Вайнман, Моисей Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Моисей Абрамович Поташ ( 26 апреля ( 8 мая ) 1892 , Двинск — 17 марта 1973 , Брест ) — советский историк - марксист , профессор, общественный деятель.
Родился 13 апреля (по старому стилю) 1892 года в Двинске в семье владельца магазина Абрама Меер-Иоселевича Поташа (1870—?) и Фрейды-Зельды Мовшевны Юдиной . Семья жила на улице Петербургской, № 50-9.
До 1924 г. Моисей Поташ жил в Витебске . С 1914 по 1920 гг. являлся членом Бунда , в 1920 г. вступил в РКП(б) . В 1922 году несколько месяцев был редактором "Дер Ройтер штерн" - газеты витебской Евсекции , в 1924 г. опубликовал на идише брошюру "В Красной армии. Обращение к призывникам, родившимся в 1902 году" .
По мнению А. Зельцера, был лидером «троцкистской оппозиции» в витебской партийной организации ВКП(б), выступая за расширение внутрипартийной критики и постоянное обновление партийных кадров на всех уровнях, тем самым полностью отрицая сталинскую идею о ведущей роли "старой испытанной гвардии" . В 1923 - 1924 гг. возглавлял витебский Еврейский педагогический техникум им. Эстер Фрумкиной .
В 1924 — 1936 гг. работал в качестве доцента (с 1932 — профессор) по истории народов СССР в Белорусском государственном университете . В 1930 г. окончил Институт красной профессуры . В 1931 — 1936 гг. работал заместителем директора Института истории партии при ЦК КП(б)Б . В 1937 г. научный работник Белорусской государственной библиотеки им. В.И. Ленина .
Арестован 10 декабря 1937 г. как "активный участник антисоветской троцкистской организации". По постановлению внесудебного органа от 15 августа 1939 г. Заключен в ИТЛ г. Красноярска сроком на 8 лет. Освобожден из заключения в декабре 1945 г.
01.03. 1946 — 29.07. 1948 - старший научный работник в Института истории Академии наук БССР.
После издания 21 февраля 1948 года Президиумом Верховного Совета СССР указа «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдалённые местности СССР» и постановления Совета Министров СССР «Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников» снова арестован как «бывший троцкист» 9 ноября 1948 г. По постановлению внесудебного органа от 2 марта 1949 г. по ст. 72 «а» и 76 УК БССР отправлен в ссылку на поселение.
08.06. 1951 -20.09. 1954 — сторож в Дзержинском райпромкомбинате.
Реабилитирован по обоим приговорам 29 декабря 1955 г. Верховным судом БССР .
Жена Моисея Поташа Роза Берзон (1892, Вильно − 1942, Минск ), учитель, сын Эрнест (1936, Минск − 1942, Минск ) и дочка Клара (1927, Минск — 1942, Минск ) погибли в Минском гетто .
В начале 1930-х гг. Моисей Поташ был единственным профессором по российской истории в БГУ , где читал лекции по периоду феодализма.
Автор исследований по истории революции 1905—1907 гг., Февральской и Октябрьской революциям .
В своей книге "Большевизм и мелкобуржуазные партии в революции 1905 г. в Белоруссии" (1931 г.) подчеркивал, что Бунд и в революции 1905 г. являлся мелкобуржуазной, демократическо-революционной партией. По мнению А. Великого, Поташ был вынужден корректировать свои взгляды на Бунд по мере обострения классовой борьбы и развертывания внутрипартийной критики. В отчетном докладе первого секретаря ЦК КП(б)Б В.Шаранговича на 14 съезде партии (23-29 января 1932 г.), вместе с С. Агурским , был раскритикован за "искажение" истории большевизма. Поэтому в 1932 г. выступил со статьей «Против фальсификации истории КП(б)Б и БССР», в которой уже утверждал, что "Бунд проповедовал буржуазную националистическую теорию национально-культурной автономии, и с этих позиций он исходил в своих конкретных требованиях в национальном вопросе", а также что "Бунд являлся самым преданным сторонником капиталистической реставрации в Белоруссии и самым ярым врагом пролетарской революции" .
В январе 1934 г. был раскритикован за «идеализацию Бунда» первым секретарем ЦК КП(б)Б Николаем Гикало на XV съезде партии . В этом же году опубликовал в «Большевике Белоруссии» статью «Контрреволюционная роль Бунда в Октябрьской революции», где критиковал Бунд как «еврейский национал-фашизм» .
Исследовал взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на народнический социализм в России, писал о роли и месте П. Н. Ткачева в истории русского революционного движения. Поташ отрицал особую роль народничества в развитии социалистической теории и учения о социалистическом строительстве после победы революции, однако признал вклад народников в борьбу против крепостничества .
По словам внука, Моисей Поташ во время ареста отказался давать ложные показания против академика А. М. Панкратовой , о чем она впоследствии вспоминала.