Interested Article - Джалган

Джалган перс. — «искра») — село в Дербентском районе Дагестана .

Образует муниципальное образование село Джалган со статусом сельского поселения как единственный населённый пункт в его составе .

География

Расположено на склоне горы Джалган , в 3 км к юго-западу от города Дербент .

История

Сакинат Гаджиева в своей монографии про дагестанских азербайджанцев сообщает об истории села Джалган: «Сравнительно позднее происхож­ дение, по-видимому, имеет селение Джалган, расположенное на вершине Джалган-дага. Согласно полевому материалу, эта вершина была заселена татами в период правления Фат-Али-хана Кубинского. По сохранившемуся преданию, он для охраны Дербента переселил сюда джалганцев из Кубы, где имеется селение под тем же названием, и дал им, в отличие от других под­данных, привилегии» .


Являлся центром одноимённого сельсовета — в 1926—1969 годах . В 1999 году вновь преобразован в отдельный сельсовет.

Население

Численность населения
1886 1895 1926 1939 1970 1989 2002
271 ↗ 272 ↗ 442 ↗ 628 ↗ 643 ↗ 1044 ↘ 743
2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017
↘ 725 ↘ 716 ↗ 735 ↘ 700 ↘ 677 ↘ 655 ↗ 707
2018 2019 2020 2021
↗ 776 ↗ 850 ↗ 973 ↘ 950
250
500
750
1000
1250
1500
1926
2010
2016
2021

Национальный состав — таты а по переписи населения указаны как азербайджанцы .

По официальной статистике согласно переписи населения основным населением села считаются азербайджанцы несмотря на то что предки современных джалганцев это союз разных Иранских народностей и племён начиная с авганцев и курдов , заканчивая древним населением и предками говорившими на вымершем языке азери (Иранский язык) со времен Сасанидской империи и выходцами из когда то существовавшим гаваром мардастан . Ряд источников приводит сведения о том, что на самом деле село населяют таты-мусульмане и потомки персов переселенцев со времён Великого Шелкового пути и персидских походов которое происходило в три этапа и записанные в советских переписях как азербайджанцы в силу того что татами ошибочно позже называли горских и других персоязычных евреев . Существует интересный факт , что мужчины и молодежь в разговоре между собой всегда называют себя и считают мардами - марды , тоесть мужчина (человек) . А марды как и народы говорившие на языке азари и другие народности и племена вероятнее всего и являются предками джалганцев , «аз и ъаро« переводится как (с этих краев либо из ариев , из иранцев) . Самоназвание жителей в данный момент для индентификации между собой называют себя джалганцами . Для определения этнического происхождения говорят фарсы или парси , а вот современное название в настоящее время для определения национальной принадлежности считаются татами (кавказскими персами) . . Так же некоторые жители села знают азербайджанский язык потому что в качестве родного языка преподают азербайджанский . Так же, в отличие от окружающих азербайджанских сел, Джалган населяют «азербайджанцы», исповедующие ислам суннитского толка . Возможно, говорят реально на северокурдском, а не на азербайджанском языке .

По мнению информаторов из джалганцев, их язык якобы схож с талышским языком .

Улицы

    • Виноградная
    • Крепостная
    • Западная
    • Победы
    • Родниковая
    • Северная
    • Совхозная
    • Центральная
    • Школьная

Достопримечательности села

Согласно версии, распространяемой в псевдонаучных сочинениях писателя М. Аджиева , в дагестанском селении Джалган находится могила святого Григориса , католикоса Кавказской Албании , внука св. Григория Просветителя . Сам же Григорис в этой версии отождествляется с Георгием Победоносцем . В настоящее время среди достопримечательностей республики Дагестан Джалган указывается как место, где, «по некоторым заключениям ученых», находится могила святого Георгия . В то же время историки склоняются к мнению, что св. Григорис был захоронен в монастыре Амарас в современном Нагорном Карабахе , а место его гибели находится на территории современного Дагестана, южнее Дербента и Белиджи , у села Нюгди (Молла-халил), где расположена часовня св. Григориса . Так же к важнейшим из сохранившихся отпечатков из истории можно отнести каменные могильники с древне зороастрийской колиграфией , а так же небольшое укрепление соединившаяся стеною с цитаделью нарын-кала , такс сказать миниатюрная крепость .

Народные промыслы

Производство древесного угля по древней технологии.

Культура села

Музыкальная школа.

Примечания

  1. ↑ . . На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (рус.) (XLSX) . Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
  2. в официальной переписи указываются азербайджанцами
  3. (рус.) . docs.cntd.ru . Дата обращения: 20 сентября 2021. 3 февраля 2015 года.
  4. Гаджиева С. Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — М. : «Восточная литература» РАН, 1999. — С. 108.
  5. Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920—2000 гг.— Махачкала, 2003.— 399 с.
  6. (рус.)
  7. (рус.)
  8. Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
  9. Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР (рус.) . — Махачкала, 1940. — 192 с.
  10. Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник) (рус.) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
  11. Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник) (рус.) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
  12. (рус.) . Дата обращения: 13 мая 2014. 24 декабря 2013 года.
  13. (рус.) . Дата обращения: 31 мая 2014. 16 мая 2013 года.
  14. (рус.) . Дата обращения: 16 ноября 2013. 12 октября 2013 года.
  15. (рус.) . Дата обращения: 17 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  16. (рус.) . Дата обращения: 6 августа 2015. 23 сентября 2015 года.
  17. (рус.) (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  18. (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. 31 июля 2017 года.
  19. (рус.) . Дата обращения: 25 июля 2018. 26 июля 2018 года.
  20. (рус.) . Дата обращения: 31 июля 2019. 2 мая 2021 года.
  21. (рус.) . Дата обращения: 17 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  22. (неопр.) . Итоги Всероссийской переписи населения 2010. Том 1. Численность и размещение населения . // Росстат (2012). Дата обращения: 16 апреля 2012. 1 июня 2012 года.
  23. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  24. (неопр.) . kavkaz.ge . Дата обращения: 20 сентября 2021. 1 января 2020 года.
  25. (рус.) . books.google.ru . Дата обращения: 20 сентября 2021. 18 марта 2018 года.
  26. Памятная книжка Дагестанской области, под редакцией Козубского Е. И. Темирхан-Шура, 1985
  27. (неопр.) (недоступная ссылка —) . vdjalga.dagschool.com .
  28. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из 18 февраля 2012 года.
  29. Кавказский календарь на 1856 год. — Тифлис, 1855. — С. 369.
  30. (рус.) . Такие дела . Дата обращения: 20 сентября 2021. 10 ноября 2021 года.
  31. Кусаева З. К., Сатцаев Э. Б., Таказов Ф. М. : [ рус. ] // Известия СОИГСИ. — 2016. — Вып. 21 (60). — С. 96—102.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  33. Термин « фолк-хистори » по отношению к произведениям Аджиева применяется в следующих работах:
    • Петров А. Е. // Новая и новейшая история . — 2004. — № 3 . 9 января 2020 года.
    • Володихин Д. М. // Международный исторический журнал. — 1999. — № 5 . 15 января 2013 года.
    • Володихин Д. М. // Новая и новейшая история . — 2000. — № 3 . 9 января 2020 года.
    • Олейников Д. // Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. — М. : ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998. — 256 с.
      • Переизд. в сборнике: Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.— М.: Вече, 2005.
    • Елисеев Г. А. (неопр.) . udod.www3.50megs.com . Дата обращения: 20 сентября 2021. 14 июня 2020 года. // Русское Средневековье.— М.: Восток, 1999. ISBN 5930840083 , ISBN 9785930840087 . Также опубл. в сборниках:
      • Володихин Д. М. Духовный мир.— М.: Мануфактура, 1999.— 169 с.— ISBN 5930840083 , ISBN 9785930840087 .
      • Лаушкин А. В. Ложь «новых хронологий»: как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники.— М.: Паломник, 2001.— 173 с.— ISBN 587468011X , ISBN 9785874680114 .
    • // Международный исторический журнал. — 1999. — № 6 . 5 апреля 2009 года.
    • Ажгихина Н. Терминатор мировой истории // НГ -Наука, 19.01.2000.— (неопр.) . Дата обращения: 6 октября 2017. Архивировано из 4 апреля 2011 года.
    • Бисенбаев А. К. Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.— ISBN 9965-25-049-9
    • Никитин Н. (рус.) . nash-sovremennik.ru . Дата обращения: 20 сентября 2021. 5 апреля 2013 года. // «Наш современник», № 3, 2006. (неопр.) . www.adfontes.veles.lv . Дата обращения: 19 марта 2012. Архивировано из 19 марта 2012 года.
    • Лучанский А. (рус.) . www.ctt.sbras.ru . Дата обращения: 3 марта 2014. Архивировано из 3 марта 2014 года. // Наука в Сибири, № 28-29 (2563—2564). 20.07.2006.
    • Колодяжный И. (рус.) . www.litrossia.ru . Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано из 15 апреля 2012 года. // Литературная Россия , № 11. — 17 марта 2006 года.
    • Юрченко И. Ю. Казачество как феномен в жанре «фолк-хистори» постсоветской псевдоисториографии // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012.— № 15.
      « Отдельного упоминания заслуживают произведения в жанре фолк-хистори Мурада Аджи (М. Э. Аджиева)… »
      — По отношению к сочинениям Аджиева или к его гипотезе термины «лженаука (лжеистория)», «псевдонаука (псевдоистория)», «квазинаука (квазиистория)», «паранаука» и аналогичные применяются в следующих работах:
    • Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М. Глава III. Мифы о «великих предках» // История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. — М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
    • Семёнов Ю. (рус.) . scepsis.ru . Дата обращения: 20 сентября 2021. 15 апреля 2013 года.
    • Петров В. Б. (рус.) . hbar.phys.msu.ru . Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано из 21 августа 2018 года. // Найдыш В. М., РУДН. Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент РУДН, см. (неопр.) . // Учебный портал РУДН. Дата обращения: 21 декабря 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года. )
    • Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. (рус.) hbar.phys.msu.ru . Дата обращения: 22 июля 2011. Архивировано из 22 июля 2011 года. // Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 года.— М.: Русская панорама, 2000. ISBN 5-93165-046-6 , ISBN 5-93165-046-X (ошибоч.)
    • Бисенбаев А. К. Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.— ISBN 9965-25-049-9
    • Никитин Н. (рус.) . nash-sovremennik.ru . Дата обращения: 20 сентября 2021. 5 апреля 2013 года. // «Наш современник», № 3, 2006. (неопр.) . www.adfontes.veles.lv . Дата обращения: 19 марта 2012. Архивировано из 19 марта 2012 года.
  34. — Версия Аджиева о могиле св. Григориса в Джалгане вблизи Дербента и отождествление Григориса и Георгия Победоносца встречается, например, в следующих публикациях:
    • Аджиев М. Э. Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков.— М., 1997.— 150с.
    • Аджиев М. Э. Европа. Тюрки. Великая Степь.— М.: «Мысль», 1998.— 334 с. (см. главу «Григорис — Георгий» в (рус.) . www.adji.ru . Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано из 10 мая 2012 года. )
    • Меликов В. (рус.) . www.riadagestan.ru . Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано из 4 марта 2016 года. // Республиканское информационное агентство «Дагестан», 7.03.2008.
      — См. также критику данной версии:
    • Гаджиев М. С. Могила Святого Георгия Победоносца в Дагестане — миф, а не открытие // Новое дело, 07.06.1996.
    • Гаджиев М. С. Блеф о Святом Георгии // Дагестанская правда, 22.05.1997.
    • Гаджиев М. С. Блеф о святом Георгии, или Христос — сын Тенгри-хана (об очередной фальсификации истории и культуры тюрков) // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных регионов.— Омск, 1998.— С. 132—137.
    • Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М. Глава III. Мифы о «великих предках» // История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. — М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано из 11 октября 2014 года.
  36. См. напр. Шнирельман В. А. (неопр.) . / В.А.Шнирельман // Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье.— М.: ИКЦ, «Академкнига», 2003. Дата обращения: 14 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  37. См. например:
    • Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.— Т. III.— Махачкала, 1957.— с. 54-76.
    • Ханбабаев К. М. Христианство в Дагестане в IV—XVIII вв. // Собрание трудов Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИСПИ РАН. Южнороссийское обозрение, 2004.— Вып. 20.

Same as Джалган