Бежария
- 1 year ago
- 0
- 0
Арма́нда-Грези́нда-Клэр-Элизабе́т Бежа́р, госпожа Молье́р , затем — госпожа Гере́н ( фр. Armande-Grésinde-Claire-Élisabeth Béjart ; 1642 (?) — 30 ноября 1700 , Париж ) — французская актриса , младшая представительница театральной фамилии Бежаров.
Родилась в 1642 году (по другим данным, в 1645 ). Происхождение Арманды до сих пор в точности не установлено. В документе о завещании 1643 г. среди детей королевского смотрителя лесов и водоёмов из Лангедока Жозефа Бежара ( 1585 — 1641 ) и его супруги Марии Эрве-Бежар ( 1593 — 1670 ) упоминается «некрещенная девочка» ( фр. „une petite non baptisée“), однако существует предположение, что в действительности Арманда родилась от внебрачной связи Мольера и старшей дочери Жозефа Бежара, актрисы Мадлены Бежар ( 1618 — 1672 ) в 1645 г. во время их странствий по провинции с труппой Дюфрена . Для Мадлены это был бы уже не первый ребёнок, — 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с шевалье де Моден она родила девочку, названную Франсуазой. Акта о рождении Арманды Бежар найдено не было.
В 1653 г. в Лионе Арманда под именем мадмуазель Мену́ дебютирует в труппе Мольера-Дюфрена, где играет роли детей в трагедиях Расина . Летом 1662 г. она впервые выступает в комедиях Мольера в больших ролях Леоноры в «Школе мужей» и Орфизы в пьесе «Докучные». Её сценическое обаяние производило на публику большой эффект. Согласно свидетельствам современников, она имела заурядную фигуру, но в целом, была привлекательна, несмотря на очень маленькие глаза, большой и невыразительный рот; даже в незначительных ситуациях она держалась с грацией, несмотря на то, что почти всегда противостояла моде. У неё был чрезвычайно приятный голос, и она с большим вкусом пела по-французски и по-итальянски. Это описание сходно с портретом Люсиль, героини комедии «Мещанин во дворянстве» , которую играла Арманда:
Клеонт. <...> глаза у неё небольшие, но зато это единственные в мире глаза: столько в них огня, так они блестят, пронизывают, умиляют.
Ковьель. Рот у неё большой.
Клеонт. Да, но он таит в себе особую прелесть: этот ротик невольно волнует, в нем столько пленительного, чарующего, что с ним никакой другой не сравнится.
Ковьель. Ростом она невелика.
Клеонт. Да, но зато изящна и хорошо сложена.
Ковьель. В речах и в движеньях умышленно небрежна.
Клеонт. Верно, но это придает ей своеобразное очарование. Держит она себя обворожительно, в ней так много обаяния, что не покориться ей невозможно.
Ковьель. Что касается ума…
Клеонт. Ах, Ковьель, какой у неё тонкий, какой живой ум!
Ковьель. Говорит она…
Клеонт. Говорит она чудесно.
Ковьель. Она всегда серьёзна.
Клеонт. А тебе надо, чтоб она была смешливой, чтоб она была хохотуньей? Что же может быть несноснее женщины, которая всегда готова смеяться?
Ковьель. Но ведь она самая капризная женщина в мире.
Клеонт. Да, она с капризами, тут я с тобой согласен, но красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
Прижизненного портрета Арманды Бежар не сохранилось.
20 февраля 1662 г. в Париже она венчается с Мольером, что вызывает волну сплетен, скандальных публикаций и оскорбительных обвинений в преступной женитьбе Мольера на собственной дочери. Защитником Мольера и Арманды Бежар выступил король Людовик XIV , ставший крестным отцом их первого ребёнка. История также приписывает Арманде многочисленные любовные измены: « …[Арманда], мало способная оценить гений и искреннее чувство мужа, изменяла ему с самыми недостойными соперниками, увлекалась салонными болтунами, обладавшими единственным преимуществом — благородством происхождения… » . При этом называются имена герцога Лозена, графа де Гиша, богатого мещанина Дюбуле́ и даже юного актёра мольеровской труппы Мишеля Баро́на.
После смерти Мольера Арманда Бежар вместе с актёром Лагранжем заботится о сохранении его сочинений (в частности, по её инициативе возвращается на сцену трагикомедия «Дон Жуан» ), продолжает выступать в театре: в Отель Генего ́ ( фр. Hôtel Guénégaud , театр, купленный 27 мая года, куда переехала бывшая труппа Мольера после его смерти и передачи зала в Пале-Рояль для нужд Люлли ) и в Комеди-Франсез (с), играя первые роли в комедиях и вторые в трагедиях. 31 мая года она вторым браком выходит замуж за актёра (1636—1728), что вызвало неодобрение некоторых почитателей Мольера, сочинивших эпиграмму:
Мир граций и сатиров царствует над ней,
Пленительной лицом и взбалмошного нрава.
Она за ум ценила мужа мало, право,
Другого телеса влекли её сильней.
У неё было трое детей в первом браке: Луи (крестник короля, родился 19 января 1664 г. и умер 10 ноября), Эспри-Мадлен (3 августа 1665 — 23 мая 1723) и Пьер Жан Батист Арман (родился 15 сентября 1672 г. и умер 10 октября), и один во втором, Никола Герен д'Этрише (1678—1708).
Арманда Бежар умерла 30 ноября 1700 г., согласно записи в метрической книге парижского прихода Сен-Сюльпис, в возрасте пятидесяти пяти лет.
В труппе Мольера Арманда Бежар под именем госпожи Мольер играла написанные для неё роли:
Кроме того, Арманда играла роль Клеофилы в трагедии Жана Расина «Александр», Наяды в комедии Мольера « Докучные », и роли Флавии и Береники в трагедиях Пьера Корнеля «Аттила» и «Тит и Береника».
Она руководила бывшей труппой Мольера после смерти его в 1673 г. и до слияния с труппой Бургундского отеля в 1680 г.
Свою театральную карьеру Арманда Бежар закончила 14 октября 1694 г., заслужив пенсию в 1000 ливров.
История Мольера и Арманды легла в основу нескольких театральных пьес, среди которых выделяются « » Карло Гольдони (впервые поставлена в Турине в августе года) и « Кабала святош » Михаила Булгакова ( 16 февраля 1936 , МХТ ). Также супруги появляются в пьесе, написанной самим Мольером. В комедии « Версальский экспромт » он описывает репетицию в своём театре, и там, между делом, присутствует следующий диалог:
Г-жа Мольер . Знаете, что я вам скажу? Вам бы следовало написать такую пьесу, в которой играли бы вы один.
Мольер . Помолчите, жена, вы — дура.
Г-жа Мольер . Очень вам благодарна, дражайший мой супруг. До чего же меняет людей женитьба! Полтора года назад вы со мной не так разговаривали!
Мольер . Да замолчите вы, бога ради!
Г-жа Мольер . Как странно, что коротенький обряд может лишить человека его лучших качеств! На одну и ту же особу муж и поклонник глядят совершенно разными глазами.
Мольер . Сколько лишних слов!
Г-жа Мольер . Я бы вот об этом написала комедию. Я бы отвела от женщин ряд обвинений, я бы показала разницу между грубостью мужей и любезностью поклонников, и мужья устыдились бы.
Мольер . Довольно! Сейчас не время болтать, у нас важное дело.
В честь Арманды Бежар взял себе псевдоним французский хореограф и режиссёр Морис Бежар .