Церковные тоны
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковные тоны (от нем. Kirchentöne), или церковные лады ( нем. Kirchentonarten, Modi ; англ. church modes , или просто англ. modes ; фр. modes ecclésiastiques ; лат. modi ecclesiastici) — система октавных монодических модальных ладов , лежащих в основе григорианского хорала . Обзор категорий и функций церковных тонов см. в статье Модальность .
Как теоретическая система, церковные тоны были впервые описаны в ряде музыкальных трактатов эпохи Каролингского Возрождения (IX в.) — «Alia musica» ( анонимном ), «Musica» Хукбальда Сент-Аманского , «Musica disciplina» Аврелиана из Реоме , «Учебник музыки» (Musica enchiriadis) и «Схолии к учебнику музыки» (Scolica enchiriadis) Псевдо-Хукбальда . Учение о церковных тонах приобрело в Средние века стабильный «канонический» характер (анонимный автор «Диалога о музыке», известный как Псевдо-Одо , Гвидо Аретинский , Иоанн Коттон , Иероним Моравский , Якоб Льежский и мн. др.). Теория музыки вплоть до XVII века (наиболее известны расширения модальной теории Глареана и Царлино ) описывала современную ей церковную полифонию (мессы, мотеты, фобурдоны, инструментальные обработки григорианики и др.) как фактурный вариант монодических церковных ладов, несмотря на новое качество звуковысотной системы самой музыки, в которой значение одних «старых» категорий (иниций, амбитус , мелодическая формула ) практически нивелировалось, а другие категории ( реперкусса , финалис ) были переосмыслены в соответствии с новым качеством системы.
В России до революции и в первые десятилетия после неё о музыке, подчиняющейся системе церковных ладов, говорили, что она написана «в ладах» (без функционального — «культового» — уточнения) .
Для обозначения церковного лада старинные учёные музыканты использовали термины, предложенные ещё Боэцием (VI в.) как синонимы: tonus, modus и tropus . Хукбальд предпочитает tonus , анонимный автор Scolica enchiriadis — modus . Гвидо Аретинский в раннем «Микрологе» использует tropus и modus , в позднем «Послании» предпочитает modus . Автор «Диалога о музыке» (так называемый Псевдо-Одо ) употребляет tonus и modus на равных. Вильгельм из Хирзау предпочитает tropus . Наконец, были и такие (как аноним Alia musica ), которые не проводили различия между всеми тремя терминами (т. е. на манер Боэция). В целом в средневековых трактатах tropus встречается значительно реже, чем modus и tonus — возможно, в связи с тем что с X в. термин троп приобрёл новое значение.
В обиходных певческих книгах католиков, в средневековых тонариях , в сочинениях ренессансной и барочной авторской (преимущественно церковной) музыки лады обозначались латинскими числительными, «порядковыми номерами». Соответственно, так на эти сочинения по сей день и принято ссылаться, например, « Магнификат восьмого тона», « тракт второго тона» и т. д.
В трактатах о музыке и в тонариях, помимо описанной цифровой системы обозначений, существовала альтернативная «цифровка» ладов. В ней отражено представление об автентическом и плагальном ладах как разновидностях ( наклонениях ) единого лада. Таким образом теоретики описывали не восемь ладов, а четыре лада, в каждом из которых регистрировали две разновидности. При этом названия четырёх «единых» ладов стилизовались на греческий манер: прот (protus, буквально «первый»; охватывает первый и второй тоны в «латинской» терминологии), девтер (deuterus, «второй»; охватывает третий и четвёртый), трит (tritus, «третий»; охватывает пятый и шестой) и тетрард (tetrardus, «четвёртый»; охватывает седьмой и восьмой «латинские»). См. нотный пример.
Наконец, по аналогии с греческой (преимущественно, в латинском пересказе Боэция) традицией, церковные лады описывались греческими этнонимами и прилагательными, производными от этих этнонимов. В этой терминологии первый тон назывался дорийским (dorius), второй (hypodorius), третий фригийским (phrygius), четвёртый (hypophrygius), пятый лидийским (lydius), шестой (hypolydius), седьмой миксолидийским (mixolydius), восьмой (hypomixolydius). В XVI веке к этому канону Глареан добавил эолийский и гипоэолийский (в его классификации — девятый и десятый), а также ионийский и гипоионийский (одиннадцатый и двенадцатый). «Этнические» термины для церковных ладов были явной данью античной традиции и (по крайней мере, в средневековых трактатах) для ладовой атрибуции григорианских распевов и их многоголосных обработок не применялись .
Церковный тон следует отличать от псалмового тона , то есть мелодической схемы распева псалма и библейской песни (наиболее употребительные молитвословные тексты в западно-христианской литургии). Псалмовый тон более древний, чем церковный тон, по этой причине в нём нет полного набора ладовых категорий и функций (звукоряд, финалис, реперкусса, мелодическая формула, реперкуссия и т.д.), типичных для развитой григорианской мелодики. Общим для церковного тона и псалмового тона является принадлежность к модальной монодико-ладовой системе.
Подобно другим модальным системам (например, в древнегреческой музыке) систему церковных тонов иногда — особенно в конце Средних веков (например, у Адама Фульдского , Рамоса де Парехи и у Тинкториса ) и в эпоху Возрождения — теоретики музыки представляли не только как композиционно-техническую, но и как этическую. Лады описывались специфическими эпитетами («сладостный», «чувственный», «щебечущий», «мрачный» и т.п.) и метафорами как музыкальные сущности, воплощающие те или иные аффекты . Однако этические характеристики церковных тонов не были стабильными, менялись от одного теоретического описания к другому. Примеры таких характеристик можно найти (помимо названных) у Гвидо Аретинского (начало XI века), Иоанна Коттона (около 1100), Генриха Глареана (1547), Германа Финка (1556), Галла Дресслера (1591), Зета Кальвизия (1592) и других . Одно из наиболее известных описаний аффектов отдельных церковных тонов — в «Трактате о природе и познании всех тонов многоголосной музыки» Пьетро Арона (1525) .
Об условности этоса монодических ладов свидетельствует общеизвестный факт: в IX веке в анонимном трактате «Alia musica» звукоряды древнегреческих ладов (выводившихся из видов октавы ) и церковных тонов были перепутаны. Ошибка была связана с неправильной интерпретацией безымянным автором видов октавы у Боэция (описывавшего в своём трактате «Основы музыки» греческую систему ладов). Таким образом, этические характеристики греческих и средневековых музыкантов, относящиеся к одному термину (например, фригийскому ладу ), принадлежат на самом деле к разным звукорядам и (соответственно) разным свойствам основанных на этих звукорядах ладов:
звукоряд | церковный лад (тон) |
греческий лад
(вид октавы) |
---|---|---|
g-a-h-c'-d'-e'-f'-g' | миксолидийский (тон VII) | гипофригийский |
f-g-a-h-c'-d'-e'-f' | лидийский (тон V) | гиполидийский |
e-f-g-a-h-c'-d'-e' | фригийский (тон III) | дорийский |
d-e-f-g-a-h-c'-d' | дорийский (тон I) | фригийский |
c-d-e-f-g-a-h-c' | гиполидийский (тон VI) | лидийский |
H-c-d-e-f-g-a-h | гипофригийский (тон IV) | миксолидийский |
A-H-c-d-e-f-g-a | гиподорийский (тон II) | гиподорийский |
d-e-f-g-a-h-c'-d' | гипомиксолидийский (тон VIII) | — |