Interested Article - Бенуа, Леонтий Николаевич

Лео́нтий (Людвиг) Никола́евич Бенуа́ ( 11 [23] августа 1856 , Петергоф , Российская империя 8 февраля 1928 , Ленинград ) — русский архитектор периода эклектики , крупный педагог. Член-основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников , редактор журнала « Зодчий » (1892—1895). Представитель художественной династии Бенуа . Последний частный владелец « Мадонны Бенуа » и имения Котлы .

Биография

Сын видного архитектора Николая Бенуа и Камиллы Кавос. Учился в Императорской Академии художеств (1875—1879) у Александра Резанова , Давида Гримма , Александра Кракау . В период обучения получал награды Академии художеств: малая поощрительная медаль (1877), большая серебряная (1878). Завершил курс обучения в Академии (1878), за год до положенного срока. Получил большую золотую медаль (1879) за программу «Инвалидный дом на 1000 человек нижних чинов и 50 офицеров» .

По окончании Академии художеств женился на Марии Александровне Сапожниковой, дочери состоятельного астраханского купца-рыботорговца. Именно от тестя получил во владение работу Леонардо да Винчи , ныне известную как « Мадонна Бенуа », а от тёщи — половину дворянского имения Котлы .

В 1883 году принят на должность адъюнкт-профессора в Институт гражданских инженеров . В 1885 году был удостоен звания академика, а в 1892 году — профессора архитектуры (за проект церкви Св. Георгия в Гусь-Хрустальном ). В 1893 году приглашён в Академию художеств на должность руководителя одной из мастерских архитектурного отделения Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств . В училище он восстановил занятия акварельным рисунком для архитекторов, ввел лепку, предлагал учредить мастерскую монументальной живописи и начать преподавание технологии художественных работ.

Преподавать начал ещё студентом в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1879—1884). В дальнейшем преподавал в Институте гражданских инженеров (1884—1892, также 1920—1927), в Академии художеств (профессор с 1892 года; в 1903—1906 и 1911—1917 годах также был ректором Высшего художественного училища ), в Свободных художественных мастерских (профессор с 1918 года). С 1905 года — действительный статский советник .

Среди учеников Л. Н. Бенуа — В. Г. Гельфрейх , В. И. Дубенецкий , Ф. И. Лидваль , М. С. Лялевич , О. Р. Мунц , В. А. Покровский , Л. В. Руднев , И. А. Фомин , С. Е. Чернышёв , Э. Е. Шталберг , В. А. Щуко , А. В. Щусев , Я. Г. Чернихов .

13 августа 1921 года Л. Н. Бенуа был арестован с сыном Владимиром и дочерьми Ниной и Екатериной по делу « Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева ». Обвинялся «в сношениях с английской и финляндской разведкой» (поводом для обвинения стала переписка с дочерьми Ниной и Ольгой, тайно выехавшими в Выборг ). В 1922 году по ходатайству юридического отдела « Помполита » был освобожден из тюрьмы.

Леонтий Николаевич Бенуа скончался 8 февраля 1928 года, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря . В конце 1950-х годов его прах был перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища ( фото могилы ).

Творчество

Еще будучи студентом, в 1877 году создал в Озерках свои первые постройки: деревянную башню- бельведер и концертный зал (не сохранились). В «Записках о моей деятельности» Бенуа вспоминал, что, проектируя башню, придерживался принципов деревянных конструкций готики и швейцарских построек, где все ясно и логично. Таким образом, с самого начала творческой деятельности проявилось характерное для зодчего стремление использовать рациональные методы строительных приемов. Рационалист по своему художественному мировоззрению, Бенуа был также и одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов — знатоков стилей прошлого.

Будучи последователем историзма в архитектуре , испытал в ранних работах влияние стиля Людовика XVI , который являлся перифразировкой русской и французской архитектуры раннего классицизма , сочетая в себе строгость и живописность, и считался предпочтительным в Академии художеств, за что был назван «академическим». Пример — Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге (1886—1889), при проектировании которой проявил незаурядное композиционное мастерство, а кроме того, трактовал дворовое пространство как важный коммуникативный элемент здания, что было новаторским и рациональным приемом, который только в 1910-х годах вошел в практику городского строительства.

Л. Н. Бенуа, между 1904 и 1910 г.

В конце XIX века спроектировал ряд культовых сооружений в русском стиле (церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном , 1892—1901; русская капелла в Дармштадте , 1897—1899, собор Александра Невского в Варшаве , 1894—1912), в поисках национального стиля во многом оставаясь рационалистом. В то время церкви, возводившиеся на территориях национальных окраин российского государства или за границей, как правило, строились в русском стиле, что имело задачу распространения и утверждения православно-имперской политики монархии. Бенуа, безусловно, учитывал эти требования, но когда он проектировал для Санкт-Петербурга, местные традиции классических стилей предопределяли иной выбор образного содержания сооружений. Так, в 1897—1899 годах он перестроил в стиле барокко церковь св. Захария и Елизаветы для Кавалергардского полка и завершил в барочно-ренессансном духе строительство Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896—1908).

С наибольшей последовательностью рационализм Бенуа проявился при постройке особняка Е. Ц. Кавоса (1896—1897, угол Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы ). Здание проектировалось под впечатлением от знакомства с современной западноевропейской архитектурой, которую зодчий изучал в путешествиях по Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Англии, везде осматривая и зарисовывая древние и новейшие постройки. Это сооружение во многом подвело итог развитию рациональной ветви русской эклектики и стало предвестником архитектуры начала XX века.

От эклектизма в середине 1900-х годов перешёл к неоклассицизму . Мотивы классицизма наглядно проявились при создании архитектором комплекса зданий Клинического повивально-гинекологического института на Менделеевской линии (1899—1904) , позже — доходного дома Первого Российского страхового общества (1911—1914) и Дворца выставок в Санкт-Петербурге.

Для творчества Бенуа неизменно характерны чёткая архитектурная композиция, продуманность художественного ансамбля, элегантность форм. Он один из создателей проекта крупномасштабной реконструкции Санкт-Петербурга (1910—1913, совместно с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым ), включавшего строительство сети метрополитена .

В проекте храма Лурдской Богоматери (1903—1919, совместно с М. М. Перетятковичем) Бенуа переосмыслил романское наследие в направлении, близком к модерну . Модерн оказал влияние и на другие проекты Бенуа, что наиболее последовательно отразилось в пятиэтажном здании Московского купеческого банка на Невском проспекте (д. № 46).

Также участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра , 1902—1904; Белый зал заседаний Мариинского дворца , 1907—1908; фасад Финской церкви ), неизменно отличаясь бережным и тактичным отношением к работе предшественников.

Награды и звания

Клинический повивально-гинекологический институт (1901—1904)

Иностранные:

Проекты

По состоянию на 2015 год известно около 60 архитектурных работ Бенуа (включая интерьерные работы), большинство из которых были разработаны и осуществлены в Санкт-Петербурге . Сохранилось около 40 сооружений и архитектурных комплексов, возведённых по проектам Л. Н. Бенуа. Большинство из этих построек являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства.

Семья

В браке (с 17 февраля 1880 года) с дочерью коммерции советника , почётного гражданина и астраханского купца 1-й гильдии А. А. Сапожникова , Марией Александровной (25.09.1858 — 30.09.1938, Берлин ) имел детей:

  • Нина (29.12.1880 —1959), вышла замуж за мозаичиста В. А. Фролова , в их браке родился сын Александр (1917—1971).
  • Ольга (1882—1973), в замужестве Штейнер. С 1918 года в эмиграции (Финляндия, Германия, Англия). Автор воспоминаний о семье Бенуа (1956)
  • Екатерина (02.09.1883 —1970), вышла замуж за архитектора Людвига Шрётера ; в браке родились: Мариана (1902—1982) — архитектор, жена архитектора А. Н. Виноградова; Галя (1906—2001) — художник- мозаичист , в замужестве Войцкевич; (1908—1988) — архитектор; (1908—1988) — архитектор.
  • Николай (1885—1961), капитан лейб-гвардии Финляндского полка . После революции был заключен в Кронштадтскую тюрьму, из которой бежал в Финляндию, затем переехал во Францию. Незадолго до начала Второй мировой войны женился и переехал в Германию, в конце войны — в Канаду.
  • Елизавета (1889—?)
  • Надежда (1896—1975), художница, после эмиграции в Англию работала сценографом; в браке с бароном Ионой Устиновым , их сын Питер Устинов (1921—2004), известный актёр и драматург. Внук Надежды Леонтьевны — Игорь Устинов (род. 1956), скульптор, создатель статуэтки-приза фестиваля « Benois de la Danse », названного в честь художника А. Н. Бенуа — брата Л. Н. Бенуа.
  • Александр (1891—1919), в Первую мировую войну — штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка , командир 15-й роты. Участник Белого движения в составе Добровольческой армии и ВСЮР . Убит в бою у деревни Дремайловки 24 сентября 1919 года, был похоронен в Покровском монастыре .
  • Владимир (1880-е—?)

Примечания

  1. ↑ Бенуа Леонтий Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Бенуа Леонтий Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии .
  3. , с. 293.
  4. Список гражданским чинам первых четырёх классов. — Пг., 1914. — С. 627.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 8 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  6. 23 февраля 2015 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2015. 8 октября 2018 года.
  8. от 13 августа 2016 на Wayback Machine в Екатерининской церкви
  9. (неопр.) . Дата обращения: 15 мая 2016. 17 июня 2016 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 20 мая 2016. 25 июня 2016 года.
  11. Банников А. П. 16 апреля 2015 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 20 мая 2016. 25 июня 2016 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 8 апреля 2015. 13 апреля 2015 года.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 12 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  15. Киевлянин , № 34. — 1-го октября 1919 г. — С. 1.
  16. Зубов Ю. В. Лейб-гвардии Преображенский полк: с полком прадедов и дедов в великую войну 1914—1917 гг. — М., 2014. — С. 242.

Литература

  • Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. — СПб. : Коло , 2006. — 400 с.
  • Леонтий Бенуа и его время / Ред.-составитель В. А. Фролов. — СПб. : Российский институт истории искусств, 2008. — 400 с.
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 293. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
Сочинения Л. Н. Бенуа
  • Записки о моей деятельности // Невский архив. М.; СПб., 1993.

Ссылки

Same as Бенуа, Леонтий Николаевич