Interested Article - Мечеть и мавзолей Исмаила Кодабенде

Мечеть и мавзолей Исмаила Кодабенде или Мавзолей Ильхана Олджейту ( англ. Mosque and tomb of Ismael Khodabendeh) — памятник сакральной архитектуры Ирана начала XIV века. Расположен в городе Сольтание провинции Зенджан . Мавзолей Олдшейту вместе с городом Солтание был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

История создания

Хан Олджейту стал сторонником шиизма и, чтобы завоевать расположение верующих, решил выстроить новую мечеть и мавзолей для шиитских святых . По плану хана сюда должны были перевезти останки шиитских святых, а мечеть планировалась как их новый мавзолей.

Новую мечеть поручили создать архитектору из города Тебриз Алишаку. выполнил новое здание в виде высокого восьмиугольного объёма с куполом . Верхушка купола возвышалась над землей на высоте 52 м .

Здание построили с кирпича в период с 1307 по 1309 год ; пристройки и отделка были закончены к 1313 году . Чтобы усилить декоративные свойства мечети, Ходжи Алишак даже минареты разместил на крыше верхнего яруса сооружения; всего минаретов — восемь. Сооружение имело три . Первый ярус имел лишь небольшие входы и узкие окна на обнажённых поверхностях стен, напоминающие стены крепости . Напротив, наиболее декорированным и архитектурно разработанным был третий ярус, украшенный открытыми галереями по три арки на каждой стороне восьмиугольного сооружения. В центре каждой плоскости одна широкая арка, боковые — поменьше. Открытая галерея огибает сооружение по периметру . Гранчатые стены служили пилонами-фундаментами для восьми стройных минаретов. Такое их расположение было достаточно декоративным, но опасным в сейсмически неспокойном крае. Минареты были сильно повреждены во время ряда землетрясений .

Подняться на открытую галерею позволяли ступеньки, скрытые в двух гранчатих пристройках к мечети, увеличивающих её фасад . Сооружение венчал величественный шлемовидный купол, украшенный синими изразцами .

Поскольку мавзолей Олджейту был одним из самых значительных сооружений своего времени, он стал источником вдохновения для многих других строений, как внутри, так и за пределами культуры Ильханидов . Отличительные черты комплекса были позже обнаружены на многих других памятниках, в частности сооружение минаретов над порталом. Эта тенденция началась в сельджукский период, а затем стала распространённой для архитектуры Ильханидов .

  • Восстановленные изразцы купола мечети, фото 2011 г.
    Восстановленные изразцы купола мечети, фото 2011 г.
  • Остатки бывшего декора на открытой галерее, фото 2011 г.
    Остатки бывшего декора на открытой галерее, фото 2011 г.

Обследование руины Паскалем Косте

Паскаль Косте. Мавзолей Ильхана Олджейту, фасад, план и реконструкция сооружения для реставрации, город Сольтание
Художник Эжен Фланден. Состояние сооружения на 1840 год
Частичный сечение мечети с куполом

Французский архитектор и исследователь архитектуры мусульманских стран Паскаль Косте обнародовал собственную книгу «Архитектура арабских государств» ( 1837 г.). До этого года он успел посетить арабский Египет и Каир , где создал ряд зарисовок местной архитектуры. Новое издание способствовало привлечению исследователя архитектуры в посольство, направленного в Персию . Двор шаха позволил Паскалю Косте путешествовать по стране, это разрешение француз-учёный использовал для посещения персидских провинций и обследований памятников старинной местной архитектуры. Персия в XIX веке находилась в длительном экономическом кризисе , и большинство старинных сооружений находилось в руинах . Посещение западноевропейского исследователя способствовали обследованию состояния нескольких важных памятников архитектуры Персии, до которых тогда никому не было дела. Исследователь принес с собой новые технологии изучения архитектурных памятников и собственный опыт обследований, приобретенный ещё в Египте.

Среди посещённых достопримечательностей была и мечеть хана Олджейту. Паскаль Косте обследовал разрушенное мечеть и зарисовал её фасад , создал поземный план и даже проект реконструкции и восстановления её фасадов, разрушенных минаретов и купола.

Реставрационно-восстановительные работы на памятнике архитектуры начала XIV века начались в Иране только на рубеже XX—XXI веков.

Галерея

  • Фасад мечети, фото 2011 г.
    Фасад мечети, фото 2011 г.
  • Разрушенный минарет до восстановления, фото 2011 г.
    Разрушенный минарет до восстановления, фото 2011 г.
  • Восстановленный декор купола, фото 2011 г.
    Восстановленный декор купола, фото 2011 г.
  • Образец каллиграфического надписи в интерьере, фото 2011 г.
    Образец каллиграфического надписи в интерьере, фото 2011 г.
  • Образец старинного декора мечети, фото 2011 г.
    Образец старинного декора мечети, фото 2011 г.
  • Интерьер мечети во время реставрационных работ, фото 2011 г.
    Интерьер мечети во время реставрационных работ, фото 2011 г.
  • Образец старинного декора в мечети, фото 2011 г.
    Образец старинного декора в мечети, фото 2011 г.

Примечания

  1. ↑ — 2017.
  2. ↑ Всеобщая история искусств, т 2, книга вторая, М. «Искусство», 1961, с. 82
  3. Всеобщая история искусств, т 2, книга вторая, М. «Искусство», 1961, с. 83
  4. D. Wilber, The Architecture of Islamic Iran: the Ilkhanid Period (Princeton, 1955), no. 27

Ссылки

  • (англ.)

Литература

  • Всеобщая история искусств, т 2, книга вторая, М. «Искусство», 1961.

Same as Мечеть и мавзолей Исмаила Кодабенде