Interested Article - Этюд (изобразительное искусство)

Микеланджело Буонарроти. Подготовительный рисунок «Ливийской сивиллы» для росписи Сикстинской капеллы в Ватикане . 1511. Красный мел (сангина). Метрополитен-музей , Нью-Йорк

Этю́д ( фр. étude — изучение, учение, разработка; от лат. studium — старание, усердие, изучение) — в изобразительном искусстве «подготовительная работа либо учебное упражнение, выполненное непосредственно с натуры или по памяти с целью изучения, фиксации необходимого материала, проверки композиционных идей» . Отсюда также: штудия ( нем. Studie) — учебная, познавательная работа, и этюдник — небольшой ящик на раздвигающихся ножках для кистей и красок с откидной доской. Удобное приспособление для работы живописца «на натуре». Близкий термин — эскиз .

В творческой практике художники относят термин «этюд», как правило, к творчеству живописца , подготовительной работе, выполненной красками. Рисунки , выполненные на этапе натурной разработки пейзажа, фигур, общей композиции будущей картины или фрески , так и называют: подготовительными рисунками, или штудиями, кроками . В скульптуре подобные этюды именуют боццетто — их выполняют из глины, воска, гипса, чаще в натуральную величину для проверки общего впечатления перед созданием произведения в твёрдом материале — мраморе , граните или отливки в бронзе . Боццетто отличают от модели (в ренессансной Италии: моделло; итал. modello) — подготовительного этюда будущей статуи небольшого размера (она может быть выполнена из твёрдых материалов), которую затем механически увеличивают до нужных размеров; иногда с помощью специальной пунктировальной машины.

В этюде намечаются общая композиция , цветовое решение, проводится анализ формы .

В многих случаях этюды, в том числе учебные, обретают самостоятельное художественное значение и сохраняются автором в качестве удачных произведений: в них присутствуют непосредственность первого впечатления, лёгкость, некоторая недосказанность — качества, которые трудно сохранить в окончательном варианте при тщательной проработке деталей и изменений, сделанных с учётом требований заказчика.

Галерея

  • Леонардо да Винчи. Руки. Рисунок, сделанный (предположительно) для картины «Мона Лиза дель Джокондо». Ок. 1503 г. Бумага, красный мел. Виндзор, библиотека
    Леонардо да Винчи . Руки. Рисунок, сделанный (предположительно) для картины « Мона Лиза дель Джокондо ». Ок. 1503 г. Бумага, красный мел. Виндзор, библиотека
  • П. П. Рубенс. Охота на львов. Этюд. Дерево. Сепия, темпера Старая пинакотека, Мюнхен
    П. П. Рубенс. Охота на львов. Этюд. Дерево. Сепия, темпера Старая пинакотека , Мюнхен
  • П. П. Рубенс. Охота на львов. 1621. Холст, масло. Старая пинакотека, Мюнхен
    П. П. Рубенс. Охота на львов. 1621. Холст, масло. Старая пинакотека , Мюнхен
  • A. Ватто. Зарисовки женских голов. 1710-е гг. Сангина, белый и чёрный мел. Лувр, Париж
    A. Ватто. Зарисовки женских голов. 1710-е гг. Сангина, белый и чёрный мел. Лувр, Париж
  • А. А. Иванов Подготовительные этюды к картине «Явление Христа народу»: Голова Христа (три варианта). Гипсовые головы Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской, Лаокоона и маска, обобщающая предыдущие три типа. 1840-е гг. Бумага на холсте, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
    А. А. Иванов Подготовительные этюды к картине « Явление Христа народу »: Голова Христа (три варианта). Гипсовые головы Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской, Лаокоона и маска, обобщающая предыдущие три типа. 1840-е гг. Бумага на холсте, масло. Государственная Третьяковская галерея , Москва
  • И. Е. Репин Портрет В. С. Серовой в образе царевны Софьи. Рисунок, связанный с работой над картиной «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре». 1879. Бумага, итальянский карандаш. Фонды Российской национальной библиотеки
    И. Е. Репин Портрет В. С. Серовой в образе царевны Софьи. Рисунок, связанный с работой над картиной «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре». 1879. Бумага, итальянский карандаш. Фонды Российской национальной библиотеки
  • Репин И. Е. Этюд к картине «Бурлаки на Волге». 1872. Фонды Российской национальной библиотеки
    Репин И. Е. Этюд к картине «Бурлаки на Волге». 1872. Фонды Российской национальной библиотеки

Примечания

  1. Власов В. Г. Этюд // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 795
  2. Gurney, James (неопр.) . Дата обращения: 28 ноября 2012. Архивировано из 7 ноября 2012 года.
  3. Adams, Steven. (англ.) . — London: (англ.) (, 1994. — P. —32, 103. — ISBN 0-7148-2919-6 .

Same as Этюд (изобразительное искусство)