Послы Украины в Албании
- 1 year ago
- 0
- 0
Бункеры в Албании - тысячи оборонительных сооружений, в народе называемых бункерами , построенных в Албании в 1972-1984 годах. Резолюция об укреплении страны была принята на XII Пленуме Албанской партии труда в марте 1971 года, а ее инициатором был тогдашний премьер-министр Мехмет Шеху . Проект подготовила группа офицеров инженерных войск во главе с Юсефом Зенгалом, мэром Баткой и будущим президентом Альфредом Мойсиу .
Бункеры ( албанский : Bunkerët) были построены во время коммунистического правительства Энвера Ходжи с 1960-х по 1980-е годы. К 1983 году по всей стране было построено сотни тысяч бетонных ДОТов. ПО разным источникам от 173 тыс. до 750 тысяч бункеров .
Программа «бункеризации» Ходжи привела к строительству бункеров во всех уголках тогдашней Народной Социалистической Республики Албания, от горных перевалов до городских улиц. За годы правления Ходжи они ни разу не использовались по прямому назначению. Затраты на их строительство привели к серьезному истощению ресурсов Албании, отвлекая их от самых серьезных потребностей, таких как решение проблемы нехватки жилья и плохих дорог в стране.
Бункеры были заброшены после краха коммунизма в 1990 году. Хотя большинство бункеров сегодня пребывают в запустении, некоторые из них повторно используются для различных целей, включая жилье, кафе, склады и обиталища для животных или бездомных.
С конца Второй мировой войны и до своей смерти в апреле 1985 года Энвер Ходжа проводил политику, вдохновленную сталинизмом в сочетании с элементами маоизма. Он порвал с СССР после начала реформ Хрущева, вывел Албанию из Варшавского договора в 1968 году в знак протеста против вторжения в Чехословакию и порвал с Китайской Народной Республикой после визита президента США Ричарда Никсона в 1972 году.
Его режим также враждебен по отношению к непосредственным соседям страны. Албания не прекращала формальное состояние войны с Грецией, оставшееся после Второй мировой войны, до 1987 года — через два года после смерти Ходжи — из-за подозрений в территориальных амбициях Греции в отношении южной Албании .
Ходжа также был враждебно настроен по отношению к более умеренному коммунистическому правительству Иосипа Броз Тито в Социалистической Федеративной Республике Югославии , обвиняя его в сохранении «антимарксистского и шовинистического отношения к нашей партии, нашему государству и нашему народу». Он утверждал, что Тито намерен завоевать Албанию, чтобы сделать ее седьмой республикой Югославии, и осуждал обращение Югославии с косовскими албанцами, утверждая, что «югославские лидеры [там] проводят политику геноцида». »
Албания в это время поддерживала некоторые контакты с внешним миром, торгуя с нейтральными странами, такими как Австрия и Швеция , и устанавливая связи через Адриатическое море со своей бывшей колониальной державой Италией.
Однако умеренное ослабление контроля было остановлено Ходжой в 1973 году новой волной репрессий и чисток, направленных против молодежи и руководства армии, которые, как он опасался, якобы угрожали его власти в стране. В 1976 году была принята новая конституция, которая усилила контроль Коммунистической партии над Албанией, ограничила частную собственность и запретила иностранные заимствования. Страна погрузилась в десятилетие изоляции и экономического застоя, фактически отрезав себя от внешнего мира .
Албанская военная доктрина была основана на концепции «народной войны», вытекающей из опыта албанских партизан во время Второй мировой войны, которую возглавлял Ходжа. Албания была тогда одной из немногих европейских стран, которая вместе с Югославией освободилась без вмешательства иностранных войск (хотя партизаны воспользовались большим количеством продовольствия и боеприпасов, предоставленных союзниками). Победа партизан была широко мифологизирована режимом Ходжи, который использовал свои военные успехи для легитимации своей власти. Вооруженные силы созданы по образцу партизан и построены на основе пехотных частей; 75 % регулярных войск и 97 % резервистов использовались в роли пехоты.
Стратегия партизан была основана на партизанской войне в горах, где они укрывались и совершали набеги на менее защищенные равнины. Одналп, Ходжа стремится защитить национальную целостность и суверенитет "любой ценой ", что также требует защиты равнин. Таким образом, бункеры должны стать оборонительными позициями по всей стране. Небольшие бункеры расположены в линию, в пределах видимости более крупного командного бункера, в котором постоянно присутствовал персонал. Командиры больших бункеров поддерживали связь со своим начальством по радио, а с защитниками малых бункеров — с помощью визуальных сигналов, которые можно было бы увидеть через амбразуры.
Режим также стремится интенсивно милитаризировать гражданское население. Из трехмиллионного населения 800 тысяч так или иначе были зачислены в списки военнослужащих: начиная от регулярных частей вооруженных сил и резервистов до гражданской обороны или студенческих вооруженных формирований. Многим секторам правительства, государственным предприятиям и общественным службам также была отведена оборонительная роль, что привело к вовлечению всего населения в сферу организации обороны страны. С 3-летнего возраста албанцев учили, что они должны быть «бдительными по отношению к внутреннему и внешнему врагу», а пропагандистские лозунги постоянно подчеркивали необходимость бдительности.
С 12 лет граждан обучали использовать и защищать ближайший бункер для отражения захватчиков. Местные партийные ячейки организовывали семьи для уборки и содержания местных бункеров, а обучение гражданской обороне проводилось не реже двух раз в месяц, в течение одного-трех дней, при этом гражданские лица и военные всех возрастов и обоих полов получали незаряженное оружие. Члены организации юных пионеров (Organizata e Pionierëve).), были обучены защищаться от вторжения с воздуха, прикрепляя шипы к верхушкам деревьев, чтобы потенциальные десантники напоролись на них.
Несмотря на милитаризацию значительной части населения, система обороны Албании была малоэффективной и не учитывала реальные потребности страны в обороне. Обучение оплолченцев было минимальным, запасы топлива и боеприпасов были недостаточным, униформа и снаряжение были низкого качества, оружие устаревшим, а у вооруженных сил не было современных систем связи для командования и управления.
Бункеры были построены из железобетона, и различались по размеру: от одно- или двухместных дотов с бойницами для оружия до больших подземных бомбоубежищ, предназначенных для использования партийным руководством и административным аппаратом. Существует по меньшей мере три основных типа бункеров: небольшие бункеры для одного солдата, среднего размера бункеры примерно на четыре человека и более крупные бункеры, в которых обычно размещалось либо начальство укрепрайона либо артиллерийские орудия. Все они делались куполообразными для усиления защиты за счет потенциала рикошетирования снарядов. Другие авторы различают шесть различных типов боевых бункеров и более крупные боевые бункеры, которые делятся на три типа. Самый распространенный тип бункера (пулеметный дот ) — это небольшой бетонный купол, вкопанный в землю, с круглым дном, достаточно большой, чтобы внутри мог стоять один или два человека. Небольшой бункер, имел три метра в диаметре. [13] Амбразурой служило отверстие, часто достаточное для связи с другим бункером. Доступ осуществлялся через короткий бетонный туннель, часть которого вела в бетонный коридор, соединяющий три бункера каждый. Известный как Кендер Зьярри (Qender_zjarri- «огневая позиция») или бункеры QZ, они были отлиты заранее и доставлены на конечные позиции, где и были собраны. Они состоят из трех основных элементов: полусферического бетонного купола диаметром 3 м с бойницей, полого цилиндра, поддерживающего купол, и внешней стены с радиусом на 60 см больше, чем цилиндр. Зазор между цилиндром и внешней стенкой засыпается землей.
В различных местах побережья было построено огромное количество бункеров QZ группами по три, соединенных друг с другом сборным бетонным туннелем. В других местах бункеры строились группами вокруг стратегических точек по всей стране или линиями на отдельных участках территории. Тирана была особенно сильно защищена: тысячи бункеров расходились по пятидесяти концентрическим кругам вокруг города.
Бункеры управления и контроля, известные как Pike Zjarri («огневая точка») или бункеры PZ, также были изготовлены заранее и собраны на месте. Они намного больше и тяжелее бункеров QZ, их диаметр составляет 8 метров (26 футов). Они сделаны из серии бетонных кусков, каждый из которых весит восемь или девять тонн, которые были забетонированы на месте, образуя взаимосвязанный купол. В полностью собранном виде они весят 350–400 тонн.