Interested Article - Волшебный рог мальчика

Рог изобилия на титульном листе второй части сборника

«Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни» ( Des Knaben Wunderhorn. Alte deutsche Lieder ) — сборник немецких народных песен , подготовленный и изданный в 1806—1808 годах в Гейдельберге двумя поэтами из гейдельбергского кружка романтиков Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано .

В сборник вошли песни разнообразных жанров — солдатские, монашеские, разбойничьи, бытовые, любовные. Обработка текста издателями в некоторых случаях означала его полное переписывание. Например, история о русалке Лорелее , получившая впоследствии широкую известность, была плодом воображения Брентано.

Светила немецкой филологии поспешили указать, что, как и пресловутые песни Оссиана , данный труд не обошёлся без мистификации : многие из представленных песен вовсе не народные, а авторские, хотя их сочинители (среди них Симон Дах и Гриммельсхаузен ) были к началу XIX века преданы забвению . Однако на защиту сборника поднялся И. В. Гёте , которому издатели посвятили свой труд: великий поэт заявил, что вне зависимости от их происхождения в этих песнях «бьётся сердце немецкого народа».

При составлении сборника Арним и Брентано находились под влиянием рассуждений И. Г. Гердера о « духе народа », который находит отражение в его фольклоре . При отборе материалов для сборника они руководствовались желанием показать традиционный уклад немецкой жизни и не избежали при этом идеализации немецкой старины :

Сословно-цеховой строй средневековья, патриархальные отношения в сочетании с устойчивыми нормами нравственного поведения представлялись им идеалом в сравнении с современным обществом, отмеченным борьбой эгоистических интересов и девальвацией этических норм.

Иллюстрация М. фон Швинда к изданию 1850 года

«Волшебный рог мальчика» вписал яркую страницу в летопись немецкого романтизма . Сборник пробудил интерес к национальному фольклору в целом и к «крестьянским песням» в частности. Начатая гейдельбергцами работа по популяризации народного литературного творчества была продолжена изданием народных сказок в обработке братьев Гримм . Некоторые из сюжетов сборника (например, о гамельнском крысолове ) стали известны далеко за пределами Германии.

«Волшебный рог мальчика» был одной из настольных книг Густава Малера ; кроме одноименного песенного цикла , на тексты из сборника написаны вокальные части Второй и Третьей (пятая часть) симфоний композитора, к «Волшебному рогу» восходит и образ Антония Падуанского из Второй симфонии , его « Песни странствующего подмастерья » также открываются строками из «Волшебного рога» . Музыкальной обработкой песен, собранных Арнимом и Брентано, занимались также К. М. Вебер , Ф. Мендельсон , Р. Шуман , И. Брамс , А. Веберн , А. Цемлинский .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Britannica. Дата обращения: 12 декабря 2012. 18 января 2013 года.
  2. Тураев С. В. Литература начала XIX в.: [Немецкая литература]. Новалис. Тик. Жан-Поль Рихтер. Гельдерлин. Поздний Шиллер. Клейст. Гейдельбергские романтики // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989. — С. 36—51.
  3. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. — М. : Советский композитор, 1975. — С. 26. — 496 с.
  4. Барсова И. А. Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество // Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М. : Музыка, 1968. — С. 37.
  5. Michalek Andreas. (неопр.) . Gustav Mahler . Internationale Gustav Mahler Gesellschaft. Дата обращения: 21 сентября 2015. 25 сентября 2010 года.

Ссылки

  • (1806)
  • (1806)
  • (1808)

Same as Волшебный рог мальчика