Балканский союз
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу Амр Амир ибн Шарахиль аш-Ша‘аби ( араб. عامر بن شراحيل الشعبي ; 641 , Эль-Куфа , совр. Ирак — 723 , Эль-Куфа , совр. Ирак ) — один из старейших табиинов , известный учёный, хадисовед и правовед .
Амир аш-Шааби родился в 641 году в Куфе во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба . Он был родом из Йемена . Его называли аш-Ша‘би из-за того, что он принадлежал к племени ша‘б, которая была одной из ветвей племени хамдан .
Относительно точной даты есть разногласия. Большая часть преданий указывает на то, что он умер в 723 году в Куфе. Ашас ибн Сивар рассказал: «Когда аш-Шааби скончался, я поехал в Басру, пришел к Хасану аль-Басри и сказал: „Абу Саид, аш-Шааби скончался“. Тогда Хасан аль-Басри сказал: „Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся. Он был учёным, который прожил долгую жизнь, обладал обширными знаниями и занимал видное место среди мусульман“. Затем я отправился к Ибн Сирину и сообщил о смерти аш-Шааби. Ибн Сирин сказал то же самое, что Хасан ал-Басри» .
Амир аш-Шааби был великим учёным по исламскому праву и хадисоведению. Он был одним из главных учителей имама Абу Ханифы . Саид ибн аль-Мусаййиб в Медине , Макхуль в Шаме , Хасан аль-Басри в Басре и аш-Шааби в Куфе были четырьмя столпами религии того периода. Аш-Шааби очень осторожно и внимательно относился к тафсиру . Его толкования аятов опирались на сунну пророка Мухаммеда. Правилам чтения Корана ( кираатам ) он научился у Абдуррахмана ас-Салама и Алькамы. В свою очередь он обучал кираату .
У аш-Шааби была феноменальная память. Он ничего не записывал, но, несмотря на это, он знал наизусть все рассказанные ему хадисы . Когда его спросили, как он добился такой памяти, он сказал: «Я не писал чёрным по белому. Если кто-либо рассказывал мне хадис, я учил его наизусть» . Он также говорил: «Меньше всего я рассказывал стихи. Но, несмотря на это, я могу читать вам стихи в течение месяца, не останавливаясь и не повторяясь» .
Амир аш-Шааби был в хороших отношениях с халифом Абдул-Маликом ибн Мерваном . Он был его другом и собеседником . Сообщается, что он был послан халифом в Византию , в качестве посла. Выполнив задание, он вернулся с письмом императора Византии. Прочитав письмо, халиф сказал аш-Шааби: «Знаешь, что он написал в письме?» Аш-Шааби ответил: «Нет, не знаю». Халиф сказал: «Он написал: „Можно поражаться положению твоих единоверцев, как получилось, что они выбрали тебя халифом, а не твоего посла?“» Аш-Ша‘би сказал: «Повелитель правоверных! Он видел только меня, если бы он увидел тебя, то не написал бы это». Тогда халиф сказал аш-Шааби: «Нет, он написал это письмо, чтобы подстрекнуть меня убить тебя». Когда весть об этом дошла до императора, он сознался в том, что написал письмо именно с этой целью . Когда Умар ибн Абдул-Азиз стал правителем Ирака , он назначил аш-Шааби верховным судьёй ( кадием ) Куфы .
Аш-Шааби застал более 500 сподвижников . Он передал хадисы со слов таких сподвижников, как Али ибн Абу Талиб , Саад ибн Абу Ваккас , Саид ибн Зейд , Зейд ибн Сабит , , , Абу Муса аль-Ашари , , а также таких табиинов, как , , , Суфьян ас-Саури , , и многих других. В свою очередь с его слов хадисы передавали такие учёные, как , , , , , Сулейман ибн Михран , и многие другие .