Музеи, основанные в 1753 году
- 1 year ago
- 0
- 0
Дьюцазны ( арм. Դյուցազունք , букв. «боги, богородные, богатыри, исполины» ) или дики ( арм. Դիք) — патриархи-прародители армян в системе древнеармянской мифологии , которые почитались как величайшие и могущественнейщие из богов . Дьюцазнами считаются Айк , Арам, Ара Гехецик , Торк Ангех .
Одним из дьюцазнов был Арам из пятого поколения Айкидов, с именем которого историческая традиция связывается названия народа « армяне » и название страны « Армения ». Защищая границы армянских земель на востоке, Арам вступает в борьбу с мидийцами под предводительством Нюкара Мадеса; на юге страны он со своей ратью героически отражает нашествие ассирийских войск под предводительством исполина Баршама, затем движется на запад страны и в Гамирке (Каппадокии) побеждает Титанида Пайаписа Кахеа. После этих «доблестных подвигов в сражениях», благодаря которым Арам «раздвинул пределы Армении во все стороны», как пишет Мовсес Хоренаци, «все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы — Арменикк» .
В сказаниях об Араме отражаются те далёкие времена, когда происходили исторические события, в значительной степени повлиявшие на этническое формирование армян и их расселение по определённому географическому ареалу. Он, подобно Айку Наапету, выступает как патриарх-первопредок, основоположник могущественной страны, названной соседними народами по его имени. Арам — эпический герой, борющийся за независимость родного государства, солнечный бог-покровитель, и ему посвящён третий день месяца в древнеармянском календаре .
Героическими подвигами и преданностью родине отличается также сын Арама — Ара Гехецик . Эпические сказания повествуют о том, как армянский царь Ара отвергает любовь ассирийской царицы Шамирам , что служит поводом для начала войны между Ассирией и Арменией. Ара погибает в бою, и Шамирам, надеясь оживить его чарами колдовства, распускает молву, что собаколикие существа аралезы , воскрешающие павших в битве героев, «облизали раны Ара и оживили его». В мифологии Ара стал умирающим и воскресающим богом весны, возрождения природы после зимней спячки, богом растительности и земледелия, плодородия и плодовитости, изобилия и вечного обновления жизни. Он персонифицировал ежедневный восход и заход солнца. Ему, как богу весенних полевых работ, был посвящён первый месяц календаря Арег . Его именем, по преданию, названы горы Араилер ( арм. Արա լեռ букв. «Араева гора») и Арагац ( арм. Արա գած букв. «Араев трон») .