Всюду есть небо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гляну в поле, гляну в небо…» — стихотворение русского поэта Сергея Есенина (1895—1925), написанное, согласно авторской помете, 15 августа 1917 года . Издано впервые в 1918 году во втором сборнике « Скифы » в Петрограде.
Опубликовано во втором (1918) выпуске сборника « Скифы », на 173 странице.
газета « » (Петроград, 1918, 28 апреля, № 35); сборник « Голубень » 1918, 1920 годов; Есенин Сергей Александрович. Собрание стихов и поэм. Том первый, Берлин—Пб.—М., изд. З. И. Гржебина, 1922.
Есенин С. А. «Гляну в поле, гляну в небо…» // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука ; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 112. Электронная публикация: ФЭБ . Адрес ресурса:
Автограф [ что? ] неизвестен. В набранном экземпляре берлинского «Собрания стихов и поэм» (1922) помечено 1916 годом.
В «Скифах» (1918) стоит помета: «Успенье 1917 г.» . Успение Божией Матери, один из наиболее чтимых на Руси праздников, отмечается православной церковью 15 (28) августа .
Стихотворение — отображение поэтического космоса Поэта .
Небо у Сергея Есенина, как отмечают исследователи Пименовы, отображается как поле, где колосятся и зреют хлеба («Закинь его в небо, Поставь на столпы! Там лунного хлеба Златятся снопы», Отчарь; «Радуйся, Сионе, Проливай свой свет! Новый в небосклоне Вызрел Назарет», Инония), как нива («Плечьми трясем мы небо, Руками зыбим мрак И в тощий колос хлеба Вдыхаем звездный злак», Октоих) и как пажить («Коромыслом серп двурогий Плавно по небу скользит». …) . Душа на земле — гостья, её место жительства — поля, нивы небесные («Душа грустит о небесах, Она нездешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зелёный шевелится». Есенин. Душа грустит о небесах…) .
Единством церковного, возвышенного и приземленного крестьянского бытия («пропащего мужика») начинается стихотворение:
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Стихотворение неотъемлемо связано с народном месяцесловом, двоеверием. И. А. Суздальцев приводит стихотворение как пример отражения «народного православия в раннем творчестве Сергея Есенина» .
Православный праздник Успенье именовался на Руси Оспожинками, Спожинками, Дожинками и т. п., поскольку совпадал с порой окончания жатвы. В Успенье устраивались гулянья; где начинались осенние хороводы, а где считалось началом бабьего лета.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Российский литературовед, специалист по творчеству С. А. Есенина, доктор филологических наук Ольга Ефимовна Воронова пишет:
Словно в Божественной литургии, вечное здесь вновь и вновь переживается в своем первоначальном становлении, «вспоминается», мирское «пресуществляется» в священное, отражаясь в надвременных и надбытийных сферах:
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
Завершающая строфа («О, я верю — знать, за муки // Над пропащим мужиком // Кто-то ласковые руки // Проливает молоком») О. Е. Вороновой описывается так:
Крестьянский быт вовлекается вместе с землепашцем в великую природную литургию; крестный путь зерна — колоса — хлеба повседневно напоминает ему о страстях Христовых, а благосклонность природных стихий — о заступничестве Богородицы