Паскаль Дюсапен
(
фр.
Pascal Dusapin ,
29 мая
1955
,
Нанси
) — французский композитор.
Биография
Учился у
Мессиана
,
Ксенакиса
,
Донатони
. Был стипендиатом
Французской Академии в Риме
(
1981
—
1983
), c
2008
— её директор. Один из наиболее исполняемых в мире современных французских композиторов.
Произведения
Moz’art (
1976
)
Souvenir du silence, для тринадцати струнных (
1976
)
Igitur, для женского голоса и тринадцати инструментов, на слова
Малларме
(1977)
Lumen, для женского голоса и шести инструментов (
1977
)
L’Homme aux liens, для двух сопрано трех скрипок (
1978
)
Le Bal (
1978
)
Timée (
1978
)
La Rivière, для оркестра (
1979
)
Inside, для альта (
1980
)
Musique captive, для восьми духовых (
1980
)
Musique fugitive, для струнного трио (
1980
)
Trois Instantanés, музыка к спектаклю для двух кларнетов и трех виолончелей (
1980
)
L’Aven, для флейты и оркестра (
1981
)
Shin’gyo, для сопрано и флейты-пикколо (
1981
)
Fist, для восьми инструментов (
1982
)
Incisa, для виолончели (
1982
)
Niobé, ou le rocher de Sypile (
1982
)
Tre Scalini, для расширенного оркестра (
1982
)
Струнный квартет n°1 (
1983
)
Hop' , для четырёх групп из трех инструментов (
1984
)
If, для кларнета (
1984
)
La Conversation, сюита в 10 частях для восьми инструментов (
1984
)
Assai, для оркестра (
1985
)
Item, для виолончели (
1985
)
Itou, для бас-кларнета (
1985
)
Semino, для шести голосов, на текст 28-го фрагмента поэмы
Парменида
(
1985
)
To God, для сопрано и кларнета, на стихи Уильяма
Блейка
(1985)
Treize Pièces pour Flaubert, музыка к спектаклю (
1985
)
Ici, для флейты (
1986
)
Mimi, для двух женских голосов и ансамбля (
1986
)
Poco a poco, школьная пьеса для шести инструментов (
1986
)
Aks, для меццо-сопрано и семи инструментов (
1987
)
Anacoluthe, для женского голоса, бас-кларнета и контрабаса (
1987
)
Haro (
1987
)
Il-Li-Ko, для сопрано, на слова
Оливье Кадьо
(
1987
)
Indeed, для тромбона (
1987
)
Iti, для скрипки (
1987
)
Red Rock, отрывок № 6 из «Ромео и Джульетты» (
1987
)
Sly, восемь пьес для четырёх тромбонов (
1987
)
For O., для двух женских голосов (
1988
)
Laps, для кларнета и контрабаса (
1988
)
«Ромео и Джульетта», опера в девяти номерах, либретто Оливье Кадьо (1988)
I Pesci, для флейты (
1989
)
In & Out, для контрабаса (
1989
)
Neuf Musiques pour «Le Fusil de chasse», музыка к спектаклю, для кларнета, тромбона и виолончели (
1989
)
Time Zones, струнный квартет n°2 (
1989
)
«Медеяматериал», опера на либретто Хайнера
Мюллера
(
1990
, пост. Саши
Вальц
,
2007
, российская премьера — в мае
2012
в
Перми
на 6-м
Дягилевском
фестивале,)
So Full of Shapes is Fancy, для сопрано и бас-кларнета, на слова
Шекспира
(
1990
)
Aria, для кларнета и тринадцати инструментов (
1991
)
Attacca, для двух труб и цимбал (
1991
)
Invece, для виолончели (
1991
)
La Melancholia, оператория (
1991
)
Stanze, для квинтета медных, в двух частях (
1991
)
Coda, для тринадцати инструментов (
1992
)
Go, соло для оркестра (
1992
)
Ohimé, для скрипки и альта (
1992
)
Comoedia, для сопрано и шести инструментов, на слова
Данте
(
1993
)
Khôra, для струнного оркестра (
1993
)
Струнный квартет n°3 (
1993
)
To Be Sung, камерная опера в 43 номерах, по Г.
Стайн
(
1993
)
Extenso, соло n°2 для оркестра (
1994
)
Canto, для сопрано, кларнета и виолончели, на слова Дж.
Леопарди
(
1995
)
Two walking, пять пьес для двух женских голосов, на слова Г.Стайн (1995)
Watt, для тромбона и оркестра, по С.
Беккету
(
1995
)
Celo, для виолончели и оркестра (
1996
)
Immer, для виолончели соло (
1996
)
Loop, для двух виолончельных квартетов (
1996
)
Quad, «Памяти Жиля
Делёза
», для скрипки и пятнадцати музыкантов, по С.Беккету (
1996
)
Umbræ mortis, для смешанного хора (
1997
)
Cascando, для восьми инструментов (
1997
)
Струнный квартет n°4 (
1997
)
Clam, соло n° 4 для оркестра (
1998
)
Etude pour piano n°1 «Origami» (
1998
)
Etude pour piano n°2 «Igra» (
1998
)
Etude pour piano n°3 «Tangram» (
1999
)
Etude pour piano n°4 «Mikado» (
1999
)
In nomine, для альта (
2000
)
Requiem (
2000
)
Perelà, «Uomo di fumo», для 12 главных персонажей (5 певцов), смешанного хора (не менее 40 хористов), оркестра, магнитофона и 11 музыкантов на сцене, по
Альдо Палаццески
(
2001
)
A Quia, для фортепиано с оркестром (
2003
)
Exeo, соло n° 5 для оркестра (
2003
)
Momo, музыкальный спектакль для детей 5-8 лет (
2003
)
Perelà Suite, для оркестра (
2004
)
Faustus. The Last Night, опера (
2006
)
Passion, камерная опера (
2008
)
Quatuor VII «OpenTime» (
2009
, написан для
Квартета Ардитти
)
Признание
Лауреат Большой Национальной музыкальной премии Министерства культуры Франции (
1995
), Премии за победы в музыке как композитор года (
2002
),
премии Чино дель Дука
(
2005
), командор
Ордена искусств и литературы
(2005), член Академии художеств в
Мюнхене
(
2006
), профессор кафедры художественного творчества в
Коллеж де Франс
на
2006
—
2007
.
Литература
Amblard J. Pascal Dusapin, l’intonation ou le secret. Paris: Musica Falsa,
2002
Ссылки