Кружево
- 1 year ago
- 0
- 0
Бобовское коклюшечное кружево — ручная польская версия льняного коклюшечного кружева , характерного для Бобова и его окрестностей.
Принято считать, что возникновение кружевоплетения в Польше восходит к началу XVI века и связано с приездом в страну миланской принцессы и будущей супруги короля Сигизмунда I Боны Сфорцы , вместе с которой сюда перебрались итальянские мастера рукоделия .
Способ плетения бобовских кружев происходит из Италии и Бельгии : Генуи , Милана и Брюгге . В Бобове это искусство развивалось с XVI века, что связано с барочной формой кружева .
В 1899 году в городе была основана Национальная школа кружева. Её ученики завоевали бронзовую медаль в 1902 году на выставке в Сент-Луисе , а в 1905 году — золотую медаль в Сан-Франциско .
С 1949 года трудовой кооператив «Коронка-Бобова» заботился о качестве кружевного производства и реализации продукции.
В 1995 году в Бобове была создана Ассоциация регионального творчества. Цель заключалась, в частности, в защите местного кружевного искусства от забвения.
Продукция производится в основном женщинами (мужчины и мальчики составляют явное меньшинство). Этих людей связывает особая сеть родственных связей. Большие семьи c разными поколениями, занимающиеся производством кружева, передают друг другу технические навыки. В случае ослабления любой из звеньев поколения возможность плести кружево в данном клане может оказаться под угрозой. Производство кружев тесно связано с религиозной жизнью (например, ткачество по воскресеньям запрещено) и культом св. Софии, покровительницы церкви в Бобове .
Самые старые сохранившиеся образцы кружева имеют ленточный и круговой формат (также характерный для коклюшечного кружева из других стран) и сильную барочную форму. Круглый формат (розетка) в данном случае наиболее символичен. Шнурки симметричные (одноосные или многоосные). Количество стежков или мотивов имеет символическое значение (например, три стежка — это Святая Троица , а пять стежков — это пять ран Христа). Орнаменты кружева повторяют известные веками символы и знаки, геометризируя формы, известные из окружающей среды. Среди таких орнаментов есть зооморфные (например, павлин, петух , утка , олень ), антропоморфные (например, силуэты, лица, руки), теоморфные (например, божественные или святые атрибуты, вертепы , терновый венец ), растительные элементы (например, деревья, цветы, листья), водные (например, волны), хтонические (например, многоугольники , стрелы, ромбы ), лунные (например, луны, звёзды), солнечные (например, солнца, розетки, эллипсы ) и повествовательные (например, Цыганский путь). Наиболее традиционные кружева повторяют не зооморфные узоры, а только геометрические в максимально упрощённой форме .
Для плетения используются большие коклюшки с набалдашниками .
Исторические и художественные коллекции, связанные с бобинным кружевом, собирает Галерея бобинного кружева в Бобове , а популяризация традиции осуществляется городом в рамках ежегодного Международного фестиваля коклюшечного кружева (с 2000 г.) .
В 1994 году основана Региональная Ассоциация Творчества, которая наладила сотрудничество с Министерством культуры и искусства Польши . С 1995 года в Бобове организуются конкурсы кружевоплетения .
В 2011 году Вице-президентом Организации коклюшечного кружева Бобова являлась Ева Шпиля :
Моя свекровь была известная кружевница, и я занялась этим, чтобы ей понравиться. Но потом и сама полюбила кружево. Плету почти каждый день по вечерам. Когда домашние уснут, я сажусь у телевизора и с головой ухожу в рисунок. Свои изделия я не продаю, у нас это не принято, а использую для домашних нужд и раздариваю родственникам и друзьям.
В августе 2011 года в Вологде зафиксирован мировой рекорд: 570 мастериц из 10 стран два часа без перерыва плели кружева на Кремлёвской площади . В акции принимала участие Вице-президент Организации коклюшечного кружева Бобова Ева Шпиля .