Емелин, Анатолий Анатольевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Хасидеи ( др.-евр. חסידים ; др.-греч. Άσιδαίοι ; дословно: «благочестивые»; в Синодальном переводе Асидеи ) — иудейская религиозная партия (не секта) ревнителей веры и закона , сыгравшая большую роль во времена Хасмонеев ( Маккавейские войны , 166—142 годы до н. э.).
Сформировалась как противодействие начавшемуся во II веке процессу эллинизации среди евреев Палестины . Оформилась через объединение благочестивых иудеев, верных древнему закону, с целью ревностного выполнения всех его требований; они образовали «общество благочестивых» ( др.-евр. קהל חהידים ), или «общину справедливых» (עדת צדיקים ). Принадлежа к низшим слоям населения, они подвергались нападкам со стороны эллинистов.
В дохасмонейский период на долю хасидеев выпали страдания, которые они пассивно переносили, и Велльгаузен говорит ο них, как ο секте, выступавшей против эллинистов. Когда последние стали прибегать к коренной ломке древних устоев и обратились за содействием к греко-сирийским властям, тогда хасидеи стали оказывать энергичное сопротивление. Чтобы не выполнять богопротивных указов сирийского царя, они скрывались в ущельях гор и пещерах и проявили немало подвигов самопожертвования во имя веры; своим героизмом они ободряли народ и внушали ему желание выступить в защиту религии и обычаев предков. Они сами не вели активной борьбы, но своим сопротивлением они вызвали к деятельности другие элементы, которые способны были вести открытую борьбу. Хасмонейский священник Маттафий соединил разрозненные силы защитников иудаизма и научил их геройски бороться за то дело, за которое хасидеи умели геройски умирать ( 1Мак. , Пс. ,).
Впоследствии Хасмонеи разошлись в своих стремлениях с хасидеями, последние ограничивались борьбой за религиозную свободу и отрицательно относились к стремлению Хасмонеев добыть политическую независимость. Когда сирийское правительство признало за евреями религиозную свободу, прекратилось прежнее единение между хасидеями и Хасмонеями ( 1Мак. ). Какую роль хасидеи сыграли в этой борьбе, видно из многих псалмов .
Со славословиями на устах и мечом обоюдоострым они бросались на неприятеля ( Пс. ); торжественно посылали они свою благодарность Богу за первые победы над внутренними и внешними врагами ( Пс. ,); стоя против численно превосходящего врага в минуты величайшей опасности, они не сомневаются в том, что Бог им поможет, и посылали ему в горячей молитве благодарность за предстоящую ещё победу ( Пс. ). Сирийское правительство ошиблось, вмешавшись в религиозную борьбу между эллинистами и хасидеями; оно склонно было заключить мир с хасидеями, которые также хотели мира.
Было два препятствия на пути к миру: недоверие первосвященнических семейств к хасидеям и стремления Хасмонеев превратить войну за религиозную свободу в национальную: старый порядок лишил бы их верховной власти, к которой они стремились. Хасидеи не сочувствовали этим стремлениям Хасмонеев, они согласны были даже стать на сторону первосвященника Алкима , полагая, что он, как потомок Аарона , не причинит им зла. Однако Алким казнил многих хасидеев ( 1Мак. ), но они продолжали быть противниками власти Хасмонеев; особенно они были недовольны переходом первосвященнической власти к Симону и его потомкам.
Лишь короткое время хасидеи принимали участие в политической жизни; когда грозная опасность со стороны греко-сирийцев миновала, они стали тем, чем они были по существу своему с самого начала — строгими исполнителями религиозного закона. Они перестают быть партией. Согласно Велльгаузену, прямыми продолжателями хасидеев явились фарисеи , которые действительно начали борьбу с Хасмонеями, соединившими в своих руках светскую и религиозную власть.
Мишна сообщает, что в молитве хасидеи не ограничивались одним чтением предписанных славословий, но старались предварительно привести себя в надлежащее молитвенное настроение . После молитвы они старались сохранить ещё некоторое время религиозное настроение, прежде чем вернуться к мирским интересам . Делами, по их мнению, надо было заниматься по возможности меньше.
В отношениях к ближним они отличались чуткостью и преданностью; они остерегались наносить ущерб кому бы то ни было, хотя бы косвенным путем . Они не хотели получать подарки от других, но охотно отдавали свои средства. Они сами помогали беднякам и побуждали других к благотворительности .
Благочестивый образ жизни — это путь к достижению нравственного совершенствования, он необходим для того, чтобы преисполниться пророческим вдохновением , даром святого духа .
Этика хасидеев изложена в народном сборнике «Книга Благочестивых» (ספר חסידים), появившемся в Германии в XI или XII веке. В этом сборнике передано этическое содержание иудаизма на основании Библии , Мишны , Талмуда , Агады и других религиозных сочинений; указывается отношение человека к Богу и вытекающее отсюда отношение ко всему окружающему — семье, соседям, общине и человечеству; учёность и религиозность, иначе говоря, знание и благочестие, составляют источник всякой добродетели и основу всех обязанностей. Этика хасидеев учит доброжелательству ко всем людям — евреям и неевреям, даже к животным, которых не следует обременять слишком тяжёлой ношей.
Учение хасидеев принимало в разные времена разные формы, сохраняя неизменным тот взгляд, что простое выполнение религиозного обряда является бессмысленным, если оно не исходит из благочестивого настроения и не имеет своим последствием нравственное совершенствование .