в осаждённом монастыре :
В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят — и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью.
В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некоего человека, которого не на что было хоронить .
В 1610 году , после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре , который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого : «они черниц — королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели — ограбили донага» . « Новый летописец », описывая разграбление Новодевичьего монастыря, сообщает « …старицы же послаша в монастырь в Володимер » . С воцарением Михаила Фёдоровича её участь не улучшилась — она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре . По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь . Свидетельством её пребывания там является сапфировый перстень, выкупленный в 1830-е годы для Оружейной палаты из собрания монастыря, где тогда имелись документы об инокине Ольге и ее владении этим кольцом .
Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет: по одним указаниям, во владимирском Княгинином монастыре , по другим — в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов :96 . Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь . Вкладная запись о нём заканчивается словами « И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками » . Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие :96 . В последующие годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги :96 .
В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым , но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились :302 и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами .
В музее Троице-Сергиевой лавры хранятся два примера древнерусского шитья , считающиеся рукодельем царевны — вкладом, сделанным ею в период сватовства: :303-306
Эти произведения относятся к традиции годуновской «светлицы», бывшей одной из лучших мастерских художественного шитья конца XVI — начала XVII веков :309 . Однако в них отсутствуют мягкость трактовок образов и живописность изображения.
Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити!
Известно 2 варианта народной песни Смутного времени — «Плача царевны», в которых повторяются размер и основные строки (см.). Записаны эти тексты уже после Смутного времени, в 1618—1620 годах для священника английского посольства Ричарда Джемса (в Вологде или Архангельске). Этот англичанин зимовал в Холмогорах , так как опоздал на последний корабль, отправлявшийся на его родину. Песни найдены в записной книжке Джемса и впервые изданы в 1907 г. в Санкт-Петербурге. Авторство реальной Ксении недоказуемо, и, скорей всего, она просто является лирическим героем .
В песнях царевна Ксения оплакивает отца и все свои семейные несчастья. Судя по тексту, песни написаны уже после смерти Лжедмитрия и содержат указание об «обиде», причинённой девушке самозванцем . При этом о надругательстве Лжедмитрия над Ксенией в песнях говорится только намёком — «хочет меня полонити». По мнению филолога Ф. И. Буслаева , это объясняется тем, что « народная фантазия с глубоким эстетическим тактом пощадила свою прекрасную героиню, сохранив её образ чистым, незапятнанным от прикосновения Расстриги » :299 . В песнях хотя и изображена печальная судьба царевны, но она показана молодой девушкой, мечтающей в том числе « на добрых молотцов посмотрити ».
В киноленте « 1612 » один из этих текстов использован для создания саундтрека: песня-плач положена на музыку композитором Алексеем Рыбниковым , исполнитель — группа Zventa Sventana .
«В невестах уж печальная вдовица».
«Все плачет о мертвом женихе».
«Милый мой жених, прекрасный королевич,
говорит она, целуя его портрет.
— Не мне ты достался, не своей невесте,
а темной могиле на чужой сторонке;
никогда не утешусь, вечно по тебе плакать буду».
— «Забудешь Ивана королевича» — утешает её мамка.
— «Нет, мамушка, я и мертвому буду ему верна».
— «Братец, братец! кажется к нам бояре идут!» —
говорит она в последней сцене.
«Ах братец, сердце замирает».