Interested Article - Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф
- 2021-10-07
- 1
Абу-ль-Хузайл Мухаммад ибн аль-Хузайл аль-Аллаф ( араб. أبو الهذيل العلاف ; 752 , Басра — 840 , Самарра ) — крупнейший представитель басрийской школы мутазилитов (хузайлитов), полемист. Заложил основы мутазилитской философии.
Биография
Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф родился в Басре в 749 или 753 году. С 818 г. жил в Багдаде. Его учителем был — известный мутазилитский проповедник. Среди его учеников были (ум. в 880 г.), и халиф аль-Мамун , в правление которого ряд положений мутазилитов был включён в систему государственного вероисповедания . Был близок аббасидским халифам, особенно аль-Мамуну (правил в 813—833), включившего в поддерживаемую государством доктрину ряд теологических положений мутазилизма .
Умер в 841 или 849 году в Самарре .
Богословие
Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф является автором от 50 до 60 сочинений, ни одно из которых не сохранилось. Его труды имели преимущественно полемический характер и были направлены как против других религий, так и против различных исламских течений (мушаббихитов- антропоморфистов , джабаритов -фаталистов, хашавитов-буквалистов, мурджиитов и др.). Взгляды Абуль-Хузайла подвергались критике не только со стороны суннитских богословов, но и мутазилитами других школ (, ан-Наззам и других). Он много дискутировал с зороастрийцами, манихеями, дуалистами (), шиитами () .
Оппоненты Абу-ль-Хузайла аль-Аллафа считали его доктрину о божественных атрибутах соответствующей учению натурфилософов античности. По мнению аш-Шахрастани, божественные атрибуты в понимании Абуль-Хузайла суть то же, что ипостаси у христиан. Он ввёл в мутазилитское богословие понятия акциденции тел и атома (джаухар) .
Мутазилитская традиция приписывает аль-Аллаф разработку общих для всех мутазилитов «пяти принципов», которые служат критерием их идентификации:
- «единство» Бога;
- божественная «справедливость»;
- обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу»;
- квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех;
- «повеление добра и запрещение зла» .
Вероятно, аль-Аллаф был первым мутазилитом, отстаивавшим утверждение о существовании предела делимости тел, то есть о существовании атома (финитизм). Считал, что минимальное тело состоит из шести атомов, два из которых образуют «длину», два — «ширину», а два — «высоту» . Вслед за Джахмом ибн Сафваном он полагал конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. По некоторым данным, аль-Аллаф придерживался прошиитской ориентации .
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #119218143 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ , с. 12.
- ↑ .
- Матвиевская Г. П. , Розенфельд Б. А. Абу-л-Хузайл ал-Аллаф // Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.) / Отв. ред. А. П. Юшкевич . — М. : Наука , 1983. — Кн. 2. Математики и астрономы, время жизни которых известно. — С. 36. — 650 с. — 2000 экз.
Литература
- Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 12. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Т. Ибрагим. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- 2021-10-07
- 1