Interested Article - Ярополк Святославич

Яропо́лк Святосла́вич ( др.-рус. Ꙗропълъкъ Свѧтославличь ; ? — 11 июня 978 или 980 года) — великий князь киевский ( 972 978 годы ), старший сын князя Святослава Игоревича . Погиб в первой междоусобице в роду Рюриковичей.

Биография

Ранние годы

Точные дата и место рождения Ярополка неизвестны. Имя его матери в источниках не сохранилось. Историк С. В. Алексеев предположил, что она была княжной одного из подвластных Святославу племен или градов. Поскольку она не упоминается летописями при описании осады печенегами Киева в 968 году, исследователи делают вывод, что к тому времени она уже умерла .

После ухода Святослава в поход на Дунай его дети остались в Киеве с княгиней Ольгой , которая занималась их воспитанием. По мнению историков, она знакомила юных княжичей с основами христианской веры. Их имена впервые упоминаются в летописях в связи с осадой Киева печенегами в 968 году .

Как отмечал С. В. Алексеев, изначально Святослав хотел разделить свои владения между Ярополком и Олегом. Старшему сыну он назначил Киев, Олег же получил в управление землю древлян . Это отчасти удовлетворяло самолюбие тамошней знати, помнившей о независимости и уязвленной подчинением Рюриковичам. Какой город Олег сделал столицей своих владений, точно неизвестно. По одной из версий, центром Деревской земли он определил Вручий (Овруч) . Пока Святослав в Киеве готовился к походу на Балканы, к нему прибыло новгородское посольство, просившее его назначить князем Новгорода одного из трех сыновей. Ярополк и Олег отказались от этого предложения, поэтому Святослав отправил княжить в Новгород Владимира .

Историк К. Богданов писал :

Вероятно, между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать. Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее

Киевский князь

Осенью 971 года Святослав Игоревич возвращался на Русь с Балкан. Разделив свое войско, большую его часть он отправил по суше, а сам с небольшой дружиной и захваченными на Балканах пленными и добычей поплыл на ладьях. В Белобережье он был вынужден встать на зимовку, поскольку пороги на Днепре перекрыла печенежская орда хана Кури. Весной Святослав предпринял попытку прорыва и погиб. Уцелевших ратников в Киев привел воевода Свенельд .

Роль Ярополка в гибели его отца Святослава среди историков остается дискуссионной. По мнению некоторых из них, Святослав зимовал в Белобережье, ожидая помощи из Киева, но Ярополк сознательно не отправил полки на помощь отцу, опасаясь лишиться власти . По другой версии, к такому шагу Ярополка склонило его окружение, опасавшееся возвращения Святослава .

После гибели Святослава великим князем на Руси стал Ярополк . О том, как он взаимодействовал с Олегом и Владимиром, летописи не сообщают. Ряд историков полагает, что Олег и Владимир признавали верховную власть Ярополка. Другие считают, что они были равноправными правителями .

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II : в 973 году русские послы посетили имперский съезд в Кведлинбурге — пасхальной встрече императора с высшей знатью . Историк А. Ю. Карпов отмечал, что участие русского посольства в праздновании Пасхи свидетельствует о симпатиях послов к христианству или даже о том, что они сами были христианами . Согласно немецкой « Генеалогии Вельфов », родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I ) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев» . По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны . Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком . С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» .

По данным Никоновской летописи , к Ярополку приходили послы из Рима от папы . О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись :

«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую»

О крещении Ярополка после смерти его отца Святослава, негативно относившегося к христианству, могут свидетельствовать и другие, независимые летописные известия .

Междоусобица и гибель

Шевченко Т. Г. Смерть Олега, князя древлянского

Вскоре после гибели Святослава между его сыновьями вспыхнула распря. По разным версиям, она началась в конце 973 года или в 975 году . Во владения Олега во время охоты вторгся Лют Свенельдич , знатный киевский боярин , сын воеводы Свенельда , пользовавшегося большим влиянием при дворе Ярополка . Узнав, кто именно охотится в его землях, Олег приказал убить Люта. Ряд историков выдвинул теорию, что действия Люта были намеренной провокацией, поскольку еще при князе Игоре Рюриковиче Свенельд собирал дань с древлян. То, что Лют охотился во владениях Олега открыто, могло быть воспринято как демонстративное посягательство на них .

Оплакивание и погребение Олега Святославича у города Овруча

Узнав о гибели сына, Свенельд начал подстрекать Ярополка к войне с Олегом, говоря: «Пойди на брата своего, и примешь власть его» . Какое-то время Ярополк отказывался выступить против брата, но спустя два года после убийства Люта Олегом он собрал войско и начал поход в землю древлян. Олег не стал укрываться за стенами города и встретил брата неподалёку от Вручего . В сражении войско Олега было разбито, он и его уцелевшие воины бросились к городским воротам. На мосту через ров возникла давка, воины, ища спасения в городе, сталкивали друг друга с моста. В ров упал и сам Олег. Вручий сдался Ярополку, который сразу начал разыскивать своего брата . Поиски ни к чему не привели, пока один из древлян не сказал: «Видел я вчера, как спихнули его с моста» . Расчистив ров, воины Ярополка нашли тело Олега . Увидев его, Ярополк разрыдался. «Вот, — воскликнул он, обращаясь к Свенельду, — этого-то ты и хотел». Олега похоронили под стенами Вручего .

После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море» , а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства .

Отъезд Ярополка из Киева в город Родню

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев . В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд , который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось . После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи» .

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков .
Убийство Ярополка по приказанию Владимира

« Повесть временных лет » датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ « Память и похвала князю Владимиру » (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца ) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый , велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние ) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве .

Семья и дети

Согласно Повести временных лет , женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов . По этому источнику, князь Святополк Окаянный родился у гречанки от Ярополка, однако это дискуссионный вопрос. Более того — известно, что княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку, когда он был женат на гречанке. Из этого Карамзин делает вывод, что в те времена многоженство не было вне закона .

В современной культуре

Образ в литературе

Ярополк Святославич упоминается в повести Ю. Д. Ячейкина «Божедар или Византийский двойник» .

Образ в кино
Образ в мультфильмах

Примечания

  1. , с. 34.
  2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 44.
  3. , с. 35.
  4. , с. 37.
  5. , с. 47.
  6. , с. 111.
  7. , с. 61.
  8. , с. 12.
  9. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 66.
  10. , с. 251.
  11. , с. 19.
  12. ↑ , с. 30.
  13. , с. 38.
  14. , с. 63.
  15. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 74.
  16. Назаренко А. В. Русь и Германия в 70-е годы X века // Russia Mediaevalis. 1987. Вып. 6 (1). С. 38—89;
    Поппэ А. от 15 июня 2018 на Wayback Machine
  17. ↑ , с. 64.
  18. (рус.) . История.рф. Дата обращения: 21 октября 2015. 27 января 2022 года.
  19. Татищев В. Н. История Российская . Собрание сочинений: в 8 томах. — М. : Ладомир, 1994—1996. — Т. 1, Гл. 4. — С. 111—112.
  20. Щавелев А. С.
  21. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 79.
  22. ↑ , с. 31.
  23. ↑ , с. 22.
  24. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 80.
  25. , с. 65.
  26. (неопр.) runivers.ru . Дата обращения: 11 ноября 2021. 11 ноября 2021 года.
  27. , с. 66.
  28. , с. 25.
  29. ↑ , с. 26.
  30. ↑ , с. 67.
  31. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 2004. — С. 82.
  32. (неопр.) runivers.ru . Дата обращения: 19 ноября 2021. 19 ноября 2021 года.
  33. (неопр.) . runivers.ru . Дата обращения: 19 ноября 2021. 19 ноября 2021 года.
  34. См. , см. также: Алексеев А. И. Крещение костей (к интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. № 1 (11). С. 102—106.
  35. Повесть временных лет, 977 год
  36. Н. М. Карамзин «История государства Российского», т. I, гл. VIII, стр.48
  37. Ячейкин Ю. Д. Божедар или Византийский двойник». — Золотая аллея, 1992. — 168 с.
  38. (неопр.) . afisha.ru. Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  39. (неопр.) . afisha.ru. Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.

Литература

Same as Ярополк Святославич