Нацизм в политическом спектре
- 1 year ago
- 0
- 0
Ричерка́р ( итал. ricercar, recercar, recerchar, ricercata и др.; исп. recercada , фр. recherche ; от итал. ricercare — изыскивать; отсюда ricercar — «разыскание», «изыскание») — жанр многоголосной инструментальной (реже вокальной) музыки в западной Европе XVI—XVII веков.
Исторически слово ричеркар не имело одного значения, но употреблялось в нескольких различных смыслах. Согласно Г. Г. Эггебрехту , первоначально в термин вкладывалось понимание «разыскания» лада , то есть настройки на лад ( интонации в одном из её первичных значений). Позже значение термина изменилось, под ним стали понимать «разыскание» (разработку) мотивов, то есть попросту композицию имитационно- полифонического склада .
1. Наиболее типично употребление слова ричеркар по отношению к пьесе для клавира (чаще органа ) либо инструментального (реже вокального, с распевом без текста, типа вокализа или на основе сольмизации ) ансамбля, написанной в имитационно - полифонической технике. В основу такого ричеркара обычно положена медленная тема, лишённая яркой мелодико-ритмической выразительности, но одновременно (и отчасти благодаря отсутствию чёткого рельефа) способная к активной полифонической разработке. В. Апель рассматривает такой ричеркар как инструментальный пандан к (вокальному) мотету .
1a. Древнейший образец ансамблевой пьесы с обозначением «ричеркар» находится в сборнике разных композиторов «Новая музыка», опубликованном в 1540 году в Венеции; в нём заголовком «ричеркар» обозначены сочинения Адриана Вилларта . Ансамблевые ричеркары писали итальянские композиторы XVI — начала XVII веков (приблизительно до 1620 года), среди которых наиболее известны Аннибале Падовано , Клаудио Меруло , возможно, также Дж. П. Палестрина .
1b. Древнейшими образцами клавирного имитационного ричеркара считаются 4 пьесы в сборнике «Intavolatura cioè recercari, canzoni, himni, magnificati» (опубл. 1542 или 1543) итальянского композитора Джироламо Каваццони (ок. 1525 — после 1577) . По сравнению с ансамблевыми (вокальными и инструментальными) ричеркарами в клавирном (особенно органном) ричеркаре постепенно сформировалась специфика жанра, в основном, благодаря « импровизационному » (более свободному, чем в ансамбле) письму. Эта свобода раньше всего сказалась в орнаментировании стандартных каденций и в спорадических квази-импровизационных (обычно гаммообразных) пассажах. Последовательная эволюция клавирного ричеркара в сторону учёного имитационного стиля привела к формированию фуги , при этом ричеркар стал рассматриваться как её важнейший предшественник (иногда вплоть до полной синонимии).
Первый крупный представитель специфики органного ричеркара — Андреа Габриели . Среди других известных авторов клавирных ричеркаров итальянские композиторы Дж. Габриели , Кл. Меруло , А. Майоне , Дж. М. Трабачи , Дж. Фрескобальди , Б. Стораче , немецкие Г. Л. Хаслер , И. Я. Фробергер , И. Пахельбель , французский (ок. 1563—1633; в его сборнике органных пьес 1623 года ричеркары по-французски обозначены как recherches). Апофеозом барочной «карьеры» ричеркара единодушно признаётся 6-голосный ричеркар (в сущности, полномасштабная фуга ) из «Музыкального приношения» И. С. Баха .
2. Словом ричеркар в эпоху Ренессанса (главным образом, в Италии и Испании) также назывались пьесы неимитационного письма для лютни и органа, а также всякие пьесы (для ансамбля виол , голосов и др.) дидактической направленности (например, для развития навыка инструментальной импровизации на заданную гармоническую модель и/или basso ostinato ), наподобие позднейших учебных прелюдий , этюдов , вокального сольфеджирования. Древнейшие лютневые ричеркары находятся в сборниках «Intabulatura de lauto», опубликованных О. Петруччи в 1507—1508 годах. Древнейшие неимитационные органные ричеркары, опубликованные в сборнике Марко Антонио Каваццони (ок. 1490 — ок. 1560) «Recerchari, motetti, canzoni» (1523), выглядят как нотированные импровизации. Около 30 «дидактических» ричеркаров на различные стандартные темы и остинатные формулы (La Spagna, Романеска , пассамеццо , фолия и др.) в «Трактате о глосах» Диего Ортиса (1553) представляеют собой настоящую «энциклопедию» приёмов вариационного развития и орнаментальной обработки для виолы . Неимитационные ричеркары для лютни и органа на протяжении XVI века показывают тенденцию к более замысловатой, сложной фактуре, характерной для имитационного ричеркара (см. значение 1). Ричеркары-вокализы XVI—XVII веков (например, двухголосные «Cantiones sine textu» О. Лассо ) — упражнения в имитационной технике для вокалистов.
В рамках неоклассической стилевой тенденции в музыке XX века ричеркары сочиняли Дж. Фр. Малипьеро , Б. Мартину , И. Ф. Стравинский (в «Кантате на стихи неизвестных английских поэтов XV—XVI вв.», вторая и четвёртая части), А. Казелла , Ю. М. Буцко и др. Оригинальную оркестровку 6-голосного баховского ричеркара в 1935 году выполнил А. фон Веберн . Образцы додекафонных ричеркаров оставил Л. Даллапиккола (в опере « Узник », 3-я сцена).