Interested Article - Райнигер, Лотта

Лотта Райнигер ( нем. Lotte Reiniger , 2 июня 1899 , Берлин 19 июня 1981 , Деттенхаузен ) — немецкий режиссёр анимационного кино , получившая мировую известность благодаря силуэтным фильмам.

Биография

Шарлотта Райнигер родилась 2 июня 1899 года в Берлине-Шарлоттенбурге в семье банковского служащего Карла Райнигера и его жены Элеоноры. С шести лет Лотта интересовалась театром и вырезала силуэты. В кино её привлекали фильмы-сказки и феерии Жоржа Мельеса . Она быстро освоила технику китайского силуэта и вырезала силуэты для школьных театральных спектаклей, в том числе «Ромео и Джульетта». Очень большое впечатление на неё произвели фильмы с участием Пауля Вегенера «Пражский студент» (1913) и «Голем» (1914). В Певческой академии Берлина она прослушала лекцию Вегенера, впервые узнав о трюковых съемках и фантастических возможностях кино.

С 1916 по 1917 год Райнигер посещала актерскую школу, параллельно работая статистом в Немецком театре. В этот период она изготовила целый ряд силуэтов актеров, в том числе и Пауля Вегенера, который в 1916 году привел её в кино. Она изготовила рамки для промежуточных титров сначала в фильме «Свадьба Рюбецаля», а затем в фильме «Гамельнский крысолов». Режиссёр Рохус Глизе также заказал ей силуэты. Благодаря Вегенеру Райнигер познакомилась с группой молодых кинематографистов-экспериментаторов из Института культурологии в Берлине Гансом Кюрлисом, Карлом Виртом и Карлом Кохом, её будущим мужем. С их помощью осенью 1919 года она сняла первый анимационный фильм «Орнамент влюбленного сердца».

С 1920 по 1924 год Райнигер сняла несколько рекламных фильмов и четыре короткометражных силуэтных фильма, которые более 40 недель демонстрировались в кинотеатрах УФА. В 1923 году для фильма «Нибелунги» Фрица Ланга она сняла эпизод «Сон сокола», который не был использован. В том же году молодой банкир Луи Хаген предложил ей финансирование и производство длинного силуэтного фильма. В результате трехлетней работы был снят первый полнометражный фильм «История принца Ахмеда» (позднее «Приключения принца Ахмеда») по сказке из «Тысячи и одной ночи».

Частный показ фильма для 2000 приглашенных гостей состоялся 2 мая 1926 года в «Фольксбюне» и прошел с большим успехом. После положительных отзывов в прессе фильм был продан во Францию. Французская премьера, в подготовке которой участвовал Жан Ренуар , состоялась в июле 1926 года в Париже. После успеха фильма во Франции у него наконец нашелся прокатчик и в Германии. Официальная немецкая премьера состоялась 3 сентября 1926 года в кинотеатре «Глория-Паласт» в Берлине.

В июле—августе 1926 года Райнигер вместе с Бертольтом Брехтом провела отпуск на юге Франции, где она изготовила силуэты для «Трехгрошовой оперы». Заявка «Мария приходит», написанная для неё Брехтом и Элизабет Гауптман, осталась нереализованной. В 1927—1928 годах Райнигер сотрудничала с Паулем Дессау , Куртом Вайлем и Паулем Хиндемитом , которые написали музыку для фильма «Доктор Дулиттл».

В октябре 1929 года режиссёр Рохус Глизе приступил к съемкам игрового фильма «Погоня за счастьем» ( Die Jagd nach dem Glück ) про актёров карнавального театра теней по сценарию Райнигер и Коха.

В 1930—1932 годах Райнигер сняла три звуковых короткометражных силуэтных фильма «10 минут Моцарта», «Арлекин» и «Сисси». В 1933 году уехала в Париж, где её муж работал соавтором Ренуара. Изготовила силуэты сцен из фильма «Мадам Бовари» Ренуара, а также силуэты для фильма «Дон Кихот» Пабста . В 1934 году Райнигер вернулась в Берлин, где она сняла несколько силуэтных фильмов, в том числе «Папагено» по «Волшебной флейте» Моцарта.

В 1936 году Райнигер получила приглашение в Англию, где она представила свою коллекцию сначала в Бристоле, а затем в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Она познакомилась с Джоном Грирсоном , Альберто Кавальканти и и поставила фильмы «Завтрак короля» и «Приданое». Для фильма Ренуара «Марсельеза» она сделала эпизод игры теней. В 1939 году, в то время как её муж работал с Ренуаром в Риме, Райнигер жила в доме Ренуара в Антибе. Французский режиссёр очень ценил творчество Райнигер, называя её большим мастером театра теней, а её фильм «Князь Ахмед» — шедевром . С началом войны она уехала к мужу в Рим, где они до 1944 года жили у Висконти .

В 1944 году Райнигер вернулась в Берлин, ухаживала за больной матерью и работала в имперском институте кино. В 1945 году вместе с Элизабет Шульц учредила «Берлинские игры теней». С 1946 по 1947 год работала художником-оформителем в театре на Шиффбауэрдамм.

В 1949 году вместе с мужем уехала в Лондон. В 1953—1955 годах сняла 12 короткометражных анимационных фильмов для ВВС и американского телевидения.

После смерти мужа (1 декабря 1963 года) Райнигер много работала для театра, занималась книжной иллюстрацией. В 1970 году была издана её книга «Театры теней и фильмы теней» ( Shadow Theatres and Shadow Films ). Летом 1971 года она изготовила 146 силуэтов к четырем операм Моцарта — «Женитьба Фигаро», «Дон Джованни», «Так поступают все», «Волшебная флейта», которые были опубликованы в 1988 году. Она выступала с лекциями, проводила мастер-классы о технике силуэта и анимации — прежде всего в США и Канаде, а также во Франции, Норвегии, Турции, Германии и Италии.

В 1975 году началось её сотрудничество с National Film Board of Canada, для которого она сделала 16-минутный фильм «Окассен и Николет» по средневековой французской балладе. В 1979 году после двух лет подготовки был снят 24-минутный фильм «Кольцо и роза» по рассказу Теккерея.

Осенью 1980 года Райнигер переехала в Деттенхаузен под Тюбингеном к семье пастора и актёра театра теней Альфреда Хаппа. Кроме лекций и кинопоказов, она вместе с Хаппом выступала в театре теней. В 1980 году в рамках посвященной кино выставки в Киноинституте Дюссельдорфа сняла 8-минутный анимационный фильм «Четыре времени года».

Лотта Райнигер скончалась 19 июня 1981 года в Деттенхаузене. В 1992 году в Тюбингене был открыт Музей Лотты Райнигер.

Фильмография

1916 Свадьба Рюбецаля ( Rübezahls Hochzeit ). Полнометражный фильм режиссёра Пауля Вегенера. Райнигер изготовила силуэты для промежуточных титров.

1916 Прекрасная китайская принцесса ( Die schöne Prinzessin von China ). Силуэтный фильм с актёрами, которые видны на экране только как тени, режиссёр Рохус Глизе. Райнигер исполнила костюмы, декорации и спецэффекты

1918 Апокалипсис ( Apokalypse ). Короткометражный фильм режиссёра Рохуса Глизе с изображающими ужасы войны силуэтами Райнигер

1918 Гамельнский крысолов ( Der Rattenfanger von Hameln ). Полнометражный фильм режиссёра Пауля Вегенера. Райнигер изготовила силуэты промежуточных титров и анимированные модели крыс.

1919 Орнамент влюблённого сердца ( Das Ornament des verliebten Herzens ). Первый силуэтный короткометражный фильм Райнигер

1920 Потерянная тень ( Der verlorene Schatten ). Полнометражный фильм режиссёра Рохуса Глизе. Райнигер анимировала сцену, в которой музыкант сам не отбрасывает тени, но тень от его скрипки во время игры движется по стене.

1920 Амур и верные влюблённые ( Amor und das standhafte Liebespaar ). Силуэтный анимационный короткометражный фильм с одним живым актёром, который взаимодействует с силуэтами.

1920 Секрет маркизы ( Das Geheimnis der Marquise ) реклама крема Nivea

1920 Баркароль ( Die Barcarole ), реклама конфет Mauxion dessert

1921 Летающий сундук ( Der fliegende Koffer ), по рассказу Ганса Христиана Андерсена

1921 Вифлеемская звезда ( Der Stern von Bethlehem )

1922 Золушка ( Aschenputtel ), по братьям Гримм

1922 Спящая красавица ( Dornröschen ), по братьям Гримм

1926 Приключения принца Ахмеда ( Die Abenteuer des Prinzen Achmed )

1928 Китаец, который казался мёртвым ( Der scheintote Chinese )

1928 Сегодня танцует Мариэтт ( Heut tanzt Mariett ). Полнометражный фильм режиссёра Фредерика Цельника с силуэтными эффектами Райнигер

1928 Доктор Дулиттл и его звери ( Doktor Dolittle und seine Tiere ), 65-минутный полнометражный фильм по роману Хьюза Лофтинга

1929 Погоня за счастьем ( Die Jagd nach dem Glück ), полнометражный фильм режиссёра Рохуса Глизе c 20-минутной силуэтной анимацией Райнигер (в качестве одного из представлений театра)

1930 10 минут Моцарта ( Zehn Minuten Mozart )

1931 Арлекин ( Harlekin )

1932 Сисси ( Sissi ), 10-минутная силуэтная анимация, подготовленная для показа между актами одноимённой оперетты Фрица Крайслера

1933 Дон Кихот ( Don Quixote ). Полнометражный фильм режиссёра Георга Вильгельма Пабста. Райнигер анимировала силуэты для вступления, в котором Дон Кихот читает книгу о приключениях рыцаря.

1933 Кармен ( Carmen ), по опере Бизе

1934 Крутящееся колесо ( Das rollende Rad )

1934 Кот в сапогах ( Der Graf von Carabas ), по братьям Гримм

1934 Украденное сердце ( Das gestohlene Herz ), по басне Эрнста Кайенбурга

1935 Папагено ( Papageno ), сцена из оперы Моцарта «Волшебная флейта»

1935 Калиф-аист ( Kalif Storch ), по сказке Вильгельма Гауффа

1935 Галатея ( Galathea: Das lebende Marmorbild )

1935 Маленький трубочист ( Der Kleine Schornsteinfeger ), по рассказу Эрика Уолтера Уайта

1936 Королевский завтрак ( The King’s Breakfast ), по поэме А. А. Милна

1937 Приданое ( The Tocher ), рекламный фильм для General Post Office (G.P.O.)

1937 Марсельеза ( La Marseillaise ). Полнометражный фильм режиссёра Жана Ренуара. Райнигер подготовила сцену — представление кукольного театра теней о необходимости Французской революции

1939 Цирк мечты ( Dream Circus ), по балету Игоря Стравинского «Пульчинелла» (не завершен)

1939 Эликсир любви ( L’Elisir D’Amore ), по опере Гаэтано Доницетти (не завершен)

1944 Золотой гусь ( Die goldene Gans ), по братьям Гримм

1949 Приветственная телеграмма ( Greetings Telegram ), рекламный фильм для G.P.O.

1949 Ранняя почта на Рождество ( Post Early for Christmas ), рекламный фильм для G.P.O.

1949 Лицензия на радио ( Radio License ), рекламный фильм для G.P.O.

1950 Шерстяной балет ( Wool Ballet ), рекламный ролик для лондонского Crown Film Unit

1951 День рождения Мэри ( Mary’s Birthday )

1953 Аладдин ( Aladdin )

1953 Волшебный конь ( The Magic Hors )

1953 Белоснежка и Розочка ( Snow White and Rose Red ), по братьям Гримм

1954 Три желания ( The Three Wishes ), по братьям Гримм

1954 Кузнечик и муравей ( The Grasshopper and the Ant ), по басне Лафонтена

1954 Храбрый портняжка ( The Gallant Little Tailor ), по братьям Гримм

1954 Спящая красавица ( The Sleeping Beauty ), по братьям Гримм

1954 Принц-лягушка ( The Frog Prince ), по братьям Гримм

1954 Калиф-аист ( Caliph Stork ), по сказке Вильгельма Гауффа

1954 Золушка ( Cinderella ), по братьям Гримм

1955 Гензель и Гретель ( Hansel and Gretel ), по братьям Гримм

1955 Дюймовочка ( Thumbelina ), по Гансу Христиану Андерсену

1955 Джек и бобовое зернышко ( Jack and the Beanstalk ), по братьям Гримм

1956 Вифлеемская звезда ( The Star of Bethlehem )

1957 Прекрасная Елена ( Helen La Belle ), по оперетте Жака Оффенбаха

1958 Сераль ( The Seraglio ), по опере Моцарта

1960 Крысолов из Гамельна ( The Pied Piper of Hamelim ), для Рождественской Пантонимы в театре Ковентри

1961 Принц-лягушка ( The Frog Prince ), для рождественской пантонимы в театре Ковентри

1962 Малыш Сэнди ( Wee Sandy ), для антрактов театра Глазго

1963 Золушка ( Cinderella ), для рождественской пантонимы в театре Ковентри

1975 Окассен и Николет ( Aucassin and Nicolette ), по средневековой песне-сказке

1979 Кольцо и роза ( The Rose and the Ring ), по рассказу Уильяма Теккерея

1980 Четыре времени года ( Vier Jahreszeiten )

Последователи

  • Энтони Лукас — австралийский художник, режиссёр анимационных фильмов, автор инсталляций. Является учредителем и владельцем независимой анимационной студии «Spindly Figures», располагающейся в Мельбурне , Австралия . Его мультфильм в технике силуэтной анимации «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло» был номинирован на Каннском международном кинофестивале 2005 годов на Золотую пальмовую ветвь в категории Лучший короткометражный фильм и на премию Оскар (Лучший короткометражный фильм, 2006 год).
  • Мишель Осело — французский режиссёр анимационных фильмов, номинант и лауреат многочисленных международных кинофестивалей.

Примечания

  1. (англ.) — Taylor & Francis , 2016. — P. 59. — ISBN 978-1-138-85452-9
  2. Ренуар, Жан. Моя жизнь и мои фильмы. — М. : Искусство, 1981. — С. 141—142. — 236 с.

Литература

  • Lotte Reiniger: Shadow Theatres and Shadow Films. London, Batsford 1970.
  • CineGraph — Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text+kritik im Richard Boorberg Verlag, München 1984.

Same as Райнигер, Лотта