Караян, Герберт фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́рберт фон Ка́раян ( нем. Herbert von Karajan ; 5 апреля 1908 , Зальцбург , Австро-Венгрия — 16 июля 1989 , Аниф , Австрия ) — австрийский дирижёр . Работал с Берлинским филармоническим оркестром на протяжении 35 лет. Оставил после себя одну из самых обширных дискографий .
Герберт фон Караян родился в Зальцбурге в семье потомка эмигрантов из греческой провинции Македония, при рождении был наречён Херибертом. Документально фамилия Караян впервые упоминается в 1743 году в греческом городе Козани. В 1792 году его прапрадед, Георгий Караян, являвшийся крупным торговцем в саксонском городе Хемнице, получил от курфюрста Фридриха Августа III рыцарский титул — , поэтому полное имя фон Караяна при рождении — Хериберт Риттер фон Караян ( нем. Heribert Ritter von Karajan) .
С 1916 года по 1926 год учился в консерватории Моцартеум в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования.
В 1929 году продирижировал оперой Рихарда Штрауса « Саломея » в Фестивальном театре Зальцбурга.
С 1929 по 1934 год был первым капельмейстером в городском театре города Ульма в Германии .
В 1933 году состоялся его дебют на Зальцбургском фестивале , где он продирижировал музыкой к « Вальпургиевой ночи » из оперы « Фауст » Шарля Гуно в постановке Макса Райнхардта . В следующем году там же, в Зальцбурге, впервые встал за пульт Венского филармонического оркестра .
В 1933 году вступил в НСДАП .
С 1934 года по 1941 год дирижировал оперными спектаклями и симфоническими концертами в оперном театре Ахена .
В 1935 году фон Караян стал самым молодым Генеральным музыкальным директором ( нем. Generalmusikdirektor) Германии, выступал в качестве приглашённого дирижёра в Брюсселе , Стокгольме , Амстердаме и других городах.
В 1937 году состоялось первое выступление фон Караяна с Берлинским филармоническим оркестром и в Берлинском государственном оперном театре в опере Бетховена « Фиделио ». Огромный успех в 1938 году получило его исполнение оперы Рихарда Вагнера « Тристан и Изольда », берлинская критика назвала его «Чудо-Караян» ( нем. Das Wunder Karajan). Он заключил контракт со звукозаписывающей компанией « Дойче Граммофон », первой записью стала увертюра к опере Моцарта « Волшебная флейта » с Берлинской государственной капеллой.
В 1946 году в Вене с Венским филармоническим оркестром состоялся первый послевоенный концерт Караяна. Затем советские власти наложили запрет на его выступления в качестве дирижёра вследствие его членства в НСДАП. Летом этого года он анонимно участвовал в работе Зальцбургского фестиваля. В следующем году ему было разрешено возобновить работу в качестве дирижёра.
В 1948 году Караян стал художественным руководителем Общества друзей музыки ( нем. Gesellschaft der Musikfreunde) в Вене. Дирижировал также в оперном театре « Ла Скала » в Милане. Однако самой значительной в этот период была его работа с недавно созданным оркестром « Филармония » в Лондоне. Благодаря ему этот оркестр вошёл в число лучших оркестров мира.
В 1951 и 1952 годах дирижировал спектаклями в Байройтском оперном театре .
В 1955 был назначен пожизненным музыкальным руководителем Берлинского филармонического оркестра как преемник Вильгельма Фуртвенглера . С 1957 по 1964 год являлся художественным директором Венской государственной оперы , был тесно связан с Венским филармоническим оркестром и Зальцбургским фестивалем, где он основал Пасхальный фестиваль . Осенью 1964 г. наряду с Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли — один из ведущих руководителей фестиваля, прошедшего в Москве к приезду всего состава труппы миланского театра «Ла Скала» — 400 человек. Дирижировал «Богему» - музыкальную тему к фильму Ф.Дзеффирелли по одноимённой опере Пуччини (1858-1924) и «Реквием» Джузеппе Верди (1813-1901).
Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
В 1933 году фон Караян вступил в Национал-социалистическую партию ; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии . Как и в случае с сопрано Элизабет Шварцкопф , членство Караяна в нацистской партии в период с 1933 по 1945 годы создало ему нелестную репутацию. Попытки Караяна отрицать свою партийную принадлежность были опровергнуты документально . По словам Нормана Лебрехта, «выросший в Зальцбурге во время и после Первой мировой войны, Караян отчаянно пытался сделать карьеру ещё до того, как Гитлер захватил власть в Германии.
С изгнанием еврейских и левых музыкантов 27-летний Караян стал музыкальным директором в Рейхе — „Чудо-Караяном“, как в 1938 году озаглавил свою статью Геббельс. Караян чрезвычайно удачно вписался в контекст новой Германии — белокурый , с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры[…]» Любимец Геринга и Геббельса , Караян открывал многие свои выступления « Песней Хорста Весселя ». Такие музыканты, как Исаак Стерн и Ицхак Перлман , отказывались играть в одних концертах с Караяном.
В ноябре 2023 года руководство решило убрать из фойе бюст Караяна, так как тот был теснее связан с нацистами, чем думалось ранее. Скульптура будет передана в местный музей «Центр Карла Великого».
Герберт фон Караян сыграл важную роль в закреплении формата цифровой аудиозаписи на компакт-диски (около 1980). Он способствовал признанию этой новой технологии воспроизведения звука своим авторитетом — в апреле 1980 года участвовал в первой пресс-конференции, посвящённой выпуску цифровых аудиозаписей на компакт-дисках, вместе с президентом компании « Sony » Акио Морита , а в 1987 году присутствовал при открытии первого в Европе завода по производству дисков, совместно с Норио Ога . Первые прототипы компакт-дисков были ограничены временем звучания 60 минут. Часто утверждается, что закреплённый стандарт времени звучания 74 минуты был достигнут для того, чтобы вместить Девятую симфонию Бетховена , а существовавший на тот момент архив записей Караяна и его явным образом выраженные пожелания сыграли значительную роль в принятии решения увеличить максимальное время звучания компакт-диска. Однако вполне возможно, что эта история является лишь своего рода легендой .
Американский критик даёт следующий критический отзыв о его творческой манере:
Кажется, Караян сделал выбор в пользу универсального, очень утончённого, лакированного, выверенно-чувственного звука, который можно применить с незначительными стилистическими отклонениями, которые он полагал необходимыми, к Баху и Пуччини, Моцарту и Малеру, Бетховену и Вагнеру, Шуману и Стравинскому… многие из его исполнений были «запрограммированными» и искусственными, такие никогда не встретишь у Тосканини , Фуртвенглера и других великих… большая часть записей Караяна преувеличенно «отполирована», являя собой некий звуковой аналог фильмов и фотографий Лени Рифеншталь .
Норман Лебрехт выразился ещё категоричнее :
Караян имел склонность к усреднению музыки — он подминал её под свою «политику красоты», подавляя её художественное разнообразие. Слушать Караяна слишком долго — всё равно что провести месяц в «Макдоналдсе». Тошнотворное и притупляющее всякие чувства времяпрепровождение. […] Герберт фон Караян — и с моральной, и с творческой точки зрения — был пустым местом.
Караяна критиковали за то, что из всей музыки XX века он исполнял и записывал за редким исключением лишь те произведения, которые были написаны до 1945 года ( Густава Малера , Арнольда Шёнберга , Альбана Берга , Веберна , Бартока , Яна Сибелиуса , Рихарда Штрауса , Джакомо Пуччини , , Артура Онеггера , Сергея Прокофьева , Клода Дебюсси , Пауля Хиндемита , Карла Нильсена и Игоря Стравинского ), хотя он записал Симфонию № 10 Дмитрия Шостаковича ( 1953 ) дважды, а также исполнил премьеру «Комедии на конец времен» («De Temporum Fine Comoedia») Карла Орфа в 1973 .
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис ( Великобритания ), Густаво Дудамель ( Венесуэла ), Марис Янсонс ( Россия ), Герберт фон Караян занял четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён . Введён в Зал славы журнала Gramophone .
Некоторые критики, в особенности британский критик Норман Лебрехт , вменяют Караяну в вину то, что он раскрутил разрушительную инфляционную спираль, требуя огромных гонораров за исполнение. Во время пребывания в должности в качестве директора исполнительских организаций, финансируемых за счёт общественных средств, таких как Венский филармонический оркестр , Берлинский филармонический оркестр и Зальцбургский фестиваль , он начал платить приглашённым звездам заоблачные гонорары, а также комментировать размер своего собственного вознаграждения.
С тех пор, как он получил в своё распоряжение оркестры, он заставлял их записывать диски, а также вплоть до своей смерти повторно записывал свои любимые произведения при возникновении новых технологий (цифровые LP, CD, видеоплёнки, лазерные диски). В дополнение к созданию трудностей для других дирижёров при записях с его оркестрами, Караян также непомерно увеличивал выплаты себе гонораров .
Во время записи бетховенского Тройного концерта с Давидом Ойстрахом , Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем , Рихтер попросил Караяна сделать ещё один дубль, на что Караян ответил: «Нет, нет, у нас нет времени, нам ещё нужно сфотографироваться». Это не помешало Ойстраху сказать о Караяне, когда последнему исполнилось 65, что он является «величайшим из ныне живущих дирижёров, мастером в любом стиле».
Наконец, необходимо отметить эксцентричность Караяна. Когда он дирижировал Вагнера в Метрополитен опера , он поднял дирижёрский подиум, чтобы быть на виду у публики; в вердиевских оперных записях он изменял баланс звучания оркестра, перенося работу со звуком на стадию монтажа. Критики сравнивали его с Леонардом Бернстайном , указывая, что оба дирижёра «были непревзойденными мастерами устраивать театральный спектакль на подиуме». В действительности, при работе с хорошо изученными им берлинскими филармоническими музыкантами экономностью своих жестов он часто напоминал Фрица Райнера . Также он часто дирижировал с закрытыми глазами, уверенный в том, что под его управлением находится один из величайших оркестров новейшей эры. В одном он был схож с Бернстайном: если ему не слишком нравилось сочинение — а в «не немецкой» музыке было очень много произведений, которым он не симпатизировал, — это было слишком явно видно в его подходе к исполнению этого произведения.