Interested Article - Тидус
- 2020-12-09
- 1
Ти́дус ( яп. ティーダ Ти:да ) — вымышленный персонаж, придуманный Мотому Ториямой и Кадзусигэ Нодзимой и нарисованный Тэцуей Номурой . Впервые появился как главный герой в компьютерной ролевой игре Final Fantasy X , выпущенной Square Enix в 2001 году. Тидус живёт в Занарканде и является известным игроком в блицбол — вымышленную спортивную игру с мячом, напоминающую водное поло . После того, как на его родной город нападает огромное существо, известное как Грех , Тидус оказывается в другом мире под названием , где встречает Юну — молодую призывающую — и её телохранителей. Юна собирается в паломничество, конечной целью которого является уничтожение Греха, и Тидус решает помочь ей, надеясь найти дорогу домой. Помимо этого, Тидус появлялся в Final Fantasy X-2 , сиквеле Final Fantasy X , в Kingdom Hearts и ряде других игр Square Enix .
Художник Тэцуя Номура хотел, чтобы Тидус получился более жизнерадостным по сравнению с протагонистами предыдущих игр серии, поэтому сделал его костюм ярким и заметным. Сценарист Кадзусигэ Нодзима планировал, что сюжет ближе познакомит игрока с Тидусом, его надеждами и переживаниями, поэтому большую часть сюжета он также выступает в роли рассказчика, высказывая свои мысли о происходящих событиях. В Final Fantasy этого персонажа озвучивает Масакадзу Морита в японской версии и Джеймс Арнольд Тэйлор в английской.
Тидус был в основном положительно воспринят критиками: оптимизм, жизнерадостность и храбрость сделали его привлекательным персонажем. Его романтические отношения с Юной также получили высокую оценку резензентов; некоторые журналисты назвали эту романтическую линию одной из лучших в компьютерных играх. Игра актёров озвучивания, однако, была воспринята критиками и фанатами неоднозначно. После выхода Final Fantasy X в продажу поступила разнообразная сопутствующая продукция, связанная с Тидусом, в частности, экшен-фигурки и бижутерия.
Появления в играх
Final Fantasy X
В Final Fantasy X Тидус появляется in medias res во внутриигровом видео ; он и его спутники находятся на руинах Занарканда. В этой игре Тидус является главным героем, выступая при этом в роли рассказчика, делясь с игроком своими мыслями о некоторых эпизодах . Тидус рассказывает, какие события предшествовали настоящему моменту: он жил в Занарканде и был звездой команды по блицболу — вымышленной спортивной игры с мячом в воде . Хотя внешне Тидус кажется жизнерадостным и беззаботным, в душе он борется с ненавистью к Джекту , своему пропавшему отцу. Эта ненависть зародилась из-за того, что мать не обращала на него внимания, когда Джект был с ней, а затем, когда Тидус начал играть в блицбол, возненавидел отца ещё больше, так как тот тоже был известным игроком . Во время турнира по блицболу, на Занарканд нападает огромное существо, известное под именем Грех . Оно уничтожает город, а Тидус и Аурон , друг Джекта, оказываются перенесены в мир под названием Спира .
Тидус попадает на остров Бесайд, где встречает Юну , молодую призывающую, которая собирается в паломничество, целью которого является уничтожение Греха, а также её телохранителей: Лулу , Вакку и Кимари . В надежде найти способ вернуться домой, Тидус присоединяется к ним , а затем становится одним из телохранителей Юны. К отряду также присоединяется Аурон, раскрывающий Тидусу правду: его отец превратился в Греха . Это произошло десять лет назад, когда Аурон, Джект и лорд Браска, отец Юны, отправились в такое же паломничество, чтобы уничтожить Греха, однако в результате Джект сам стал переродившимся Грехом . В путешествии Тидус теряет надежду вернуться домой и решает остаться с друзьями до конца; параллельно развиваются его романтические отношения с Юной . Тидус узнёт, что тот Занарканд, откуда он родом, существует лишь во снах людей умерших людей, которых называют призраками веры. Настоящий Занарканд был разрушен в войне против Бевелла, и в это же время появился Воображаемый Занарканд и Грех. Если Грех потерпит окончательное поражение, то Воображаемый Занарканд и все его жители — включая Тидуса — исчезнут .
Попав в Занарканд, друзья узнают, что Юна должна выбрать одного из них, чтобы он стал призраком веры и превратился в Последнего Эона, благодаря которому будет повержен Грех . Однако путешественники решают найти другой способ навсегда уничтожить Греха, который не требовал бы принесения кого-то в жертву . Отряд атакует Греха и проникает под его броню. В конце концов, они находят Джекта, которого они должны уничтожить, чтобы победить Греха . После победы над заложниками Греха отряд Тидуса сражается с Ю Йевоном и выигрывает сражение . Цикл перерождений Греха прерывается, и Призраки Веры оказываются на свободе. Тидус прощается со своими друзьями и исчезает , однако после титров игрок видит его плывущим куда-то под водой.
Final Fantasy X-2
Сюжет Final Fantasy X-2 тесно связан с Тидусом, хотя он сам по ходу игры появляется очень редко. Кроме того, так как игроки имели возможность переименовать его в предыдущей части, его упоминают только с помощью местоимений («он», «его») . Два года спустя после событий Final Fantasy X Юна находит сферу, в которой видит молодого человека, очень похожего на Тидуса — его держат в тюрьме. Это заставляет Юну присоединиться к Крыльям чайки, отряду охотников за сферами; вместе с ними она путешествует по всей Спире в надежде узнать больше о судьбе Тидуса, который всё ещё может быть жив . Однако выясняется, что человек, которого Юна видела в сфере — это Сюин , который становится главным антагонистом игры . В зависимости от успешности действий игрока, перед Юной может появиться призрак веры, который скажет, что всё ещё есть шанс вернуть Тидуса ; он выполняет своё обещание, и молодые люди воссоединяются . Хотя в заключительной сцене Тидус сомневается, реален он или нет, он всё равно решает остаться с Юной . Кроме того, он доступен как один из дополнительных персонажей в мини-игре блицбол, хотя его называют «Звёздный игрок» .
В Final Fantasy X-2: International + Last Mission , обновлённой версии игры, Тидус доступен как игровой персонаж , участвующий в битвах. Кроме того, после прохождения игры добавляется ещё один эпизод, в котором раскрывается, что Тидус живёт с Юной на острове Бесайд, а его иллюзия появляется в роли босса . В версии Final Fantasy X/X-2 HD Remaster добавляется аудио драма , в которой Тидус становится новой звездой блицбола в Спире, хотя его мучает рана. Юна разрывает отношения с ним, но он решает присоединится к ней в новом приключении, так как поклялся никогда не бросать её .
Появления в других играх
Тидус также появлялся в других играх, не связанных с Final Fantasy X . Так, в серии Kingdom Hearts он (более молодой) является другом главных героев Соры и Рику . В первой части вместе с ним также появляются молодой Вакка и Сельфи , героиня из Final Fantasy VIII , которая также выступает в роли спарринг -партнёра. В Kingdom Hearts: Chain of Memories и Kingdom Hearts II Тидус присутствует в роли камео (в Kingdom Hearts II Сельфи только упоминает его) . В Kingdom Hearts coded цифровая реплика Тидуса выступает в роли одного из боссов . В он появляется вместе с Ауроном и Юной . Его монологи, диалоги с его участием и музыкальные темы вошли в список композиций альбомов Final Fantasy X Vocal Collection и feel/Go dream: Yuna & Tidus .
В Dissidia Final Fantasy , игре в жанре action , Тидус присутствует в роли положительного персонажа, представляющего Final Fantasy X . Он служит богине Космос, тогда как его отец поддерживает её противника, бога Хаоса . Чтобы он вписывался в концепцию дизайна других персонажей, Тэцуя Номура решил сделать его более молодым , однако первоначальный дизайн доступен как альтернативный внешний вид. Многие из его качеств и мыслей в этой игре являются отсылками к Final Fantasy X . Вместе со многими другими персонажами, Тидус появляется в приквеле Dissidia 012 Final Fantasy , но сражается на стороне Хаоса . Когда на него нападает Юна, он жертвует своей жизнью, чтобы спасти её от Императора, однако ему помогает Джект. В этой игре его дизайн был изменён на основе иллюстраций Ёситаки Амано . В музыкальной игре Theatrhythm Final Fantasy он доступен как игровой персонаж .
Кроме того, было выпущено множество сопутствующей продукции для фанатов, связанной с Тидусом: экшен-фигурки , бижутерия и прочие товары . На двадцатилетнюю годовщину франшизы Square Enix выпустила статуэтки главных героев Final Fantasy , включая Тидуса .
Идея и создание
Кадзусигэ Нодзима , сценарист Final Fantasy X , большое внимание уделил отношениям между игроком и главным героем; при написании сюжета он хотел попробовать что-то новое. Так как и главный герой и игрок оказываются в неизвестном мире, Нодзима хотел, чтобы понимание Тидусом этого мира отражалось на прогрессе игрока; таким образом, Тидус выступает в роли рассказчика на протяжении большей части сюжета . Изначально Нодзима создал краткое описание Тидуса, чтобы Тэцуя Номура , дизайнер персонажей, мог начать работу. Сделав набросок персонажа, Номура получил комментарии как от Нодзимы, так и от других членов команды . Чтобы Тидус выделялся среди других персонажей, Номура должен был нарисовать его в другом стиле . Так как значимое место в игре должна была занять концепция «оживших мертвецов», члены команды хотели перенести её на одного из игровых персонажей. Однако по ходу разработки Нодзима посмотрел фильм, в котором подобная идея была применена к главному герою, поэтому было решено, что эту роль будет исполнять Аурон, а не Тидус . Ёсинори Китасэ, говоря о блицболе — спортивной игре, звездой которой является Тидус, — рассказал, что хотел ввести в Final Fantasy X вымышленные соревнования, как, например, гонки на карах в фильме « Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Кроме того, во время создания игры Япония (совместно с Южной Кореей) готовилась к проведению чемпионата мира по футболу 2002 года , которого многие очень ждали, поэтому было решено, что правила блицбола будут основаны на футбольных .
В своём интервью Номура упомянул о том, что хотел создать контраст между ведущим мужским и женским персонажем, поэтому выбрал имя Юна для спутницы Тидуса, что означает «ночь» по-окинавски . Этот контраст также выражается в том, какие предметы требуются героям для того, чтобы наполнить силой своё Небесное оружие: Тидусу необходим Символ Солнца и Герб Солнца, а Юне — Символ Луны и Герб Луны . Номура также объяснил, что одежда Тидуса должна символизировать его связь с морем: в его костюме присутствуют синие тона, а символ команды Тидуса по блицболу нарисован по образу рыболовного крючка . Этот символ представляет собой слияние букв латинского алфавита «J» и «T» — первые буквы имени Тидуса ( англ. Tidus) и Джекта ( англ. Jecht), его отца . Так как в самом начале игрок имеет возможность сменить имя главного героя, к Тидусу никогда не обращаются по имени в озвученных диалогах, хотя в Воображаемом Занарканде один из персонажей обращается к нему по имени (оно не произносится, но появляется в панели диалога). Имя Тидуса также указано на его шкафчике в раздевалке стадиона города Лука — оно написано буквами вымышленного алфавита, использующегося в Спире . Перед выходом Final Fantasy X во всех публикациях Тидуса называли «Тида» , однако в начале 2011 года в игровой онлайн-службе имя было изменено на «Тидус» . Так как это имя никогда не произносится в игре, среди фанатов было множество споров о его правильном прочтении. Основываясь на словах Джеймса Арнольда Тэйлора, актёра озвучивания в английской версии игры, в его интервью, а также на озвученных диалогах в Dissidia , Dissidia 012 и Kingdom Hearts , где этот персонаж появляется в роли камео , оно произносится как / ˈ t iː d ə s / , однако в одном из моментов в Kingdom Hearts II его называют / ˈ t aɪ d ə s / . По словам Тэйлора, имя прозносилось как TEE-dəs в английской версии потому, что так назвал Тидуса закадровый голос в одном из трейлеров .
Создавая Final Fantasy X-2 , сиквел Final Fantasy X , продюсер Ёсинори Китасэ был уверен, что больше всего фанаты ожидают воссоединения Тидуса и Юны после того, как они расстались в первой игре . Эта игра породила множество слухов о том, что Тидус связан с Сюином , главным антагонистом, однако представители Square объяснили, что это было бы слишком сложно из-за характера Тидуса .
Характер
Тэцуя Номура объяснил, что после создания серьёзных и «невесёлых» главных героев Final Fantasy VII и Final Fantasy VIII , он хотел сделать Тидуса более жизнерадостным, имея в виду как внешний вид, так и его характер (при этом соблюдая традицию давать протагонистам имена, связанные с небом). Оптимистичный характер Тидуса выражается и в имени, которое дал ему Кадзусигэ Нодзима: «тиида» по-окинавски означает «солнце» . Нодзима в интервью назвал этого героя «живым» и сравнил с Зеллом Динчем из Final Fantasy VIII . Изначально планировались, что Тидус будет грубым водопроводчиком, членом преступной группировки, однако Китасэ посчитал, что это сделает его очень слабым главным героем с сюжетной точки зрения, и поэтому решил превратить его в звезду спорта . Его отношения с отцом были основаны на «мифах из разных веков, в частности, греческих ». «Эта часть сюжета основана на извечно повторяющейся истории ребёнка, который пытается превзойти своего родителя», — объяснил Китасэ в интверью. — «Эмоциональная связь между ребёнком и родителем становится ключёвым фактором в поиске уязвимого места в броне Греха и позволяет победить практически неуязвимое существо» .
В японской версии игры Тидус был озвучен Масакадзу Моритой , который утверждал, что эта работа стала одной из лучших в его карьере благодаря тому факту, что он участвовал в анимации персонажа методом захвата движения . Это позволило ему лучше понять индивидуальность Тидуса и связать себя с ним настолько, что во время записи диалогов он буквально переносился в его тело . Джеймс Арнольд Тэйлор, озвучивавший Тидуса для английской версии игры, заметил, что, по его мнению, этот герой всегда показывает свои истинные эмоции — другое поведение было бы неестественным для него. Хотя Тэйлор также сказал, что не вполне удовлетворён своей работой и хотел бы сделать некоторые вещи лучше, это был положительный опыт для него и он благодарен фанатам за ту поддержку, которую они оказали ему .
Отзывы и критика
Обозреватель GameSpy положительно отозвался о Тидусе, назвав его «кричаще одетым Леонардо Ди Каприо » и заметив, что именно его недостатки делают его привлекательным . Критик PSXextreme также высоко оценил Тидуса, отметив, что он сильно отличается от главных героев предыдущих игр серии . Журналист GameZone отметил значительное влияние Тидуса на членов его отряда по сравнению с протагонистами из предыдущих частей Final Fantasy . По мнению журналиста, это происходит из-за сочетания «юности и невинности» в характере Тидуса . Команда 1UP.com назвала этого героя «добрым качком» за то, как он поддерживает других членов отряда. Вместе с этим они отмечают, что злоба и взросление по ходу сюжета позволяют отделить его от других «стереотипных бой-скаутов » . По мнению Грега Касавина , редактора сайта GameSpot , изначально игрокам может не понравится Тидус, однако по мере развития сюжета он «полюбится» им. Кроме того, по сравнению с протагонистами предыдущих частей, внутренний мир Тидуса «неожиданно глубок», а концовка с его участием «заряжена эмоциями» . В обзоре Eurogamer высказывается мысль, что Тидус и его спутники «принимают гораздо более благородные и осмысленные решения по сравнению с решениями героев из предыдущих частей Final Fantasy » . Положительно отозвался об этом персонаже и художник из компании Atlus , назвав его «явным лидером» .
Некоторые критики сравнивали Тидуса со Скволлом Леонхартом , главным героем Final Fantasy VIII . Так, в обзоре IGN сравнивалась внешность этих двух персонажей, в частности преобладание более тёмных тонов в одежде Скволла, навевающих «уныние», и яркий костюм Тидуса, который он носит с «нестираемой улыбкой» . По мнению журналиста Gamasutra Тидус более интерес как персонаж, несмотря на то, что иногда он любит жаловаться на жизнь .
Тидус стал четвёртым в списке лучших главных героев Final Fantasy по версии GamesRadar ; он был описан как «один из самых сложных и необычных героев, которые когда-либо появлялись в этой серии игр» . Он также занял седьмое место в юмористическом чарте «Топ-7 персонажей в стиле „Боже, это парень?!“», опубликованном на этом же сайте. К числу «доказательств» его андрогинности были отнесены волосы, похожие на женские, частично открытый костюм и его склонность периодически жаловаться на жизнь. Подтверждением его мужественности оказался тот факт, что он поцеловал девушку (Юну), хотя автор с иронией замечает: «Целование девушек давно не является исключительной прерогативой мужчин» . GameZone поместил имя Тидуса на третью строчку списка «10 лучших персонажей Final Fantasy », особо отметив его энергичный характер и поведение, которое делает его «настоящей звездой игры» . В списке лучших спойлеров в видеоиграх, опубликованном 1UP.com, выяснение Тидусом его истинной сущности оказалось на третьем месте; при этом составители списка критиковали его «возрождение» в Final Fantasy X-2 , которое представляется нереалистичным . Журналист GamesRadar также отметил, что судьба Тидуса в Final Fantasy X неясна: хотя в конце игры он исчез, в эпилоге он вновь появляется живым — эта сцена объясняется только в конце X-2 . В обзоре высказывается мнение, что хотя заключительная сцена призвана дать игрокам надежду, что Тидус остался жив, она всё равно выглядит грустной .
Тидус стал первым в списке наиболее плохо одетых персонажей по версии 1UP.com — по мнению команды сайта, Тэцуя Номура создал его костюм в стиле «просто смирись с этим». Создатели списка также отметили, что, несмотря на «нелепый» дизайн главного героя, Square удалось «успешно продать» его . В Dissidia дизайн одежды Тидуса со множеством аксессуаров, по мнению обозревателя того же сайта, также сделан в стиле Номуры . Говоря об английском озвучивании Тидуса, журналист IGN отметил, что он «имеет тенденцию говорить слишком быстро и слишком высоким голосом, когда возбуждён» . Обозреватель RPGamer раскритиковал работу Джеймса Арнольда Тэйлора, утверждая, что Тидус должен был быть «импульсивным и энергичным», но в диалогах он представляется «глупым и ребячливым» ; этого же мнения придерживается журналист Eurogamer, который назвал голос Тидуса «плаксивым» и «омерзительным» . Рецензент GameSpot замечает, что предпочёл бы «молчаливого главного героя, а-ля Скволл из Final Fantasy VIII » . С другой стороны, по мнению журналиста PSXextreme, Тэйлор проделал хорошую работу, озвучивая Тидуса . В списке «5 самых раздражающих протагонистов RPG», опубликованном 1UP.com, Тидус оказался на пятой строчке: критике подвергся его костюм, а также отношения с отцом .
Любовные отношения между Тидусом и Юной попали в список «Лучшие любовные линии» в компьютерных играх, опубликованный GameSpot. По мнению авторов списка, их любовь — «один из лучших (и самых грустных)» примеров зрелых отношений в компьютерных играх, а развитие любовной истории — один из лучших элементов в игре . В общем обзоре романтических линий в сюжетах Final Fantasy журналист Gaming Age отметил, что отношения между Тидусом и Юной «буквально искрят» . GamesRadar поставил Тидуса и Юну на десятое место в списке «14 лучших любовных пар в компьютерных играх» и на второе среди пар из игр Square Enix (после Скволла и Риноа ), заметив, что «их отношения самые реалистичные» и, несмотря на те жертвы, которые они вынуждены приносить по ходу сюжета, Тидус и Юна всё равно ищут возможность быть вместе . Kotaku поместил их отношения на вторую строчку в списке «Пять лучших любовных историй в играх»; по мнению журналиста, именно любовная линия и исчезновение Тидуса в конце Final Fantasy X заставило Square Enix создать сиквел, чтобы влюблённые могли снова встретиться . В аналогичном списке, опубликованном на сайте Gamasutra, Тидус и Юна оказались на пятом месте. Их отношения в игре, по мнению журналиста, играют очень важную роль; без них Тидус стал бы героем, которого бы «быстро забыли» . Кроме того, Тидус и Юна получили награду «Лучшая пара года» от журнала Game Informer в 2001 году . — актриса, озвучивавшая Юну для английской версии Final Fantasy X , — отметила, что именно благодаря отношениям с Тидусом Юна становится «более женственной» и, таким образом, более нежной .
См. также
Примечания
- Фэхи, Роб. (англ.) . Eurogamer (17 февраля 2004). Дата обращения: 5 августа 2014. 27 сентября 2012 года.
- (англ.) . GameTrailers (28 августа 2007). Дата обращения: 5 августа 2014. 25 мая 2009 года.
- (англ.) . GameSpot . Дата обращения: 5 августа 2014. 5 сентября 2011 года.
- (яп.) . Famitsu . Дата обращения: 5 августа 2014. 8 ноября 2016 года.
- Square Co, Final Fantasy X-2: International + Last Mission. Изд. Square Enix. PlayStation 2 (13 марта 2003). Уровень/зона: Башня Ядоноки.
- Square, Final Fantasy X - X-2 HD Remaster. Изд. Square Enix. PlayStation 3 (18 марта 2014).
- Джеймс, Аллиса. (англ.) . Dualshockers (27 декабря 2013). Дата обращения: 5 августа 2014. 9 августа 2014 года.
- Ван Дуайн, Эррен. (англ.) (26 декабря 2013). Дата обращения: 5 августа 2014. 8 августа 2014 года.
- Бирлю, Дэн. (неопр.) . — Dorling Kindersley Publishing, 2003. — ISBN 0-7440-0198-6 .
- Square Enix, Kingdom Hearts coded Episode 1. Изд. Square Enix, Disney Interactive Studios. Mobile phone (8 ноября 2008). Уровень/зона: Destiny Islands.
- (яп.) . Square Enix . Дата обращения: 5 августа 2014. 2 февраля 2017 года.
- (яп.) . Oricon . Дата обращения: 5 августа 2014. 11 августа 2014 года.
- (яп.) . Oricon . Дата обращения: 5 августа 2014. 11 августа 2014 года.
- Ниидзуми, Хирохико. (англ.) . GameSpot (6 августа 2008). Дата обращения: 5 августа 2014. 9 февраля 2009 года.
- Гиффорд, Кевин. (англ.) . 1UP.com (18 июня 2008). Дата обращения: 5 августа 2014. (недоступная ссылка)
- (яп.) . — Square-Enix , 2009. — С. 654. — ISBN 978-4-7575-2488-0 .
- Гантаят, Ануп. (англ.) . Andriasang (21 января 2011). Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано из 24 марта 2011 года.
- (англ.) . Siliconera (12 ноября 2011). Дата обращения: 5 августа 2014. 10 октября 2013 года.
- (англ.) . Square Enix . Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано из 20 марта 2008 года.
- (англ.) . Дата обращения: 5 августа 2014. 1 июля 2014 года.
- (англ.) . Дата обращения: 5 августа 2014. 8 августа 2014 года.
- (англ.) . Square Enix (18 декабря 2008). Дата обращения: 5 августа 2014. Архивировано из 26 января 2013 года.
- Square Co, Final Fantasy X International. Изд. Square EA. PlayStation 2 (31 января 2002). Уровень/зона: Beyond Final Fantasy: Event.
- Бирлю, Дэн. Interviews // Final Fantasy X Official Strategy Guide (неопр.) . — Dorling Kindersley Publishing, 2001. — С. 266—267. — ISBN 0-7440-0140-4 .
- ↑ Найт, Шейла. (англ.) . FLAREgamer (2003). Дата обращения: 2 августа 2014. 20 апреля 2013 года.
- Final Fantasy X Ultimania Ω (яп.) / Studio BentStuff. — DigiCube , 2001. — С. 477. — ISBN 4-88787-021-3 .
- Спенсер. (англ.) . (8 ноября 2013). Дата обращения: 18 августа 2014. 12 февраля 2014 года.
- Бирлю, Дэн. Secrets // Final Fantasy X Official Strategy Guide (неопр.) . — Dorling Kindersley Publishing, 2001. — С. 178. — ISBN 0-7440-0140-4 .
- Final Fantasy X Ultimania Ω (неопр.) / Studio BentStuff. — Square Enix , 2001. — С. 238, 243.
- (англ.) . GameSpot . Дата обращения: 2 августа 2014. 6 июня 2004 года.
- Лонг, Эндрю. (англ.) . . Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 1 февраля 2013 года.
- GameTrailers . (англ.) . YouTube (8 ноября 2016). Дата обращения: 11 марта 2018. 7 ноября 2016 года.
- (англ.) . YouTube (24 марта 2015). Дата обращения: 11 марта 2018. 1 октября 2017 года.
- Данхэм, Джереми. (англ.) . IGN. Дата обращения: 2 августа 2014. 29 июня 2011 года.
- Final Fantasy X-2 Ultimania (яп.) / Studio BentStuff. — DigiCube , 2004. — С. 191. — ISBN 978-4-7575-1205-4 .
- Official U.S. PlayStation Magazine (неопр.) / Сэм Кэннеди Гэри Стеймэн. — Ziff Davis Media, 2001. — С. 96.
- Уонлин, Мэтью. (англ.) . RPGamer. Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
- Final Fantasy X Ultimania Ω (яп.) / Studio BentStuff. — DigiCube , 2001. — С. 476. — ISBN 4-88787-021-3 .
- (англ.) . Gamestm. Дата обращения: 2 августа 2014. 31 января 2017 года.
- Чыонг, Кейра. Truong. (англ.) . Asia Pacific Arts (10 февраля 2011). Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
- ↑ Square Co, Final Fantasy X International. Изд. Square EA. PlayStation 2 (31 января 2002). Уровень/зона: Beyond Final Fantasy: Voices.
- (англ.) . (9 ноября 2016). Дата обращения: 11 марта 2018. 10 ноября 2016 года.
- Падилла, Реймонд. (англ.) . GameSpy (25 декабря 2001). Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- ↑ Катаев, Арнольд. (англ.) . PSXextreme (14 декабря 2001). Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 26 января 2013 года.
- (англ.) . GameZone (19 декабря 2001). Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 26 января 2013 года.
- (англ.) . 1UP.com (1 января 2001). Дата обращения: 30 июля 2014. Архивировано из 17 июля 2012 года.
- Касавин, Грег. (англ.) . GameSpot (14 декабря 2001). Дата обращения: 31 июля 2014. 24 октября 2007 года.
- ↑ Брамуэлл, Том. (англ.) . Eurogamer (16 июня 2002). Дата обращения: 10 января 2013. 26 января 2013 года.
- (англ.) . 1UP.com . Дата обращения: 31 июля 2014. 6 августа 2014 года.
- ↑ Команда IGN. (англ.) . IGN (18 декабря 2001). Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 18 июля 2012 года.
- Калата, Курт. (англ.) . Gamasutra (19 марта 2008). Дата обращения: 31 июля 2014. 3 марта 2016 года.
- Натт, Кристиан. (англ.) . GamesRadar . Future US.. Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- Антиста, Крис. (англ.) . GamesRadar . Future US.. Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- Хукер, Хис. (англ.) . GameZone . Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- Шарки, Скотт; Бетенхаузен, Шейн; Нельсон, Михаэль. (англ.) . 1UP.com . Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- Микхэм, Дэйв. (англ.) . GamesRadar . Future US.. Дата обращения: 6 августа 2014. 26 января 2013 года.
- (англ.) . Cheat Code Central. Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 19 января 2013 года.
- Мэки, Боб. (англ.) . 1UP.com . Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
- Гиффорд, Кевин. (англ.) . 1UP.com (18 июня 2008). Дата обращения: 2 августа 2014. (недоступная ссылка)
- Лонг, Эндрю. (англ.) . . Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 26 января 2013 года.
- ↑ (англ.) . GameSpot (14 февраля 2006). Дата обращения: 6 августа 2014. 18 мая 2007 года.
- Мэки, Боб. (англ.) . 1UP.com . . Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 26 января 2013 года.
- Лэй, Маркус. (англ.) . Gaming Age (17 августа 2001). Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 22 ноября 2010 года.
- (англ.) . GamesRadar (14 февраля 2006). Дата обращения: 2 августа 2014.
- Гэссер, А. Дж. (англ.) . GamesRadar . Дата обращения: 2 августа 2014. 15 июня 2011 года.
- Фэхи, Майк. (англ.) . Kotaku (4 февраля 2008). Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 16 февраля 2008 года.
- Лэй, Александр. (англ.) . Gamasutra (14 февраля 2008). Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано из 10 ноября 2010 года.
- Game Informer (неопр.) . — GameStop Corporation, 2001. — February. — ISSN .
- Цитаты из игр
Square Co, Final Fantasy X. Изд. Square EA. PlayStation 2 (20 декабря 2011).
- Тидус: Выслушайте мою историю. Другого шанса может и не быть.
- Комментатор: Десять лет спустя, сегодня, состоится турнир Кубка Памяти Джекта! Две команды, дошедшие до финала это, конечно, Эйбс и Дагглс. Я знаю, что сегодня многие пришли посмотреть на всемирного известного игрока Эйбс! Всего лишь за один год он стал игроком номер один в команде! Он сын Джекта и новая надежда блицбола!
- Юна: Что ты сделаешь, если найдёшь его? / Тидус: Кто знает? Я думал, что он умер десять лет назад. Ну… Я, наверное, просто ударю его. После всего, через что мне и матери пришлось пройти из-за него. И потому, что он был знаменитостью, а я всегда был… Ну, ты, наверное, понимаешь меня, Юна. Твой отец тоже знаменит. Все в Спире знают его, да? Разве это не тяжело?
- Тидус: Кажется, я кое-что понял. / Юна: Что? / Тидус: Я ненавижу своего старика. […] Всегда, когда мой старик был рядом, мама даже не смотрела на меня. Может быть, именно тогда я начал обижаться на него, даже ненавидеть. Когда он исчез… Мама растеряла всю энергию. […] Старушка, живущая по соседству, сказала мне… когда один из неразлучников умирает, тот, который остаётся… он просто не хочет жить, так как хочет снова быть со своим другом. Получилось точно также. И я возненавидел своего старика ещё больше.
- Аурон: Смотри! […] Мы называли его «Грех». / Тидус: Грех..?
- Тидус: Итак, я рассказал ей всё о Занарканде… О тамошней жизни, блицболе и нападении Греха… и о том, как я и Аурон оказались затянутыми в этот мир. Я просто говорил всё, что приходило мне в голову.
- Тидус: Мы поплывём в той же лодке, что и Юна? Зачем нам ждать здесь? / Вакка: Юна появилась в этой деревне десять лет назад, когда началось последнее Упокоение. […] С тех пор она мне и Лулу как младшая сестра. У неё был дар… и она стала ученицей. И сегодня она становится призывающей. / Лулу: Это наше путешествие. Мы должны отправляться вместе.
- Тидус: Я просто обманывал сам себя. Может быть, это был тот день… в море, под палящим солнцем. Я начал терять надежду. Я был в другом мире. И я не мог попасть домой. Теперь это мой новый мир, в котором я застрял очень надолго.
- Тидус: Эй, да этого не может быть. Это просто невозможно. / Аурон: В этом нет ничего невозможного. Джект, Браска и я… вместе мы победили Греха десять лет назад. А потом я отправился в Занарканд, чтобы присматривать за тобой.
- Юналеска : Грех вечен. Каждый Эон, побеждающий его, занимает место Греха… и потому Грех перерождается. / Тидус : Поэтому Джект стал Грехом. / Юналеска : Грех — неизбежная часть судьбы Спиры. Он никогда не исчезнет.
- Тидус: Джект ещё жив? / Аурон: Зависит от того, что ты имеешь в виду под словом «жив». Он… больше не человек. Но потом… я почувствовал что-то, связанное с Джектом, под той бронёй. А ты? Ты должен был почувствовать, когда вошёл в контакт с Грехом. / Тидус: Этого не может быть… / Аурон: Но это так. Грех — это Джект.
- Тидус: Аурон? Я когда-нибудь попаду домой? Назад, в Занарканд? / Аурон: Это зависит от Джекта… Я собираюсь предложить свои услуги леди Юне. Идём.
- Тидус: Кажется, я понял. Мой старик… он знал, что пути домой, назад в Занарканд, нет. Он хотел попасть домой, но знал, что не сможет. […] Кроме того… даже если бы он нашёл дорогу назад… я не думаю, что он бы бросил своих друзей, пока их путешествие не окончено. Возможно, мне стоит попытаться принять свою судьбу.
- Юна: Я продолжу путешествие. Я должна. Если я сдамся сейчас… Я бы могла делать всё, что захотела, но всё же… Если бы даже я осталась с тобой, я бы никогда не смогла забыть. / Тидус: Я пойду с тобой. Я твой телохранитель. Если только я не… уволен? / Юна: Будь со мной до конца. Пожалуйста. / Тидус: Не до конца… Всегда. / Юна: Тогда всегда.
- Тидус : Подожди… это сон. / Призрак Веры : Именно. / Тидус : Сон? Ты с ума сошёл?! У меня сейчас нет времени смотреть сны! / Призрак Веры : Ты ошибаешься. Дело не в том, что ты видишь сон; ты и есть сновидение. […] Да, ты сон Призрака Веры. Ты, твой отец, твоя мать, все. Все являются сновидениями. И если Призрак Веры проснётся… / Тидус : Нет! И что такого, пусть даже я сновидение?! Мне… мне нравится здесь. / Призрак Веры : Мы спали так долго… мы устали. Ты и твой отец… Вы позволите нам отдохнуть?
- Юналеска: Добро пожаловать в Занарканд. Я поздравляю тебя, призывающая. Ты завершила своё паломничество. […] Теперь выбирай. Ты должна выбрать того, которого я изменю… Чтобы он стал Последним Эоном.
- Тидус: …Аурон сказал, что должен быть другой путь… Я думаю, это правда. / Рикку: Ты что-нибудь придумаешь? / Тидус: Я спрошу Юналеску. Она должна что-то знать. / Рикку: Ты правда думаешь, что она тебе поможет? / Тидус: Не знаю, но я должен попытаться. Это моя история. И я буду делать так, как захочу… или она закончится здесь.
- Джект : Ну, в общем-то я и есть Грех. […] / Тидус : Достаточно. Давай покончим с этим, хорошо? / Джект : Ты прав. Ну, тогда… начнём! [превращается в Последнего Эона Браски] / Тидус : Обещаю, это будет быстро! Бей меня изо всех сил, отец!
- Тидус : Я хочу сказать, что… после победы над Ю Йевоном я исчезну!
- Тидус : Юна, я должен уйти. Мне жаль, что я не смог показать тебе Занарканд. Прощайте. / Вакка : Эй! / Рикку : Мы когда-нибудь увидим тебя снова…? […] / Юна : [Тидусу] Я люблю тебя.
Square Co, Final Fantasy X-2. Изд. Square Enix. PlayStation 2 (13 марта 2003).
- Юна : Всё началось, когда я увидела эту сферу, в которой был ты. По крайней мере, кто-то, похожий на тебя. Я не могла сказать точно. Я подумала, что могла бы найти больше таких сфер, если бы присоединилась к Крыльям чайки. Я так и поступила. Ах, если тебе интересно, то Крылья чайки — это охотники за сферами, а охотники за сферами — это… ну, это мы! Мы летаем по всей Спире. И мне действительно весело.
- Рикку: Ты встретила Сюина, да? Он был похож на сама-знаешь-кого? / Юна: Вовсе нет. Только лицом.
- Призрак веры: Ты слышала меня, так ведь? Ты хочешь увидеть его? / Юна: Его? / Призрак веры: Да. Хочешь снова быть с ним? / Юна: Да! / Призрак веры: Я не могу ничего обещать, но мы сделаем всё, что в наших силах..
- Юна: Ты настоящий? / Тидус: Думаю да. […] / Юна: Ты вернулся. / Тидус: Я вернулся. Я дома. / Юна: Добро пожаловать домой.
- Тидус: У меня есть теория. Я думаю, что призрак веры собрал мои мысли и с их помощью вернул меня. Возможно. Что-то вроде того. Или, может быть… Я всё ещё сновидение. / Юна: Подожди! Так ты исчезнешь? / Тидус: Позаботься обо мне, Юна. И я позабочусь о тебе. Хорошо? Мы будем вместе. Вот, что мы должны делать.
Jupiter, Kingdom Hearts: Chain of Memories. Изд. Square Enix U.S.A., Disney Interactive. Game Boy Advance (7 декабря 2004).
- Сора: Ах, да… Вы Сельфи, Вакка и Тидус — вот кто вы такие! / Вакка: Ты головой ударился? / Сора: Нет, э-э… просто мысли вслух. / Сельфи: Я знаю… ты снова думаешь о НЕЙ! / Тидус: Ох-х, я понял. Да, он будто зомби, когда о ней думает.
Square Enix, Kingdom Hearts II. Изд. Square Enix U.S.A., Buena Vista Games. PlayStation 2 (28 марта 2006).
- Сельфи: Эй, как насчёт отправиться на остров? Тидус и Вакка заняты своей игрой в мяч и поэтому не пойдут со мной.
Square Enix, Dissidia 012 Final Fantasy. Изд. Square Enix. PlayStation Portable (22 марта 2011).
- Юна: Это он. Никаких сомнений. Это правда он. Тидус, подожди! Тебя не было в Святилище вместе с другими. Это значит… что ты воин Хаоса. Ты забыл меня? О нашем совместном паломничестве? Даже о сэре Джекте? …Я должна догнать его. Я уверена, что он вспомнит всё, если я поговорю с ним.
Ссылки
- (англ.)
- от 25 августа 2019 на Wayback Machine (англ.)
- (англ.)
- 2020-12-09
- 1