Марийская традиционная религия
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́йская традицио́нная рели́гия ( мар. Чимарий йӱла, Марий (марла) вера, Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований) — этническая религия марийцев , основанная на марийской мифологии , видоизменённой в Новое время под влиянием монотеизма (татарского ислама и русского православия ).
Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Большого Белого Бога ( Ош Кугу-Юмо ) . В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, окончательно оформились и утвердился образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).
Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу.
С начала 2000-х годов произошло организационное оформление и регистрация в качестве нескольких местных и объединяющей их региональной централизованной религиозной организации Республики Марий Эл. Впервые было официально закреплено единое конфессиональное наименование марийская традиционная религия ( мар. Марий Юмыйӱла). В настоящее время зарегистрированы четыре районные религиозные организации.
Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, при этом всегда учитывается положение Луны и Солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кӱсото) . Молением руководит онаеҥ (' карт , карт кугыза) .
Г. Яковлев пишет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70 . Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.
Главным богом является Кугу-Юмо — Великий Бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. По преданиям, ветер — его дыхание, радуга — лук. Также упоминается Кугурак — «старейшина» — иногда почитается также верховным богом:
Прими в дар жеребёнка молодого в знак нашего почтения и уважения, не давай в обиду злым духам
Из других богов и духов у марийцев можно назвать:
В современное время моления производятся богам:
Многие исследователи антиподом Куго-Юмо считают Кереметя . Места для жертвоприношений у Куго-Юмо и Кереметя отдельные. Места поклонения божествам называются Юмо-ото («божий остров» или «божественная роща»):
По характеру моления также различаются на:
Современные последователи марийской традиционной религии считают себя продолжателями аутентичных традиций этой религии. Этой же точки зрения придерживаются сотрудники Марийского института языка, литературы и истории [ нет в источнике ] .
По мнению финно-угроведа Владимира Напольских , в последнее время наблюдается ситуация сосуществования двух форм марийской этнической религии. В сельской местности сохраняется крестьянская религия, преемственность традиции в которой не прекращалась. Наряду с ней городской марийской интеллигенцией в 1990-е годы была сконструирована «национальная религия», призванная стать альтернативой христианству как «высокой религии» . Этнолог В. А. Шнирельман отмечает, что «учебные пособия, утверждённые Министерством народного образования республики <Марий Эл>, знакомят школьников с образцами языческого фольклора, причём для этого порой пользуются современными поэтическими произведениями писателя А. Юзыкайна , стилизованными под марийские народные сказы» .