Interested Article - Йом-кипур

Йом-кипу́р ( ивр. יוֹם כִּיפּוּר ‎, «День искупления», «Судный день», «День всепрощения» ) в иудаизме — самый важный из отмечаемых дней, день поста , покаяния и отпущения грехов . Отмечается в десятый день месяца тишрей , завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду , в этот день Бог заканчивает выносить свой вердикт, начатый в Рош ха-Шана , оценивая деятельность человека за весь прошедший год .

Традиционно в этот день верующие евреи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу .

Происхождение

Название «Йом-кипур» ( ашкеназ. Йом-ки́пер) — термин средневековой раввинистической литературы ; в Торе и Талмуде — «Йом ха-кипурим» ( мн. ч. др.-евр. ‏ יוֹם הכִּפּוּרִים ‏‎, дословно — «день искуплений»), а в мидрашах иногда — просто «киппу́р» (כִּפּוּר ‎) .

Поскольку Библия рассказывает об обычаях Йом-кипура без упоминания Храма , а в книгах, следующих за Пятикнижием , Йом-кипур вообще не упоминается, ряд критиков сочли упоминания Йом-кипура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена . Оппоненты же ссылаются на древность обряда искупления грехов, а также на связь ритуала Йом-кипура с ковчегом Завета . По их мнению, возникновение этого обряда относится ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне . Ритуалы Йом-кипура для Скинии подробно описаны в Пятикнижии. Библия ( Лев. ,) называет десятый день седьмого месяца по еврейскому солнечно-лунному календарю «субботой покоя», хотя прийтись он может на любой день недели. Закон предписывает в этот день «никакой работы не делать» ( Чис. ) и «смирять душу» (по мнению большинства талмудистов — поститься), поскольку «это день очищения… пред Господом» ( Лев. ).

Там же описаны действия первосвященника , обязанного совершить в этот день, наряду с обычными, специально установленные жертвоприношения: для очищения скинии (нужно думать, что позднее они совершались и для очищения Храма ), Святая святых , жертвенника и священной утвари, а также во искупление грехов — своих, своей семьи, сословия кохенов и всего народа ( Лев. , ,). Он же возглашал всеобщее покаяние над козлом отпущения перед уводом его в пустыню, где, согласно Мишне (трактат Иома 6:6), козла низвергали с крутой скалы.

Торой устанавливалось также, чтобы один раз в 50 лет по всей стране трубили в шофар , возвещая наступление юбилейного года , в который безвозмездно возвращались заложенные уделы и получали свободу попавшие в рабство члены общины. Указывалось, что объявлять о наступлении юбилейного года нужно именно в день Йом-кипур ( Лев. ).

«Йом-кипур» иногда переводится на русский язык как «День очищения» или «День всепрощения» . В некоторых случаях Йом-кипур, как самый священный день еврейского календаря, в соответствии с библейским текстом (Ваикра / Левит 23:32, русск. перевод: «суббота покоя», подлинник: шабат шабатон — «суббота суббот») называют «Субботой суббот» .

Традиции

В некоторых общинах распространён обычай капарот (обряд искупления), когда произносится ритуальная формула «Да будет это моим искуплением…», и живую курицу или петуха крутят над головой. Символическое значение этого обычая — перенос на птицу бедствий, сужденных человеку за грехи в ушедшем году. После совершения обряда в некоторых общинах птицу относят к резнику и дарят её бедным, в других — заменяют её деньгами для раздачи бедным. Обычай известен с VII века н. э., и хотя многие религиозные авторитеты видели в нём языческое суеверие, со временем он получил широкое распространение. Каббалисты видели в этом ритуале мистический смысл, раскрытию которого посвящены определённые тексты Каббалы .

Йом-кипур считается [ кем? ] наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и еда, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость (« ») . Пост, — полный отказ от еды и питья, обычно начинается за полчаса до захода солнца накануне праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки — после появления на небе третьей звезды.

На вечернее богослужение мужчины надевают талит (единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-кипура начинается с произнесения молитвы « Кол нидре », которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается вечернее богослужение, включающее в себя дополнительные молитвы ( слихот ). Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, а иногда произнося и другие молитвы.

Пост в Йом-кипура соблюдают и многие светские евреи. Многие из них посещают синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день намного больше обычного .

Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-кипура, пожелание «хорошей записи» в Книге жизни ( гмар хатима това ), «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.

Строгость соблюдения запретов Йом-кипура обсуждается еврейскими религиозными авторитетами. В частности, известный раввин Х. Соловейчик склонялся к разрешению больным есть в Йом-кипур, объясняя это решение тем, что опасность для жизни ( пикуах нефеш ) отменяет почти все запреты .

Согласно Торе ( Лев. ), главной задачей всего дня Йом-кипура являются исправление (смирение) и очищение [ нет в источнике ] , хотя сама Тора нигде не объясняет , как люди должны смирить себя.

Йом-кипур в Израиле

В Израиле публичное нарушение Йом-кипура (например, приём пищи, вождение автомобиля или разговор по мобильному телефону) не принято даже среди светских евреев. В этот день обычно дороги пустуют (за исключением машин скорой помощи, полиции и пожарной охраны), поэтому дети свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-кипур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт, закрыт аэропорт .

См. также

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Григоренко А. Ю. Религии мира: словарь-справочник. — Издательский дом "Питер" , 2009. — С. 150. — 396 с. — ISBN 9785388004666 .
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова . — М. : Политиздат , 1986. 22 июля 2014 года.
  6. (неопр.) . Министерство иностранных дел Израиля (3 октября 2014). Дата обращения: 4 октября 2014. Архивировано 5 октября 2014 года.
  7. Полонский П. (неопр.) . Маханаим . Дата обращения: 30 сентября 2006. 4 сентября 2006 года.
  8. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. // Отечественные записки. — 2003. — № 1 . 28 декабря 2013 года.
  10. Злобин Н. В. Без немецких овчарок // Америка: Исчадие рая. — Litres, 2013. — 703 с. — ISBN 9785457347427 .
  11. Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — Litres, 2013. — С. 270—271. — 4912 с. — ISBN 9785457348486 .
  12. Рав Элиягу Эссас. (неопр.) . Еврей.com (evrey.com). Дата обращения: 14 июня 2015. 31 марта 2015 года.
  13. (англ.) , Jewish Books | Judaism | Jewish Religion . 17 июня 2021 года. Дата обращения: 22 сентября 2017.

Ссылки

Same as Йом-кипур