Interested Article - Человеколось

« Человеколо́сь » ( коми-перм. Мортвӧрмӧс , англ. The Mooseman) — приключенческая компьютерная игра , разработанная пермской студией «Мортёшка» и выпущенная в 2017 году . Игра основана на мифологии коми , а также других финно-угорских народов , и является попыткой художественной реконструкции мифологических сюжетов . Сюжет повествует о Человеколосе, одном из семи сыновей бога-творца Ена , который должен отправиться в нижний мир, чтобы достать оттуда Шонди (солнце) и спасти мир от вечного холода . Человеколось способен переключаться между реальным миром и миром духов и использовать это для продвижения по миру .

«Человеколося» хорошо встретила игровая пресса. Игру хвалили за самобытный и атмосферный художественный стиль, звуковое сопровождение, умелое использование народного творчества в сюжете, но ругали за слишком малую продолжительность .

Игровой процесс

Два скриншота игры из одного и того же момента, показывающие разницу между обычным миром (сверху) и планом миром (снизу). В мире духов на Человеколосе появляется маска лося

Игровой процесс представляет собой перемещение главного героя, шамана-Человеколося, по двухмерному миру, и решение различных головоломок. Человеколось может только перемещаться влево или вправо , и, будучи «знающим» ( коми-перм. тӧдысь), способен переключаться между планами мира — реальным и призрачным . Переключение между планами позволяет видеть духов и меняет окружающие объекты: например, то, что в реальном мире кажется обычным валуном, при переключении на призрачный начинает двигаться самостоятельно. Такого рода объекты можно использовать, чтобы организовать себе укрытие от врагов или, например, установить мост через пропасть. В ходе прохождения игры можно собирать артефакты пермского звериного стиля , спрятанные в различных локациях, про каждый из которых в игре можно прочитать краткую справку . Проходя мимо идолов , игрок открывает записи во внутриигровой энциклопедии, которые поясняют происходящее с точки зрения мифологии, эти же идолы служат точками сохранения игры . Нераскрытые мифы в энциклопедии записаны на анбуре — древнем пермяцком алфавите .

В игре также присутствуют и противники, от которых надо обороняться или сбегать — злые духи, а также мертвецы, увязшие в реке Сир-Ю , отделяющей мир мёртвых. Кроме того, в игре есть и боссы — различные божества коми-пермяцкой мифологии, однако столкновения с ними тоже представляют собой, по сути, решение головоломок. На определённом этапе игры Человеколось может получить способность зажигать свой посох с помощью Шонди , чтобы защищаться от злых духов, а также на одной из локаций ему придётся стрелять из лука .

Сюжет

История в игре подаётся без прямых диалогов между персонажами, как собственно через визуальную составляющую, так и через данные из внутриигровой энциклопедии, которую игрок пополняет, проходя мимо идолов. В начале прохождения игроку не дают никакой информации, но в конце игры информация из энциклопедии складывается в единую картину, понятную для игрока . Ролики в игре озвучены на коми-пермяцком языке .

Бог-лось Ен , демиург , вылупился из яйца, снесённого уткой, плывущей по безбрежному океану . Из скорлупы этого яйца был создан Средний мир (мир людей и духов), когда Ен увидел себя в отражении, из двух лосиных голов был создан Верхний мир (обитель богов и душ), а когда Ен родился, в глубинах океана образовался Нижний мир — место, где живут проклятые. Из остатков скорлупы Ен сотворил целый сонм божеств и духов, которых впоследствии и встретит игрок . Однажды Ен решил найти себе жену, и обнаружил на Земле трёх сестёр, простых смертных. Чтобы их испытать, Ен дал им свою лосиную шкуру. Старшая и средняя сёстры пытались соскоблить со шкуры лосиный жир, чтобы съесть, но младшая постаралась позаботиться о ней, и она оказалась достойной. В конце концов, младшая сестра стала Ену женой и родила ему семерых сыновей — полубогов-человеколосей . У отца сыновья научились общаться с духами, а у матери — людским чувствам и тревогам. Впоследствии Ену надоело жить в землянке, и он забрал сыновей и ушёл от жены навсегда, на охоту за стремительным шестиногим лосем .

Шестиногий лось носил на рогах Шонди (вечное пламя) из нижнего мира в верхний. Ен долго преследовал лося по тайге , и однажды всё же убил его, а его шкуру прибил к звёздам. Но когда Ен убил лося, Шонди упало в нижний мир, и его свет и тепло перестали достигать других миров, там же оно остаётся и до сих пор . Мир мог погибнуть от вечного холода без тепла Шонди. Чтобы предотвратить гибель мира, Ен поручил каждому из семерых своих сыновей ежедневно спускаться в Нижний мир, чтобы поднять огонь от Шонди в верхний, откуда он способен осветить и согреть все миры .

После этого и начинается действие игры. Человеколось, за которого играет игрок, спускается в Нижний мир, вход в который охраняет медведь Ош , минуя реку Сир-Ю , полную злобных мертвецов, а охраняет Шонди паук Черань, проводник душ. Добыв частицу Шонди, Человеколось поднимается по паутине Черани в Средний мир вместе с неисчислимыми ортами , душами умерших людей, которые должны обойти все три мира и найти свой покой в Верхнем. Впоследствии он вынужден пройти через подводное царство водяного Вакуля , похожего на гигантскую щуку, а потом, поднявшись в Средний мир, задобрить лешего- Ворсу жертвой в виде кроликов, чтобы тот пропустил дальше. Затем Человеколось проходит через город коми Кудымкар , где в одном из домов завелась злобная ведьма Йома . Добравшись до птицы по имени Карс, Человеколось садится на него верхом и взмывает в небо, к Высшему миру, но путь ему преграждает Войпель , бог северного ветра. В конце концов, Человеколосю удаётся добраться до Верхнего мира и осветить мир огнём Шонди, продолжив вечный цикл.

История разработки и выхода

Артефакт с изображением человека с головой лося, стоящего на ящере. Многие из таких артефактов пермского звериного стиля , представленные в Пермском краеведческом музее, появляются в игре

Разработчик игры — Владимир Белецкий из города Пермь. Разработкой «Человеколося» он занимался в свободное от основной работы время, в то время как на основной он руководил созданием другой игры, (англ.) ( . Создание игры началось в мае 2015 года , когда Владимир Белецкий нарисовал логотип игры в пермском зверином стиле и составил короткий документ с описанием общей концепции . Этот документ Белецкий выслал своему другу Михаилу Швачко , который стал композитором и звуковым дизайнером игры, тогда как Белецкий был художником, сценаристом, геймдизайнером и программистом одновременно . Изначально игра планировалась как бесконечный раннер , на разработку которого должна была уйти одна неделя, но потом Белецкий осознал, что проект перерастает в нечто большее, и команде захотелось сделать игру более глубокомысленной. В качестве ориентира и источника вдохновения выступила игра геймдизайнера Locomalito — L’Abbaye des Morts , другими источниками вдохновения выступили Limbo , The Banner Saga и « Ведьмак 3: Дикая Охота ». Несмотря на то, что игру часто сравнивали с Never Alone , Белецкий признался, что не играл в неё до работы над «Человеколосем» . Визуальный стиль навеян работами норвежского художника Теодора Киттельсона и аниме-фильмами Хаяо Миядзаки , а персонажей и существ было решено рисовать силуэтами , потому что это было проще и создавало нужную атмосферу . Анимация создавалась с помощью ротоскопирования , поскольку у автора не было опыта в анимации. Для этого ему приходилось ходить по лесу с палкой, а потом, когда он осознал, что снял не весь нужный материал, ходить с ней перед домом .

Мифология в игре

В вопросах мифологии и материальной культуры авторы консультировались с Пермским краеведческим музеем . В музей разработчики обратились уже после того, как был готов набросок сюжета и список идолов пермского звериного стиля, которые должны были присутствовать в игре. Эдуард Чурилов, заведующий отделом археологии музея, посоветовал разработчикам научную литературу по теме и указал на недостатки в сюжете. После этого Белецкий отказался от использования идолов чердынских богинь в игре, поскольку те не являются объектами пермского звериного стиля и были откуда-то привнесены в эти земли. Разработчики также отказались от дуалистического пантеона , описанного в научной литературе о мифологии коми, и вместо этого реконструировали солярный миф на основе сюжетов, изображённых на идолах, и саамской легенде о Мяндаше . Кроме того, в реконструкции нашлось место и элементам мифологии манси — мифологию саамов и манси использовали, так как стало ясно, что коми-пермяцкого материала не хватает для сюжета . В титрах игры есть перечень научной литературы, использованной при написании сюжета. Чтобы погрузиться в тему, разработчики посетили Чердынь , но, к своему огорчению, обнаружили, что языческая культура безвозвратно утеряна, за исключением коллекции чердынского музея . По словам Белецкого, команда после выпуска игры познакомилась с Лимеровым, автором одной из книг, и тот одобрил их работу .

Музыка

Швачко писал музыку, основываясь на народных мотивах коми. По словам Белецкого, им помог один парижанин, который увлекался горловым пением — такое пение не свойственно финно-уграм, но оно подошло для озвучки некоторых духов. В игре присутствует хоровая музыка на коми-пермяцком и коми-зырянском языке , исполненная студенческим хором Пермского краевого колледжа искусств и культуры . Одна из песен называется «Асъя кыа» ( коми Утренняя заря) и используется в момент перехода между мирами , а вторая — «Ен дзодзогез» ( коми-перм. Божьи гуси) — играет во время финальных титров . В начале 2020 года саундтрек к «Человеколосю» вышел на аудиокассетах ограниченным тиражом от лейбла Minimum Records .

Выход

Продвижение «Человеколося» шло через непрофильную прессу — разработчики высылали пресс-релизы изданиям, которые обычно не пишут про игры, например, в газету « Аргументы и факты » или на канал « Россия 24 », а также участвовали в различных конкурсах инди-игр . Игра вышла 17 февраля 2017 года, а её выход был приурочен к дню коми-пермяцкого языка . 17 апреля 2018 года игра портирована на смартфоны , а 18 июля 2018 года игра портирована на игровые приставки Nintendo Switch , Xbox One и PlayStation 4 . В конце 2020 года игру выпустили в физическом формате для PlayStation 4 тиражом в 999 экземпляров. Коробочное издание игры подготовила компания Red Art Games . В декабре 2021 года было объявлено, что «Человеколось» станет одной из двух последних игр в истории для PlayStation Vita , имеющих физическое издание. Другой игрой стала .

Отзывы и критика

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
Metacritic 79% (PC)
70% (Switch)
75% (Xbox One)
Иноязычные издания
Издание Оценка
Eurogamer 8/10 (Италия)
Nintendo Life 6/10
Русскоязычные издания
Издание Оценка
PlayGround.ru 7,5/10
Riot Pixels 81%
StopGame.ru Похвально
Котонавты 9,5/10

Игра тепло встречена критиками. Отмечали удачный художественный стиль, хорошее использование финно-угорского фольклорного материала, атмосферное музыкальное и звуковое сопровождение, образовательную составляющую в плане мифологии. Неоднозначно была встречена малая продолжительность игры, а также слабая проработка игрового процесса. Очень часто «Человеколося» сравнивали с другими играми, Journey , Limbo и Never Alone .

Riot Pixels оценило приятный глазу визуал и отметило, что эта игра является настоящим произведением искусства, стилизованным под народное творчество, а художественный минимализм стилистики был сравнён рецензентом с Limbo . С Limbo сравнивал игру и Ярослав Гафнер, рецензент StopGame.ru , и, кроме того, отметил сходство игры с Never Alone . В качестве плюсов он выделил информативность игры в плане финно-угорских верований и самобытную графику, в качестве минусов — не плавную анимацию и слишком малую продолжительность . «Котонавты» выразили восхищение интересными композиционными решениями в визуале, несмотря на ограниченность технических средств у разработчиков. Хотя рецензент «Котонавтов» и отмечал внешнее сходство игры с Limbo , игра вызвала у него впечатления, напомнившие ему Journey . «Это очень маленькая игра, но впечатления оставляет незабываемые. А уж если после неё проснётся интерес к мифам коми, значит, свою задачу разработчики даже перевыполнили», — так подытоживает обзор автор . Олег Чимде, обозреватель DTF , вообще охарактеризовал игру как «научное исследование», пусть и выполненное в формате игры, и выразил мнение, что эта игра способна заинтересовать мифологией коми тех, кто в иных обстоятельствах никогда бы ей не заинтересовался . Журнал Darker счёл, что игра похожа на интересную музейную экскурсию, где сухой материал преобразован в «удобоваримую эссенцию, легко усваиваемую даже самыми отбитыми паладинами мыши и клавиатуры». Darker также отметил хорошее погружение в атмосферу игры, особенно выделив звуковое и музыкальное сопровождение, основанное на коми-пермяцких мотивах, но при этом счёл игровой процесс скучным. Несмотря на критику игрового процесса, по мнению рецензента, игра всё-таки способна увлечь и достойна того, чтобы пройти её до конца . Рецензенту портала PlayGround.ru образы в игре напомнили The Banner Saga , а также « Тургор » и « Мор. Утопию ». Ему понравился Нижний мир в игре, но остальные два мира, Средний и Высший, ему показались излишне короткими и скомканными. Итог рецензии подведён следующим выражением: «красивый мотив для того, чтобы открыть „Википедию“» . «Человеколось» получил освещение и в иностранной игровой прессе. Итальянская версия издания Eurogamer сочла игру настоящим произведением искусства и выразила мнение, что судить об этой игре исключительно по игровому процессу кощунственно . Nintendo Life сравнил прохождение игры с музейной экскурсией, но предупредил, что игра порой может раздражать не очень интуитивно понятным управлением .

Примечания

Цитаты
  1. «По бескрайнему океану, под низким небом плыла Утка. Утка снесла яйцо, и из него вылупился Ен — лось, первый дух, первый бог, отец всех людей. Ен увидел себя в отражении, и вот, из двух лосиных голов образовался небесный свод, верхний мир — обитель богов и душ. Скорлупа яйца, из которого появился Ен, стала землею — средним миром. Из осколков скорлупы Ен сотворил многих древних духов: великого шестиного лося, лешего Ворсу и водяного Вакуля, хищного Карс и грозного Оша, строителя Манг-Онта и коварную Йому и сонм других, младших духов, которых мы зовем чудью.» — Мортёшка, Человеколось. Изд. Sometimes You. (2017-02-17). (рус.)
  2. «Время шло и Ен великий за женой ушел в мир средний, и у старика со старухой древней были трое дочерей. Сбросил Ен обличье лося и вошел в землянку к людям. …Младшая была достойна, и ее он взял с собой, семеро у них родилось сыновей, семь братьев, и лосями они были и детьми от человека, долго жили Ен с женой своею и их семеро детей.» — Мортёшка, Человеколось. Изд. Sometimes You. (2017-02-17). (рус.)
  3. «Шло время, и Ен не смог жить с дочерью человеческой. Смрад живых гнал его из землянки и застилал ему взор. Он ушел от своей жены и забрал сыновей, и отправился с ними на охоту. Долго Дочь человеческая смотрела вслед уходящим сыновьям.» — Мортёшка, Человеколось. Изд. Sometimes You. (2017-02-17). (рус.)
  4. «Вечное пламя Шонди когда-то носил Шестиногий лось по Верхнему миру. В то время не было ночи. Когда Ен убил лося, шонди скатилось за горизонт и упало в бескрайний океан. Оно долго падало и наконец достигло Нижнего мира. Там Шонди лежит и по сей день, и лучи его не долетают до других миров.» — Мортёшка, Человеколось. Изд. Sometimes You. (2017-02-17). (рус.)
  5. «Каждый сын был даром Ена друг за другом наделен, Бог-Создатель поручил им взять оружье и решиться, кто пойдет в мир нижний, отыскать крупицу шонди, и, подняв ее осколком рога, принести во все миры. Первый жребий был там брошен, на горе великой предков, мерзнет средний мир без солнца, замерзают в верхнем духи, наконец один из семи братьев первым избран был идти.» — Мортёшка, Человеколось. Изд. Sometimes You. (2017-02-17). (рус.)
Источники
  1. ↑ (рус.) . БНК (2 октября 2015). Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  2. Берлинский, Гоша (рус.) . PlayGround.ru (17 февраля 2017). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  3. (рус.) . Национальный акцент (10 июня 2016). Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  4. ↑ DevGAMM Логотип YouTube
  5. Roderick, Oliver (англ.) . Switch Player (26 мая 2019). Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  6. Чимде, Олег (рус.) . DTF (23 февраля 2017). Дата обращения: 5 января 2022. 4 января 2022 года.
  7. (рус.) . Национальный Акцент (13 февраля 2017). Дата обращения: 9 января 2022. 7 января 2022 года.
  8. Вихров, Денис (рус.) . ProPerm.ru (17 января 2017). Дата обращения: 5 января 2022. 4 января 2022 года.
  9. Гафнер, Ярослав (рус.) . StopGame.ru (26 февраля 2017). Дата обращения: 5 января 2022. 4 января 2022 года.
  10. Вести Онлайн Пермь Логотип YouTube
  11. Никифоров, Кирилл (рус.) . Riot Pixels (2 августа 2017). Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  12. Крутова, Мария (рус.) . Котонавты (17 февраля 2017). Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  13. Jusper. (рус.) . XGM TEAM (17 сентября 2015). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  14. Куртанидзе, Реваз. (рус.) . Матч.тв (29 декабря 2020).
  15. Комалутдинова, Алина (рус.) . Текст: новости Перми (17 мая 2016). Дата обращения: 5 января 2022. 4 января 2022 года.
  16. Желнина, Юлия (рус.) . Эхо Перми (16 мая 2016). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  17. (англ.) . Мортёшка. Дата обращения: 6 января 2022. 1 декабря 2021 года.
  18. Пи, Лена (рус.) . Игромания (4 сентября 2020). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  19. Орлова, Татьяна (рус.) . 59i.ru (2017-19-02). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  20. (рус.) . Эхо Перми (11 апреля 2018). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.
  21. ↑ (англ.) . Metacritic . Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  22. ↑ (англ.) . Metacritic . Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  23. (англ.) . Metacritic. Дата обращения: 6 января 2022. 5 января 2022 года.
  24. (англ.) . East Asia SOft. Дата обращения: 6 января 2022. 25 декабря 2021 года.
  25. (англ.) . Metacritic . Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  26. Baravalle, Alessandro (итал.) . Eurogamer (10 марта 2017). Дата обращения: 6 января 2022. 5 января 2022 года.
  27. Lane, Gavin (англ.) . Nintendo Life (16 июля 2018). Дата обращения: 6 января 2022. 5 января 2022 года.
  28. Черноснегов, Евгений (рус.) . Darker (апрель 2017). Дата обращения: 6 января 2022. 6 января 2022 года.

Ссылки

  • (англ.)

Same as Человеколось